Поездки в Шмаковку

Для многих дальневосточников название Шмаковка связано с лечением в местных санаториях.  А я знал об этом лишь теоретически. Когда, живя в Хабаровске, ездил к Японскому морю во Владивосток или Находку на поезде, проезжал станцию «Шмаковка», но никаких санаториев не видел, ибо они располагаются  далеко от станции.  Когда в нашей семье появился автомобиль, мы ездили на нем в Приморье по трассе «Уссури» (Хабаровск-Владивосток) мимо Шмаковки, не заезжая в поселок, чтобы успеть проехать около 900 км в течение светового дня.  Шмаковка расположена примерно на половине расстояния от Хабаровска до Владивостока. Недалеко от поселка на склоне горы есть площадка, где обычно останавливаются машины туристов, едущий в Приморье или обратно, для короткого отдыха и перекуса. С этой площадки хорошо видна река Уссури, но она в этом месте еще не такая широкая и могучая, как в районе Хабаровска.

Но прежде чем поведать своим читателям о двух поездках в Шмаковку, требуется немного рассказать об этом месте, и откуда взялось само название «Шмаковка».

Вблизи Шмаковки расположены Шмаковские источники кальцие-магниевых минеральных вод, близких по составу к Нарзану (маломинерализованные, гидрокарбонатные кальциевые, магниево-кальциевые и кремнистые). Эти источники внесены в «Перечень уникальных курортов России», то есть в бальнеологическом плане состав вод
Шмаковского месторождения отличен от других вод страны. Минеральная
вода «Шмаковская» и «Монастырская» весьма популярна и широко продаётся в магазинах Приморья и за пределами края.
 
Географическое положение
В Кировском муниципальном районе Приморского края три населенных
пункта имеют название Шмаковка.

Первый —курорт Шмаковка, жилая территория которого имеет другое название — посёлок Горные Ключи. Расположен он в 15 километрах к северу от
районного центра Кировский, вдоль трассы М60 «Уссури» (Хабаровск — Владивосток). Здесь находятся известные санатории Приморского края — «Жемчужина» и «Изумрудный», санаторий «50 лет Октября» и военный
санаторий, а также Свято-Троицкий Николаевский монастырь.

Село Шмаковка лежит в 10 километрах к западу от посёлка Кировский.
Никакого монастыря и источника минеральной воды там нет.

Третий населенный пункт, имеющий сходное название — станция Шмаковка — находится близи ДВЖД, на расстоянии 6 километров к западу от села
Шмаковка, в 16 километрах от районного центра Кировский. Расстояние
между станцией Шмаковка и курортом Шмаковка составляет более 30
километров, при этом ближайшая железнодорожная станция к курорту
федерального значения Шмаковка — станция Ружино Лесозаводского района.

Климат в Шмаковке резко континентальный. Температура зимой — около ;18 °С, летом — около +22 °C. Осадков — около 640 мм в год.

История
В 1870 году у горы Медвежьей в поисках воды солдаты линейного полка
вырыли колодец, из которого пошла минеральная вода. Была направлена
изыскательская экспедиция в Уссурийскую тайгу с участием Владимира
Семеновича Шмакова — инженера путей сообщения. После его внезапной смерти
железнодорожники решили назвать его именем станцию.

После постройки монастыря источником и водой занимались монахи.
Первое коммерческое использование воды связано с именем
владивостокского купца Апостола Ивановича Коллорита, который в 1902 году заключил с губернатором Приморской области контракт на сдачу в аренду
шмаковских источников. Однако его затея потерпела фиаско. В 1907 году
горным инженером Г. И. Пфафиусом была заложена первая скважина.
Только в 1912 году проведены первые химические анализы шмаковской
воды. Их сделал в лаборатории Военно-медицинской академии профессор Дианин. Морское ведомство решило
создать здесь курорт.

В 1913 году пробурено 3 скважины, были отпущены деньги на строительство курорта, но первая мировая война помешала и к строительству не приступили.
В годы гражданской войны район оказался в зоне ожесточённых боев, и
скважины были взорваны японскими интервентами. После войны в 1923
году было организовано «Дальневосточное курортное управление», которое скупило частные постройки на минеральных источниках.

В первое время после освобождения Приморья работал санаторий для
лечения туберкулёза, а в 1933 году году источники перешли в ведение
«Всесоюзного курортного объединения», и здесь открыли
бальнеологический курорт под названием «Уссурийские минеральные
воды». Запасы нарзана оказались огромными.

В 1939 году решением организационного комитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Приморскому краю курорт передан военному ведомству.
В 1958 году был утверждён проект и начато строительство санатория ВЦСПС, который открылся в декабре 1963 года и был назван позже «Жемчужина».
1 июля 1968 года первых отдыхающих принял ещё один санаторий — имени 50-летия Октября. А в мае 1981 года вошёл в строй санаторий «Изумрудный».

Экономика
В Шмаковке, как и во всём Кировском районе, широко развито сельское хозяйство. Также вблизи села расположена метеорологическая станция.

Достопримечательности
Другая достопримечательность села — древнейший на Дальнем Востоке Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь, расположенный недалеко в
 посёлке Горные Ключи. Он был закрыт в 1924 году. В 1995 году монастырю
было передано 2 здания и началось восстановление монастырской обители.

Интересные факты
Существует легенда о девочке по имени Маковка, первой обнаружившей
источник минеральной воды — нарзана, в честь которой и были названы эти населённые пункты. Когда она пришла попить воды, её укусила змея, которая, уползая, шипела. Потом к этому источнику пришёл усталый путник и услышал как из шума воды доносится : «Шшшш-ш…..Маковка…..»
В Латгалии (восточный регион Латвии) слово шмаковка (;makovka) означает
 "самогонка".

Теперь, когда вы узнали, уважаемые читатели, об этом месте и о санаториях в поселке Горные Ключи, расскажу о двух поездках в Шмаковку.  Мимо неё я проезжал очень много раз, когда ездил в Приморье на машине, но заезжал в этот поселок всего два раза.

С началом рыночных отношений в России и утраты средств в профсоюзных организациях руководство санаториев, ранее входящих в систему ВЦСПС  стало заключать договора с потенциальными покупателями путевок в санатории.  Хабаровский краевой центр психического здоровья, которые в нале 90-х годов возглавил оборотистый главный врач Михайлов, широко развернул оказание платных услуг (диагностика по методу Фолля, другие виды услуг, не входящих в список оказываемых бесплатно), поэтому имел некоторые суммы для нужд своей лечебницы. Он заключил договор с санаторием "Жемчужный», где для центра психического здоровья была зарезервирована одна палата.  И когда я купил путевку в профилакторий рядом с городом Большой Камень,  куда мне требовалось заехать обязательно до 18 часов, встал вопрос – где остановиться на ночлег,  иначе мне пришлось вставать очень рано, ведь вся дорога от Хабаровска до приморских городов занимала от 12 до 14 часов. Тогда я вспомнил о том, что мне, тогда первому заместителю директора краевого управления здравоохранения Хабаровского края, говорил Михайлов. Мы созвонились с ним, он связался с санаторием и решил вопрос о моем размещении в той палате, которая зарезервирована для центра, на одну ночь.

Впервые во время поездки в Приморье мне можно было не торопиться. Трасса мне была хорошо известна,  трафик автомобилей по трассе зависел от многих причин, в том числе от времени суток, и по большей части, ехали большегрузные автомобили. Все они, как известно, не очень скоростные, разве что дальнобойщики мчатся по трассе очень быстро.  Обычно я выбирал такой автомобиль, который ехал со скоростью, устраивающей меня, пристраивался за ним и без проблем преодолевал сотни километров. На этот раз мы выехали из Хабаровска не очень рано,  и попали в не очень интенсивный поток автомобилей.  Ехали спокойно, поглядывая по сторонам, обгоняя лишь очень тихоходные автомобили.  Так что часов через восемь (обычно я преодолевал этот отрезок пути часов за 5,5 – 6) подъехали в развилке дорог. Одна вела в сторону Владивостока, а вторая сворачивала направо к поселку Горные Ключи.

Все четыре санатория шли один за другим, имели примерно одинаковую парковую зону,  ухоженные асфальтовые дорожки,  клумбы с цветами.  Изменения были лишь внутри корпусов. Самый простой, как сейчас бы назвали, бюджетный, был санаторий «Изумрудный», затем следовал «Жемчужный», военный санаторий и самый обустроенный, даже с излишком, санаторий, которые строился как санаторий ЦК КПСС.  В первые два санатория в советское время ездили по бесплатным профсоюзным путевкам, в военном поправляли свое здоровье офицеры и члены их семей, а в санатории «50 лет Октября» - работники райкомов, горкомов, обкомов и крайкомов партии, а в то время, когда я там был, работники муниципальных и региональных администраций, к которым, кстати,  относился и я.

Наше пребывание в санатории предусматривало лишь ночлег, поэтому кушали мы в местной столовой. Времени до сна было много, поэтому мы с женой пошли прогуляться по парковой зоне всех санаториев. И хотя они отделялись друг от друга заборами, проход бы свободен.  Сейчас мне уже трудно вспомнить некоторые детали, но помню нашу прогулку к небольшой реке, вернее, протоке, через которую был протянут подвесной мост.

Если мне не изменяет память, первым был военный санаторий, если считать его от трассы «Уссури»,  а затем следовали другие, но в каком порядке, я не помню. Мы приехали на машине, но оставить её пришлось на стоянке за пределами санатория, но совсем недалеко. В поселке Горные Ключи были в основном кирпичные дома в 2-3 этажа, как мне помнится.  Но ничем особенным сам поселок не выделялся.  Была в нем автостанция, куда пребывали междугородние автобусы, в частности, из Владивостока, а также с железнодорожной станции Шмаковка. Именно они и доставляли в санатории основную массу отдыхающих.

Погода стояла хорошая, поэтому по аллеям парковых зон всех санаториев гуляло много народа. Многие сидели на скамейках, глядя на прогуливающих мимо. Мы присоединились к этим зевакам.  Для меня такое времяпровождение было редким явлением, обычно я все куда-то спешил.  Так что чисто в физическом плане мой отдых был  весьма полезный.

На утро мы двинулись дальше в сторону Приморья.  Город Большой Камень являлся городом судостроителей, в советское время он был закрытым городским поселением.  А так как наша поездка была  в середине 90-х, то можно было поездить и по самому городу. Правда, увидеть сам судоремонтный завод можно было только издали, но он нас и не интересовал. А отдыхали мы в профилактории этого завода, который тоже искал клиентов, продавая путевки на стороне.

Следующий раз я был в Шмаковках в начале 2000-х годов. К этому времени я был директором ООО «Дальхимстекло», которое специализировалась на поставках в медицинские учреждения и предприятия пищевой промышленности химические реактивы и посуду для лабораторных исследований, а так же поставляло некоторые медицинские приборы в эти учреждения.  К этому времени централизованная поставка всего этого через Медтехнику  приказала долго жить, поэтому наша компания отхватила некоторую часть рынка для своей продукции и старалась опередить других конкурентов.  Вот и приходилось мотаться по всему Дальнему Востоку, и честно скажу, с успехом.  Клиентов у нас хватало.  Мы старались не только поставлять оборудование, посуду, реактивы, но и заниматься настройкой и ремонтом поставленного оборудования, а также брали на себя доставку в некоторые отделенные места.

Почему я написал Шмаковки во множественном числе, поясню. Потому что в этой поездке я побывал и не железнодорожной станции Шмаковка, проехал через село с таким же названием, а также побывал в Шмаковском военном санатории в поселке Горные Ключи.  В командировку я поехал с сотрудницей, которая должна была обсудить с заказчиком спецификацию поставляемых нами товаров и новую заявку в железнодорожной узловой больнице станции Шмаковка и в военном санатории.  Поехали мы на моем автомобиле Тойота Марк-2, автомобиле бизнес-класса чисто японского производства, с правым расположением руля.  Но у меня все автомобили японские с таким рулем, я привык и к рулю, и к автоматической коробке передач.

Был февраль месяц, если мне не изменяет память. Мы с сотрудницей Наташей встретились в офисе компании, где был и склад для всех поставляемых фирмой товаров. Все упаковали и разместили в салоне автомобиля на заднем сиденье.  Погода была солнечная, так что ехать в комфортабельном автомобиле, где в  теплом салоне негромко играет музыка,  было приятно. Мы сняли куртки, чтобы они не стесняла движение, к тому же путь был неблизкий, около 400 километров.

Я впервые ехал по автостраде «Уссури» зимой. Дорога была хорошо расчищена, по обеим сторонам высились брустверы снега, образующиеся после расчистки дорожниками.  В некоторых местах эти брустверы сужали дорогу, но разъехаться двум, а то и трем автомобилям можно было без проблем.  Ехать днем при не очень большом трафике грузового автотранспорта было в кайф, легковушек, которые обычно сновали туда-сюда в теплое время года, было совсем мало.  Да и то ехали обычно легковые авто из всевозможных компаний по делам.  Кто же поедет в Приморье в феврале месяце?

Вначале нам путь пролегал до железнодорожной станции Шмаковка. Пришлось съезжать с трассы «Уссури», но и проселочная дорога была в неплохом состоянии.  Найти нужное нам здание больницы не составило труда. К этому времени еще не было навигаторов, но зато были подробные атласы автомобильных дорог с указаниями большинства административных зданий.  Мы пришли к главному  врачу, представились, потом сотрудники больницы взяли из салона автомобиля то, что мы для них привезли. Оформили документы, нас угостили кофе, и мы поехали дальше, в сторону села Шмаковка, где не стали задерживаться, а поехали дальше, в сторону Горных Ключей.

Для военного санатория мы доставили кое-какую посуду, химические реактивы для лаборатории,  все довезли в целости и сохранности. Потом  Наташа осталась в лаборатории для обсуждения спецификации нового заказа, а я в кабинете начальника санатория предложил поставку медицинского оборудования для физиокабинета,  проспекты на которое нам прислали наши поставщики, мы  с ними тесно сотрудничали.  Нам они предоставляли скидки, и поэтому наши цены были выгодеые, чем у наших конкурентов.  К тому же в нашем штате был отличный электромеханик по  медицинскому оборудованию, он проходил обучение в московских офисах многих фирм, специализирующихся на поставках в Россию медицинского оборудования.  Мы обсудили этот вопрос с начальником санатория, согласовали спецификацию, потом подошла моя сотрудница, и нас напоили кофе.  Это была вторая чашечка кофе с утра, поэтому, прежде чем пуститься в обратный путь, я предложил Наташа пообедать, а заодно и поужинать в той столовой, в которой  лет семь назад кушал. Выйдя за проходную санатория, мы сфотографировали друг друга.  Свое фото в куртке ADIDAS я вставил в заставку.

Хорошо и вкусно покушав, мы тронулись в обратный путь. День очень быстро завершался, становилось все темнее и темнее. Я не люблю вообще-то ездить по ночам, но тут оказалось, что автострада, окаймленная брустверами из снега, хорошо видимого при свете фар,  позволяет ехать быстро, а когда нас обогнал какой-то лихач, я сел ему на хвост, и мы добрых пару сотен километров шли в связке со скоростью 140-150 км/час. Мой 2-х литровый «Марк-2» спокойно держал эту скорость, тем более что мы ехали налегке, всего 2 человека в салоне и при пустом багажнике.  Немного сбросили скорость на подъезде к посту ГАИ на границе Приморского и Хабаровского краев, и потом опять погнали.

Дорога домой обычно кажется короче, в тут еще такая скорость, которую, вкатившись, не замечаешь. Лишь взглянув на спидометр, понимаешь, что едешь очень быстро.  Я не знаю, кто сидел в едущем впереди нас автомобиле, но был им благодарен. Мы так в связке домчались до Бикина, где автомобиль свернул на улицу городка, а мы, на прежней скорости помчались дальше. В Вяземске остановились на АЗС, я купил  пару «сникерсов» для перекуса и пару бутылочек «Кока-колы», и мы поехали до Хабаровска. Впереди было всего около 150 км хорошо знакомой дороги, совершенно пустой в эти вечерние часы. Так что до Хабаровска мы доехали почти за час, я отвез Наташу к её дому в районе аэропорта, а потом вернулся домой. Проехал почти 900 километров, из них часть в ночное время, я почему-то не устал.

Это была моя вторая и последняя поездка в Шмаковку, и вообще в сторону Приморья. Через четыре месяца я, получив предложение занять должность директора городской больницы в городе Нефтеюганске, тогдашней столицы нефтяной компании ЮКОС,  покинул Дальний Восток со всей семьей. Но эти поездки на автомобиле в Приморский край мне запомнились на всю жизнь.


Рецензии
Я веду розыск родственников рядового Бочкарева погибшего на Украине и похороненного вместе с моим дядей в 43 году на украине. Наткнулся на вашу статью в корой вы описываете поездку в Шмаково. Он призывался Шмаковским военкоматом ст. Бархатск. Но я такой станции найти не смог - может вы знаете.... Я думаю станцию переименовали, или как-то опечатались. О статье - Статья познавательна. У меня есть на прозе под названием - (На безымянный высоте) миниатюра о моем дяде и рядовой Бочкарева.

Фёдоров -Северянин   21.11.2022 12:22     Заявить о нарушении
Село Шмаковка находится на Дальнем Востоке, в Приморском крае, Кировском районе. Поэтому Шмаковского военкомата там точно нет, есть Кировский.

Удачи в поисках родственников

Александр Щербаков 5   21.11.2022 20:55   Заявить о нарушении
Призван Шмахским военкоматом усурийского края ст. Бархатск. Я искал по карте такого не нашел. Подумал, что опечатка. На букву Ш есть только Шмаковка.

Фёдоров -Северянин   21.11.2022 22:02   Заявить о нарушении
По-видимому названия после войны поменяли и где этот военкомат непонятно

Фёдоров -Северянин   21.11.2022 22:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.