Глава 7. 17. 18. кино да и только!

КИНО ДА И ТОЛЬКО!

   Когда-то из всех искусств, по выражению небезызвестного оратора, важнейшим являлось кино.
И сегодня оно тоже весьма востребовано. Пусть это уже совершенно другое кино, но тем не менее…
Я уже рассказывал о работе в кино нашего Виталика Сидлецкого.
Напомню, то был фильм «Чёрная курица, или Подземные жители».
   Следующая картина, в которой мы приняли посильное участие, снималась режиссёром «Ленфильма» Семёном Арановичем осенью 1982 года. Сценарий написала Светлана Кармалита, на основе военной прозы Юрия Германа, известного советского писателя.
Картина называлась «Торпедоносцы».


Торпедоносцы.
Речь в фильме шла о военных морских лётчиках Северного флота во время Великой Отечественной войны. Натурные  съёмки велись в районе посёлка Сафоново Мурманской области, где во время боевых действий и располагалась советская морская авиация. «Торпедоносцы»-самолеты,  которые боролись с фашистскими подводными лодками.  Да и с кораблями тоже.
На съёмках мы познакомились с творческой группой, с артистами, занятыми в картине. Это Родион Нахапетов, Станислав Садальский,Татьяна Кравченко, Алексей Жарков и другие интересные актёры.
Как мы попали в кино?
В наш ДК им. Кирова в августе, когда все коллективы самодеятельности  практически отсутствовали, появилась ассистент режиссера Светлана Байкова- в поисках участников массовки и эпизодов. Мы разговорились с ней и пришли к согласию. И вот волнующий день съёмки.
Ранним  утром мы у гостиницы «Полярные Зори» в Мурманске сели в автобус Ленфильма. Со мной пришли наши студийцы
Юра Меркулов, Боря Шостак и Михаил- сотрудник уголовного розыска. Дорога была недолгой. На КПП, которое стоит за Мурманском по пути в Североморск, серьёзные морские пограничники проверили списки с нужными печатями. Вскоре мы оказались на месте. Актёров тут же направили гримироваться и переодеваться. Нашу группу осмотрел сам Аранович. Они со вторым режиссером и асисстентами обошли меня буквально со всех сторон и о чем-то  тихо переговаривались.
 До меня долетало:
-Похож..
-Копия.
-Подстричь…
 Затем моих ребят направили подстригаться, а на меня стали примерять генеральскую шинель. Она оказалась впору. Я пока ничего не понимал. Дело в том, что работа вокруг просто кипела. Кто-то что-то носил, передвигал, отдавал команды и т.д. Бегали осветители, примчал старый грузовик времен войны с фашистами…
Словом, процесс шёл вовсю. Мне предложили подстричься налысо.
Я, конечно понимал, что время действия – война, наши прически надо укоротить. Но чтоб так радикально! В общем, налысо я отказался стричься. Сослался на то, что у меня предстоят концерты и авторские вечера, что соответствовало действительности…Отказал самому Семёну Арановичу- будущему Лауреату Государственной премии(именно за фильм «Торпедоносцы»). Повышенный интерес ко мне сразу пропал. Меня присоединили к моим ребятам, коротко подстригли, переодели в форму краснофлотцев, загримировали.
Наш эпизод был такой.
К причалу подходит катер. С него моряки  начинают по сходням носить коробки с маргарином. Сверху за разгрузкой наблюдает начпрод младший лейтенант Неделькин. Время действия – раннее утро. Наплывает туман- спецы пустили дымы. Тут с причала на катер внезапно мчится по сходням герой Алексея Жаркова, увидевший на катере свою зазнобу Марусю(Татьяна Кравченко). Несколько коробок падают в воду, суматоха среди матросиков(нас!)…
Свет прожекторов ярок, как солнце, дымы густы, оператор наготове.
Мы прошли эпизод без камеры. Режиссер остался доволен.
-Камера! Мотор!
Мы взвалили коробки и пошли. Голос высокого худощавого Неделькина  сверху,  с деревянного помоста:
-Осторожнее там!
И тут я автоматом отвечаю:
-Не волнуйтесь, утоварищ умладший лейтенант. Усе будет у порядке!..
Тут вбегает Жарков, летят в залив коробки, суматоха, багры, встреча влюблённых.
Голос Семена Арановича:
-Снято! Спасибо, «Диалог!»!
   Я ожидал нагоняя за импровизацию. Но всё пришлось кстати и маститый режиссер пожал нам руки…
   Долго всматривались мы на премьере фильма в полумрак на экране. Видны лишь силуэты моряков, лиц  не разглядеть…
И только голос остался мой:
-Не волнуйтесь, утоварищ умладший лейтенант. Усё будет у порядке!..
Как говорила Фаина Раневская: «Плевочек в вечность»…

…Ещё два момента этих съёмок.
Первый.
 Позже я узнал, что, когда меня хотели подстричь налысо, то предполагали снять вместо Александра Филиппенко. Тот , оказывается, играл в фильме генерала, но из-за занятости в эти дни не мог присутствовать на съёмках. Тогда решили заменить его в сцене речи на грузовике дублером. Но снять –сзади. Со спины я очень на него похож! Отказался от такой роли- генерала  со спины! Вместо Филипенко!!!
Зато в своей микророли я сказал свое веское слово!..

Второй.
Эпизод  отснят, со всеми артистами мы перезнакомились, времени ещё около 11 утра. Мы уже никому не нужны. Что делать до вечера, когда группа будет возвращаться в Мурманск?
Миша- старший лейтенант уголовного розыска- предложил ехать домой самостоятельно, не дожидаясь группы, то есть, 20 часов.
Нас с ним подкинули на газике до поворота, где останавливался автобус «Североморск-Мурманск». Вот  рейсовый пассажирский автобум. Садимся. Едем. КПП. Проверка документов пограничниками. Вернее, матросами, так как все они в чёрном. И тут я с ужасом вспоминаю, что оставил паспорт дома!..Михаил успокаивает: «Со мной не пропадёшь!». Он показывает свое удостоверение, а на меня кивает: «Этот задержанный гражданин- со мной!» .
Погранцы шлагбаум не открывают, а  нас препровождают на КПП  для уточнения момента. Мы объясняем про кино. Офицер  понятливо кивает. Уточнение заканчивается тем, что старший  тут же отпускает Михаила, после чего тот уезжает на автобусе. А я остаюсь стоять один. Слева-  караульное помещение, сзади-у входа- камера
предварительного заключении, с решётками на металлической двери.
-А этого куда, товарищ капитан?.
-В КПЗ. Буду звонить в КГБ…
-Есть!
Вот это я попал! В лучшем случае сидеть за решёткой до вечера!
В худшем- до выяснения личности, суток трое…
И тут на мое счастье подошли ещё два автобуса, матрос-пограничник быстро направился для проверки документов, офицер отвлёкся, что-то крича в телефонную трубку…
 Я, недолго думая, выскочил из КПП и побежал в сопки, находившиеся рядом. Послышались крики, затем выстрелы из автоматов…
Петляя как в кино про шпионов, я мчался в сторону Североморска. Выстрелы стихли...
Я с ужасом осознавал своё незавидное положение. Мне нужно в Мурманск. Стало быть , придётся действовать незаконно, пересекая практически госграницу…
Я быстро перешёл североморское шоссе и по его другой стороне  двинулся обратно.
На той стороне трассы сплошь шли войсковые части, окружённые заборами с колючей проволокой. Между двумя такими заборами внезапно нашёлся проход, по которому я вышел прямо…в болото. Мне повезло. Несмотря на то, что денёк зачинался солнечный, было прохладно. Лед, появившийся ночью, сохранился .  Я, как разведчик-нелегал, двинулся в опасный путь по болоту…
Домой я- мокрый и весь в болотной тине- попал намного раньше автобуса «Ленфильма»- в 19 часов…
Такое было моё первое кино…
   Так что в Госпремии СССР, которой был в следующем 1983 году отмечен фильм, есть и наш, как вы понимаете, весьма  весомый вклад!
    *     *     *
   Потом были ещё работы, связанные с кино.
Наш Дима Калинин был приглашен в сериал «След»(210 серия "Дембельский аккорд"). Там он сыграл отвратительного типа- старослужащего в Армии, наркомана, садиста и наёмного снайпера…Блестящая актёрская работа, но жуткая роль…
Потом был его эпизод в сериале «Неудачников нет». Ещё эпизод в другом сериале, где они участвовали вместе с солистами ансамбля ВДВ.

А вот как Дмитрий попал на главную роль фильма «Посвящение». Они с друзьями-студентами ходили по киностудии «Мосфильм» в поисках подработки. Навстречу- режиссёр Константин Виноградский. Он хотел снять фильм для участия в конкурсе антинаркотической направленности. Дима воскликнул: «Так это ко мне!»(Ну вылитый я в молодости!). Тут же достал из рюкзака ноутбук  и накидал примерный сюжет. Режиссер был просто сражён. Так Дмитрий стал автором сценария и исполнителем главной роли фильма «Посвящение», премьера которого проходила аж в Московском Доме кино… И мы с Инной сидели в первых рядах как именинники!.

   …Ева Пьерова и  Ира Шкабарина тоже случайно попали на съёмки пары сериалов…
   Ещё мы участвовали в разных телепроектах: «Большая стирка», «Пусть говорят!», «Суд идет», «Адвокатские истории»  и др.
   Инна Калинина участвует также в уникальном медийном проекте. Суть его такова- это радио в Интернете. В частности, там готовят любопытные радиоспектакли. Инна блестяще озвучивает различных персонажей. Лучше всего ей удаются отрицательные героини. И это- закономерно, поскольку сказывается специфика нашего комедийного театра.
А Дмитрий для этого проекта сейчас пишет в соавторстве с Никитой Муравьёвым музыкальную сказку.

Газгольдер.

   А вот как было дело с моим участием в нашумевшей ленте  «Газгольдер».
Действие  происходило в декабре 2013 года.
Я был приглашён осенью того года в  популярный Московский ресторан «Жигули», что на новом Арбате, вести музыкальные развлекательные программы.
Знатокам хорошо известно как само заведение, специализирующееся на всём ностальгическом советском –пиве, кухне, манере игры и репертуаре различных ВИА, так и имя владельца ресторана. Это сын известнейшего певца, легенды и мэтра  нашей эстрады, который недавно, отметив солидный юбилей, покинул наш бренный мир …
Я быстро вписался в вечернюю жизнь ресторана, сдружился с талантливыми ВИА, диджеями, официантами. Короче, стал своим. Мы с одним из музыкантов ВИА «Формула света» Антоном Бендериным  написали песню «Жигули», ставшую своеобразным гимном заведения…

 И тут в престижный ресторан зачастили киношники. Прошёл слух, что здесь будет сниматься важная сцена будущего фильма. Постановочная группа поинтересовалась у администрации, нет ли у них на примете хорошего ведущего или тамады? Те сказали про меня и дали номер моего мобильного. Время шло, а никто не звонил. Тогда мы позвонили сами…Была назначена встреча, на которую никто из них  не приехал. Потом киношники мне позвонили дня через три-четыре и  пригласили в офис в районе Курского вокзала…Даже обещали оплатить такси. Там тоже никого не оказалось. Потом, через неделю, меня пригласили сразу на съёмки…

   «Жигули» в тот вечер напоминали поле битвы. Повсюду кабели, прожектора. Бегают десятки неизвестных людей. Я в нашей постоянной  гримёрке быстро переоделся в свой фирменный костюм и явился перед режиссёрской группой при полном параде. Те были поражены. Стали извиняться, что на роль тамады уже утвердили другого артиста. Режиссер Иван Курский, парень лет 25- 26,  виновато сказал, что мне заплатят за беспокойство  как консультанту.
Я твёрдо заявил, что « беспокойство» это длилось целых три недели и они обязаны  не только мне заплатить, но и дать роль!
-Какую? Всё уже распределено!
-А что здесь будет происходить? Зачем тамада?
-Банкет по случаю юбилея отца главного героя , бывшего чекиста.
-Так я буду его другом!  Поэтом, который посвятил юбиляру стихи!
-Какие еще стихи?
-А вот какие! Минуточку!
   Через пять минут я прочёл им новоиспечённое юбилейное послание. Ребята из киногруппы дружно согласились оставить меня в этой сцене…
Лишь попросили снять мою неизменную малиновую шляпу и заменить галстук. Костюмеры тут же подобрали мне чёрную бабочку. А  ассистенты посадили за один стол с симпатичными топ-моделями…
Массовку, человек 250, одели в наряды 70-х советских времен. Наши официанты работали на износ, накрывая столы. Накрытие
было богатейшее: роскошные вина, дорогие коньяки, изысканное шампанское, фрукты, фаршированные осетры и стерляди, икра разных видов, жареные поросята и даже приготовленные особым образом павлины…Такого накрытия я здесь ни разу не видел!
Жуть! Нам строго-настрого наказали- ни есть ни пить без команды!
Так и сидели бедные артисты, давясь слюной , до самого утра…Куда потом делось все это великолепие- коммерческая тайна киногруппы…
Сколько же деньжищ было потрачено на весь фильм, если только ресторан стоил миллионы! И все затраты на картину с банальным сюжетом- ради   рекламы Басты(Васи, что теперь часто мелькает на ТВ то в развлекательных программах, то в рекламе), песни которого звучат в киноленте…И ради  раскрутки его ночного клуба «Газгольдер»…
«Откуда деньги, Зин?» 
Кстати, чисто технически- картина получилась весьма зрелищная.

…Съёмка той ночью  шла долго и нудно, было много остановок. Но артисты старались, массовка тоже, невзирая на бесконечные дубли, была полна энтузиазма.
…Мой эпизод сняли с первого дубля. Публика даже зааплодировала, выслушав поздравление.
Администратор Вадик ,уже  хорошо к утру принявший,  рассчитался со мной, хотя и пытался сбить цену. Но в конце концов сдался, и мы расстались друзьями.
 Правда, мои стихи при монтаже подрезали, но всё же я волшебным образом  попал в картину, наделавшую вскоре немало шума среди фанатов Басты и его компании…
Да и сегодня у нее немало просмотров на Ютубе...
(Продолжение следует)


Рецензии