Мирмекий на Боспоре Киммерийском
===================================
Город Боспорского государства, Пантикапейский полис, основан был греческими выходцами по одним сведениям из Ионики, по другим из Милета. Его основное городище ныне находится в 4-х километрах от пределов Керчи. В это время по Крыму скакали скифы. Ещё раньше тут были киммерийцы арийские.
Вообще-то технология освоения греками новых территорий в Крыму была повсюду одинаковой. Они не уходили дальше берега. Создавали на мысу небольшую торговую факторию, договаривались со скифами, какой товар греки будут у них покупать, что им продавать.
Так же греки начали осваивать и побережье Керченского пролива, которые было им интересно тем, что это был проходной двор из Азии через Кавказ в Крым и обратно, частично минуя Причерноморские степи.
Скифы, которые освоили Крым на 150 лет раньше греков, не препятствовали созданию греками своих торговых факторий на берегах Крыма. Надо полагать, что история пропустила мирный договор, заключённый между царём крымских скифов и властителем Ионики за шесть сотен лет до Рождества Христова. Мирный кон (договор) между Царём крымских скифов и Властителем греческой Ионики. Договор о владении территориями. Скифы по степям, греки по берегам.
Это был один из самых первых греческих полисов в Крыму, с которого началась греческая колонизация полуострова. Его основание историки относят к началу 7-го века до начала Новой Веры.
Город расположился на берегу моря в Керченском проливе, в античности называемым Боспором Киммерийским. Греки с башен города могли видеть Таманский полуостров, относимый ими к Азии.
История названия города до сих пор вызывает споры среди историков. Одни считают, что Мирмекием был основатель города, либо кто-то из руководителей Милета, кто направил сюда эту экспедицию. Другие считают, что так назвали скифы или греки скалы в Керченском проливе.
По другой версии греки привезли в Крым технологию плугового земледелия, покровительницей которого была Мирмека из свиты Афины. Кроме распашного земледелия ионические греки передали скифам, а затем и аланам элементы греческих профессий. По этому поводу в самой Греции разгорелась горячая дискуссия, поскольку считалось, что только Афина, как столица, имеет право передавать греческие технологии окраинам. А Ионика была в то время восточной губернией Греции.
По иной версии Мирмек – это имя мифического муравья в Древней Греции, а в Крыму, там, где греки основали свою торговую факторию, было много травы в которой водились муравьи, которых греки звали мирмеками, скифы звали мирвами, арийские киммерийцы называли мармавами, что близко к древнерусскому муравью.
Мирмекий в 5-м веке начал печатать свою собственную монету, в которой стояло изображение их древнего Бога Мирмека, муравья. Затем изготовление монеты было перенесено в Пантикапею.
Вот так, по совокупности и сложилось, по всей видимости, именование этого города.
Потом тут были и византийцы, и хазары, и османцы, и будущие германцы готы, и татары, но никто не изменил название города, все считали его себе родственным, это именование.
В середине 6-го века до нашей эры Керченский перешеек переживает сильную засуху, небольшие поселения здесь часто настигают пожары, к тому же, своё недовольство влиянием греков на Керченском перешейке проявляют усилившиеся аланы, которые, в отличие от скифов, были более склонны к осёдлости и строительству постоянных поселений.
К концу 6-го века до Рождества Христова греки уже имеют вокруг акрополя оборонительную стену, чуть позже строится такая же стена в Порфмии. За стеной идёт посад. Площадь территории Мирмекии в это время составляет около 2,5 гектар.
В начале 5-го века до Рождества Христова Мирмекий активно развивается, торговля между алано-скифами и Ионикой процветает, площадь городка составляет в это время 7 гектар. Теперь тут уже нет полуземлянок, все дома наземные и с подвалами.
Греки здесь производили сельскохозяйственную продукцию, солили рыбу, производили вино, которыми торговали с местными скифами и со своей метрополией.
производства, так и греческого.
Эллины привнесли в Крым технологию виноделия. Не обошли они и Мирмекий, где греки, а потом и аланы возделывали многие сорта винограда. Здесь была разработана особая технология обработки винограда, которая до сих пор используется местными виноделами.
Виноделие заключалось в двухэтапном производстве. Сначала виноград давился ногами, полученное сусло шло на вино, остальное додавливалось каменными прессами и шло на соки.
Кроме того, на своих кораблях они привозили оружие, украшения, гончарные изделия, которые меняли на рабов у скифов. Здесь торговали гончарными изделиями как собственного Тем не менее отношения между поселенцами и скифскими Царями не всегда были мирными, возникали и конфликты.
Дома были полуземляночного типа с небольшой надстройкой из дерева и тростника сверху. Жилые помещения были скомпонованы на скальной территории прибрежного мыса в бухте, сейчас это место называется Карантинный мыс.
В 430-м году до нашей эры в результате сильного землетрясения город разрушается. На ослабленный город нападают скифы. Однако через 10 лет вся оборонительная система восстанавливается, теперь она выглядит более солидно, однако трения со скифами сохраняются, в стенах есть остатки стрел степняков.
В конце 5-го века до Рождества Христова скифы несколько раз нападают на город и, в конце концов, разрушают его.
В середине 5-го века до Нового Времени порядок в отношениях со скифами устаканился, скифская принцеска вышла замуж за милетского патриция, Мирмекий возрождает свою славу. В городе строится много зданий, в основном из дерева. Город несколько раз горит, но снова отстраивается.
К 350-му году до нашей эры Мирмекий достигает расцвета. Здесь строится храм, строятся общественные здания, площадь застройки восстанавливается, новые здания строятся прямо поверх останков старых.
В 4-м веке до Новой Эры Мирмекий обживается второй стеной, которая закрывает от нападений и посады. Его площадь в это время составляет 9 гектаров.
Его строения вытягиваются вдоль берега с востока на запад, концентрируясь вокруг пристани и крепостных стен. В конце этого проспекта возвышалась скала с площадкой, к которой были вытесаны ступени из камня.
В середине 4-го до нашей эры страну снова настигает засуха в результате жары, которая длятся несколько лет. В пожарах гибнут все основные постройки Мирмекии. После наступления новой климатической паузы, греки, по всей видимости уже с аланами, строят новые оборонительные стены, которые защищают город от скифов. Площадь построек города достигает 8-ми гектар.
В 3-м веке до Рождества Христова город обретает новое дыхание, его торговля расцветает, все его враги предпочитают с городом дружить. В городе появляется несколько языческих святилищ.
Город развивается без особых катаклизмов до 1-го века до нашей эры, до прихода Рима. На территории Мирмекия в это время исповедуются разные социокульты и скифов, и алан, и греков, появляются и римские волонтёры, которые, как оказалось пришли не с миром.
В середине 1-го века до нашей эры Боспорское царство, поддерживавшее относительный мир между разными племенами и народами в Крыму, пало. Римляне, распространившие свою власть над всем Крымом поначалу не стали поддерживать Мирмекий, который в течение сотни следующих лет жил сам по себе, постепенно иссыхая.
В 1-м веке по Рождеству Христову жизнь на месте города по прежнем еле теплится, тут стоят всего несколько жилищ.
Город гибнет в результате ослабления Боспорского царства из-за внутренних междоусобиц и гибели его исторической знати во главе с Митридатом Евпатором.
В середине 2-го века оборонительные сооружения уже трудно отличить от канав, хотя на мысу вдруг возникает монументальная гробница, посвящённая царю Боспорского царства, возможно, Тиберия Юлия Евпатора.
В середине 2-го века по Рождеству Христову в город, судя по всему, приходят римляне, они строят тут крепость, которая постепенно обустраивается усадьбами. Через некоторое время Мирмекий снова застраивается усадьбами и восстанавливает своё звание города, пусть и незначительного. Жизнь города, тем не менее, не заладилась, его жители постепенно покинули его, предпочтя уйти в города Пантикапейские.
В 250-м году после Рождества Христова на Керченском перешейке появляются готы, которые поселяются и в Мирмекии. Они привносят свои представления в градостроительную политику города, объёмы строительства увеличиваются, но особой системы нет, единого плана застройки тут не было, каждая усадьба имела свои оборонительные стены и существовала как бы отдельно от города, представляют из себя миникрепости.
К 375-му году влияние готов ослабевает в связи с появлением гуннов, которые превратили в пастбища все окрестные территории.
В 390-м году горожане уходят из города в Пантикапею, по всей видимости, их исход продолжался не одно десятилетие.
С этого момента город перестал функционировать. 4 века здесь не происходит ничего особого, даже переход Крыма под попечительство Византии не оживляет этого места.
В конце 4-го века Мирмекий пытается отражать давление Царства гуннов, люди начинают уходить из этого опасного места, торговля прекратилась и к началу 4-го века город прекратил своё существование.
На его месте то возникали поселения, то исчезали. Только с приходом хазар, здесь появляются люди салтово-маяцкой культуры. Это приходят хазары с аланами. По всей видимости в соседних поселениях сохранились аланские корни, местность на некоторое время оживает, снова появляются виноградники, делается вино.
В 965-м году Хазария пала, хазарское влияние, и так небольшое, здесь совсем исчезло. В 988-м году на смену Хазарии приходит Древняя Русь. Но на местах, где властвовала Хазария, ничего не изменилось, поскольку на самом деле русо-славянское влияние внедрялось в Хазарию с самого начала 10-го века. Святослав в 965-м году только юридически установил конец Каганата.
До конца 11-го века посёлок никак себя не проявляет на исторической арене, поскольку Киевская Русь не имела особого интереса Крыму. И даже не стала юридически оформлять на него свои права. Хотя заселение Русью и полуострова, и Керченского перешейка все эти столетия велись активно.
С конца 11-го века влияние Руси ослабевает, сюда приходят на 200 лет половцы. Они прибрежьем не занимаются, торговых амбиций у них не было, расселялись они в степной полосе Крыма, богатой разнотравьем.
После половцев во второй половине 13-го века в Крым приходит Золотая Орда, которая к поселению на месте Мирмекия никакого интереса не проявила. Однако, в связи с тем, что Керченский пролив в это время стал частью из направлений Шёлкового пути, на месте Мирмекии возникают отдельные поселения, которые контролируют только сухопутную часть. А для этого города не требуются.
За Ордой на короткое время возвращается Византия, у которой уже не было сил возрождать свои старые торговые фактории в Крыму.
В 1380-м году Крым получила Генуэзская Республика, но жители селищ вокруг бывшего города Мирмекрий об этом даже и не узнали.
В 1400-м году возвращается Золотая Орда, словно напоследок что-то забыла в Крыму. До Мирмекии снова руки не доходят.
Крымское ханство, существовавшее в Крыму до 1475 года, развивало городскую систему, но основой государственного социокульта Ханства были степи, с морями они не знали, что делать.
Османия, владевшая Крымом 300 лет, до прихода русских, занималась городами, но не возрождала их. Турки использовали полуостров исключительно в геополитических целях, для сдерживания конкурентов в Чёрном море.
Пришедшие в 1783-м году в Крым русские даже не знали, что на Керченском перешейке когда-то был город.
По прошествии многих веков новые поселенцы уже не могли сказать, что тут раньше было, а к 19-му веку летописные истории о Мирмекии в греческом написании стали считаться мифологическими и сказочными.
Мирмекий остался в памяти истории тем, что это было чуть ли не первое греческое поселение городского типа в Крыму, здесь появляется первая оборонительная каменная стена вокруг города из зафиксированных в Крыму, здесь найдено большое количество кладов с монетами, здесь было найдено крупнейшее в Крыму захоронение с огромным мраморным саркофагом.
++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220092901789