Кинорежиссер Виктор Садовский

Так уж повелось, что советский зритель хорошо знал режиссеров, которые поставили известные всему миру фильмы, как тот же Сергей Бондарчук – «Война и мир», «Ватерлоо», Сергей Герасимов – «Молодая гвардия», «Юность Петра»,  Юрий Озеров – «Освобождение», «Битва за Москву», «Сталинград», а вот режиссеров, поставивших фильмы на спортивную тему, знают очень мало.  Не знал их и я, пока не обратил внимание, что у нескольких фильмов о спорте, которые я посмотрел в последнее время, один и тот же режиссер.  Узнать о нем в Википедии удалось очень мало.

«Виктор Александрович Садо;вский — (1922 — 1997) — советский кинорежиссёр и сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). Член ВКП(б) с 1945 года.

Родился 26 декабря 1922 года в Петрограде. Участник Великой Отечественной войны с 1944 года. Служил киномехаником полка.
В 1962 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа.
С 1960 года — режиссёр-постановщик киностудии «Ленфильм». А с 1968 года — ещё и автор сценариев своих фильмов.
Дочь — Вика Садовская, снималась в эпизодических ролях, в частности в фильме «Одиннадцать надежд».

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976)
Награжден орденом Отечественной войны II степени (6.4.1985)

Скончался 12 ноября 1997 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.»

Вот и все, что написано в этом всезнающем информационном ресурсе.  Из Википедии понятно, что еще учась на режиссерском факультете ГИТИСа, Садовский поставил в 1960 году короткометражный фильм «Победитель».  Второй раз он снял документальный фильм через десять лет, он назывался «Золото Высоких Татр», и поведал зрителям о соревнованиях на первенство мира по лыжным гонкам в Чехословакии.  На следующий год, в 1971 году, на экраны вышел уже художественный фильм «Ход белой королевы», в котором снова показаны Высокие Татры и чемпионат мира, состоявшийся годом ранее.

Ход белой королевы» — советский полнометражный цветной художественный фильм по одноимённой повести Льва Кассиля, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1971 году режиссёром Виктором Садовским. Премьера фильма в СССР состоялась 24 апреля 1972 года.

Спортивная драма «Ход белой королевы» основана на одноименной повести Льва Кассиля и посвящается советским спортсменам-победителям чемпионата мира по лыжам в Высоких Татрах (конкретный прообраз: Кулакова  Галина Алексеевна). Помимо самой истории, в фильме «Ход белой королевы» можно увидеть и документальную хронику того легендарного соревнования. Степан Михайлович Чудинов, несмотря на свою основную профессию инженера, прославился как талантливый тренер по лыжному спорту. Однако череда локальных неудач, непонимание со стороны лучшей ученицы и разногласия с Федерацией спорта, не желающей менять методику подготовки спортсменов, заставляют тренера покинуть свой пост. Чудинов принимает предложение поработать на новостройке в далеком Зимогорске и не собирается менять своего решения. В таежном краю судьба сводит его с местной жительницей Натальей Скуратовой, недавно пережившей оглушительное поражение на всесоюзных соревнованиях. Степан Михайлович видит в девушке недюжинный талант, соседствующий с недостатком техники, что вновь пробуждает в нём страсть и тягу к тренировкам.

Как и бывает в подобных фильмах, к Наташе Скуратовой приходит успех во время эстафетной гонки 3 по 5 километров. Она проявляет недюжинную волю и мастерство и приходит к финишу первой, на доли секунды опередив соперницу.

Но еще ранее вышел первый художественный фильм «Удар! Ещё удар!» Этот художественный фильм режиссёра Виктора Садовского, снятый на киностудии «Ленфильм». Премьера состоялась 24 июня 1968 года.

Специально для съёмок фильма 10 июня 1967 года на стадионе имени Кирова был организован товарищеский матч «Зенит» Ленинград — «Динамо» Москва. Для кадров с полным стадионом во время некоторых домашних матчей чемпионата страны игроки «Зенита» носили форму клуба «Заря», а соперники — клуба «Рифы»

Известный футболист, участник легендарного матча в блокадном Ленинграде, Андрей Таманцев назначен главным тренером команды «Заря». Под его руководством клуб успешно дошёл до финала Кубка Северных морей. На главный матч сезона в Ленинград прилетела команда «Рифы» из Норгафена.

Среди руководства спортивного общества есть недоброжелатели нового тренера и для него очень важна победа в решающем поединке. Не желая быть заподозренным в личных пристрастиях, принципиальный Таманцев снял накануне игры ведущего игрока клуба — своего приёмного сына Сергея, ночевавшего вне стен базы.

По ходу игры ситуация неоднократно менялась. Незадолго до финального свистка получил травму центральный нападающий «Зари» и проигрывающей команде предстояло заканчивать матч в меньшинстве. Таманцев, после длительного раздумья, выпускает на поле рвущегося в бой Сергея и тот забивает гол, добившись столь необходимого для «Зари» ничейного результата.

После этого последовал довольно большой перерыв, прежде чем появился фильм « Одиннадцать надежд». 
Это советский художественный полнометражный цветной фильм, снятый Виктором Садовским на киностудии «Ленфильм» в 1975 году.

Тренировка сборной СССР снималась на расположенной в Удельной базе футбольного клуба «Зенит» (Ленинград). Белое сооружение на заднем плане — баня футбольного клуба.

Консультантами фильма указаны Герман Зонин (бывший тренер «Зенита» и сборной СССР) и Николай Люкшинов (бывший тренер «Зенита» и сборной Албании).

Сюжет фильма такой. После очередной неудачи сборной СССР по футболу в международных соревнованиях, руководство Федерации футбола СССР принимает решение назначить на пост главного тренера сборной опытного футбольного тренера Василия Васильевича Воронцова для подготовки сборной к отборочным играм чемпионата мира. Воронцов соглашается, при условии, что он сам будет отбирать игроков в сборную.

Воронцов начинает поездки по стране чтобы посмотреть намеченных им кандидатов. Так, после клубной тренировки одной из команд он приглашает капитаном в сборную очень опытного, но возрастного защитника Бориса Лавренёва и его молодого напарника Константина Косичкина. Из команды второй лиги он берёт результативного нападающего Владимира Бабочкина, верного своей команде и поэтому отказывающегося перейти в клуб высшей лиги, несмотря на заманчивые предложения представителя этого клуба.

В это же время, в Ленинграде, в одном из матчей чемпионата СССР по футболу игрок ленинградской «Зари» и кандидат в сборную нападающий Сергей Романцев получает тяжёлую травму. Однако он отказывается ехать в больницу, а требует доставить его в Москву в травматологический институт к Мироновой. Подвернувшийся под руку таксист и страстный болельщик Сан Саныч доставляет Романцева к трапу самолёта на Москву. Однако в институте травматологии выясняется, что Миронова за границей на симпозиуме. Романцев соглашается, чтобы операцию проводила молодая врач-хирург Ирина Лозовская.

После операции Романцев проходит процесс реабилитации. Он делает попытки ухаживания за Ириной. Он также хочет получить от неё ясный ответ — сможет ли он играть как прежде, на что Ирина отвечает, что всё зависит от него самого и самое главное при реабилитации — уметь преодолевать боль. Романцев, стиснув зубы от боли, делает несколько шагов. Тогда Ирина говорит ему, что он будет играть как прежде.

Спустя некоторое время в институт травматологии приезжает Воронцов, чтобы поинтересоваться как идут дела у Романцева, а также с просьбой к Мироновой порекомендовать ему врача в сборную. И Миронова рекомендует ему Ирину Лозовскую. Та поначалу отказывается, мотивируя это тем, что врачи в футбольных командах всегда мужчины, на что Воронцов парирует: «А у нас будет женщина!»

Сборная приступает к тренировкам и тренировочным матчам. Воронцов обращает внимание на ухудшение игры полузащитника Александра Соколовского. В разговоре выясняется, что у него семейные проблемы. Жена поставила ультиматум — или семья или футбол. Воронцову приходится идти на нелёгкий разговор с женой Соколовского. В конце концов,  жена соглашается на участие Соколовского в важном отборочном матче. На заседании Федерации футбола Воронцов отстаивает все отобранные им кандидатуры.

Перед последним решающим отборочным матчем со сборной Испании, сборная СССР собирается на товарищескую игру. Основной вратарь Виктор Пархоменко отпрашивается у второго тренера сборной Олега Петровича на сутки, чтобы посетить родню. Поезд, на которой сборная поедет на игру будет проходить через станцию города, где живёт родня Виктора. По приезду Виктора в гости, его усаживают за стол, уговаривают выпить шампанского, и в итоге Пархоменко нарушает спортивный режим. На следующий день на несколько минут он опаздывает к отправлению поезда. Увидев возле станции военный грузовик, он уговаривает водителя-солдата догнать поезд. Солдат сначала отказывается, но узнав Пархоменко соглашается. Грузовик обгоняет поезд и на следующей станции Пархоменко в него садится. Товарищескую встречу сборная СССР проигрывает по вине Пархоменко (он пропустил два не самых сложных мяча). На разборе он признаётся в нарушении режима и решением команды исключается из сборной. Однако, когда Пархоменко собирает вещи, Воронцов приходит к нему для разговора «по душам» и в конце предлагает остаться в сборной запасным вратарём.

Сборная вылетает на решающий отборочный матч в группе с испанцами. В первом домашнем матче советские футболисты победили 1:0, поэтому сейчас их устраивает и ничья. С целью оказать дополнительное психологическое давление на советских футболистов, принимающая испанская сторона организует для них посещение корриды – зрелища неизвестного в Советском Союзе. И действительно, кое-кто из игроков сборной испытывают потрясение от увиденного. Также ситуация осложняется тем, что игра проходит в Севилье, которая даже среди испанских городов выделяется своими неистовыми болельщиками, за что получила неофициальное прозвище «двенадцатый игрок». В последнюю ночь перед игрой Воронцову не спится. Не спиться также и второму тренеру Олегу Петровичу, и радиокомментатору Николаю Озерову. Втроём они устраивают импровизированный тренерский совет и планируют завтрашнюю игру.

Следующим вечером начинается игра. С первых минут прессинг испанцев прижимает сборную СССР к своим воротам. Советские футболисты обороняются, но испанцы всё же открывают счёт. После первого гола испанцы не ослабляют натиск, но советские футболисты стараются контратаковать. В одной из контратак сборная СССР сравнивает счёт. При счёте 1:1 команды уходят на перерыв. В перерыве в раздевалке Воронцов настраивает сборную на второй тайм. В этот момент к нему подходит вратарь Геннадий Курганов и говорит, что он не может дальше играть – чувствует неуверенность и мандраж. Воронцов меняет его на Пархоменко.

Второй тайм начинается снова с прессинга испанцев и несмотря на уверенную игру Пархоменко они опять выходят вперед 2:1. Но сборная СССР не сдаётся и через некоторое время счёт снова становится равным. Чем меньше времени остаётся до конца игры, тем больше нервничает испанский тренер Гомес и тем сильнее прессинг сборной Испании. Во время одной из атак, после прострела испанцев, мяч, срикошетив от ноги Косичкина, оказывается в воротах советской сборной. Испанцы опять повели. Тут же следует ещё одна атака испанцев, и мяч летит в незащищённый угол ворот советской сборной, но в последний момент защитник рукой останавливает его. Судья назначает пенальти в ворота сборной СССР, болельщики ревут от восторга, но Пархоменко берёт этот пенальти.

Воодушевлённая уверенной игрой вратаря, сборная СССР переходит к тотальному прессингу. В дело вступают испанские болельщики. Они всеми силами пытаются сбить темп наступления советской команды (выпускают на поле чёрного кота, сами выбегают на поле). Советским футболистам приходится уговаривать болельщиков дать продолжить игру. Стараясь выиграть время, испанцы переходят к грязной игре — ставят подножки, бьют по ногам. В одном из эпизодов сбивают и травмируют Романцева – у него перелом руки. Так как две замены сборная СССР уже провела, то она остается вдесятером.

За кромкой поля Ирина Лозовская оказывает первую помощь Романцеву. Он просит её поторопиться — до конца игры совсем мало времени. Ирина запрещает Романцеву возвращаться на поле. С его травмой это опасно для здоровья. Но Романцев, не слушая её прерывает перевязку, целует Ирину и выходит на поле. Одна из последних атак сборной СССР. Романцев получает мяч, обводит нескольких испанцев и выдает пас прямо под удар Косичкину, который буквально вколачивает мяч в сетку испанских ворот. Плачущего от счастья Косичкина, реабилитировавшего себя за автогол, обнимают товарищи. Звучит свисток судьи — сборная СССР добилась нужной ей ничьи.

«Всё решает мгновение» — советский художественный фильм, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1978 году режиссёром Виктором Садовским. Премьера состоялась в июле 1979 года.
Надя Привалова (Галина Беляева), 15-летняя пловчиха-самородок из провинциального городка Приморска, выросла у моря. Под руководством тренера Варенцова (Александр Абдулов) она училась плаванию вместе с дельфином по имени Фрегат и с лёгкостью била мировые рекорды на тренировках, но, попав в сборную СССР по плаванию, на международных соревнованиях при заполненных трибунах она не может преодолеть барьер страха.

В начале фильма звучит закадровая песня «Цена быстрых секунд» композитора Александра Журбина на стихи поэта Роберта Рождественского («Забурлит очень скоро в бассейне вода,/ Прозвучали команды сухие…»)[1] в исполнении Александра Хочинского. В конце фильма звучит та же закадровая песня в исполнении Таисии Калинченко.

Фильм получил несколько призов:
• Приз Федерации плавания СССР на XI ВКФ в Ереване (1978)
• Приз «Серебряная медаль» на VII ВФ спортивных фильмов в Ленинграде (1979)
• Приз Спорткомитета г. Ашхабада на XII ВКФ в Ашхабаде (1979)

Девушка и Гранд — советский художественный фильм-мелодрама, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1981 году режиссёром Виктором Садовским. Премьера фильма состоялась в июне 1982 года.
Вначале Марина была просто конюхом и с удовольствием ухаживала за своим воспитанником. Когда-то она спасла коня от смерти, выходила и назвала его Грандом. Теперь им предстоит пережить много приключений, прежде чем они получат свой первый приз на международных соревнованиях.

1985 — Соперницы
Картина "Соперницы" режиссёра Виктора Садовского была снята в 1980 году. Она повествует о спортсменке-байдарочнице, которая усердно тренируется, но на соревнованиях не может подняться выше второго места. Девушка находит неожиданный способ завоевать долгожданную золотую медаль. Случайная встреча помогает девушке избавиться от репутации «вечно второй». Уверенная в себе, Озерникова удачно выступает в гонке и завоевывает золотую медаль.

Пользователи  в социальных сетях узнали молодую актрису Ларису Гузееву и вспомнили роль в картине. Одна из подписчиц высоко оценила ее игру: «Помню Вашу роль байдарочницы. Великолепно». А вот сама Гузеева прореагировала на это резко, написав: «Худший фильм всех времен и народов». Почему актриса так считает, она не уточнила, да и ранее звезда не критиковала советское кино.

После этого в комментариях начался спор — большинство поклонников не согласились с мнением Ларисы Андреевны. По их мнению, это серьезная и сложная работа, а роль Гузеевой там достаточно хороша. «Напрасно Вы так о фильме. Я была чемпионкой СССР, мастером спорта по гребле. С удовольствием смотрели этот фильм тогда и сейчас. Теперь это ностальгия по тем лодкам, веслам, форме, по сборной, соревнованиям. Ведь сейчас все в гребле по-другому... а Вы нас переносите в дорогие для нас времена», — написали пользователи.

Мой лучший друг — генерал Василий, сын Иосифа» — советский художественный фильм 1991 года режиссёра Виктора Садовского. Снят на киностудии «Ленфильм».
Подзаголовок: Сцены времён ещё неразвитого социализма.
Исторический фильм о судьбе знаменитого спортсменa Всеволода Боброва, волею судьбы оказавшегося фаворитом сына вождя — авиационного военачальника Василия Сталина. В основе фильма — факты из реальной биографии легендарного капитана сборных СССР по футболу и хоккею.

Сюжет фильма построен как воспоминания Всеволода Багрова во время футбольного товарищеского матча ветеранов москвичей с командой из Казани.

Большой любитель спорта генерал-лейтенант Василий Сталин заметил молодого, подающего надежды паренька Всеволода Багрова (Боброва). Талант и дерзость спортсмена полюбились сыну Иосифа Сталина. Вскоре Всеволод стал величайшим советским футболистом и хоккеистом, его имя было на устах, а рядом всегда оставался человек, считавший себя его другом и веривший в его силы, Василий Сталин. Никого не обошёл гнев генерала, кроме любимцa Багрова. Но co смертью Сталина наступает и закат сынa.

Эпоха Сталина притягивает российских кинематографистов. Фильм В. Садовского, как и картина Павла Любимова "Гол в Спасские ворота", обращен к драматическим закулисным перипетиям спортивной жизни 1940-х-1950-х.
Сын Сталина, генерал Василий в исполнении Владимира Стеклова предстает на экране как бы уменьшенной копией своего отца.
Правда, с более открытым упоением своей всесильной властью и неистовой тягой к горячительным напиткам и спорту.
Футболисты и хоккеисты - как марионетки в руках их "лучших друзей" Сталина и Берии. Однообразные развлечения и попойки. Унижение человеческого достоинства...

Снова и снова повторяются в фильме кадры двойной жизни тех лет,  когда официальная идеология провозглашала лозунги "идейно выдержанного" и "здорового образа жизни", но сами "идеологи" и властители придерживались совсем иных правил игры...

Виктору Садовскому не удалось создать картину класса "Моего друга Ивана Лапшина" Алексея Германа, хотя среди неплохого актерского ансамбля играет и германовский Лапшин - актер Андрей Болтнев.

Фильм "Мой лучший друг..." получился по всем параметрам средним. Без особых психологических глубин, изобразительных изысков и парадоксальных монтажных решений. Но и без столь расплодившегося в 1990-х непрофессионализма. И за то спасибо...

Вот эти фильмы на спортивную тему оставил для потомков известный кинорежиссер Виктор Садовский.  Посмотрите эти фильмы о прошлом советского спорта, и на вас они произведут такое же впечатления, как и на меня… Ностальгия…


Рецензии