Клочки тумана зацепились за вершины елей

 

Клочки тумана зацепились за вершины елей
А сам туман накрыл реку седою пеленой,
И от земли, как запах пота, сотни прелей,
И тихий говор берегов её с притихшею водой.

Не скачут давно искры  над костром уснувшим,
А  пепел от сгоревших дров темнеет на глазах,
 И вижу август я, как будто бы всплакнувшим,
В слезах, что раскидал он на листах.               

Натянув на ноги  болотники, висевшие  всю ночь на кольях около костра, я поднялся с лежанки из пихтового лапника, оставляя такую уютную и тёплую ямку.
Озябшие ноги в шерстяных носках в сапогах стали согреваться, к ним возвращалось нормальное кровообращение.
Не хотелось входить в утреннюю сырость и холод, в этот белёсый туман, в котором через десять метров журчала невидимая река.
Но ведь это рыбалка, я сам этого хотел, знал, что так будет и всё же рвался сюда, на берег этой таёжной, захламленной весенним половодьем, реки.
Спустившись к воде, увидел свою лодку, вытащенную с вечера на берег. Вся её чёрная резиновая поверхность блестела каплями осевшего на неё тумана.
Подтащив лодку к воде, сев на сиденье, оттолкнулся веслом от берега. За полста метров вниз, река образовала длинный, но глубокий заливчик, в котором кормилась и отдыхала рыба. С вечера я перегородил его по устью сетью.
Сейчас воображение создавало картины улова одна заманчивее другой. И точно, уже взявшись за тетиву сети, почувствовал рывок. Где-то там, в тумане, куда уходила сеть, послышался всплеск большой рыбины.
– Хорошо если бы это был таймень – подумал я.
Перебирая руками тетиву сети, осторожно двигался к подёргивающему верёвку месту, выбирая по дороге сеть вместе с запутавшимися в неё ельцами, окушками, мелкими щучками в лодку.
Сеть я переберу позже, вытащу рыбу из ячеек и мусор, просушу, и уже вечером поставлю на следующей ночёвке в курье.
Рывки сети становились всё сильнее, рыба пыталась уйти на глубину. Подтянув сеть к лодке, увидел запутавшуюся, словно спеленатую ячеёй большую щуку, но тянула сеть не она.
На всякий случай приготовил небольшой багорчик  - выдергу, чтобы зацепить рыбину за жабры.
– Точно таймень – сверлила голову мысль, пока я подтягивал полотно сети с вырывающимся монстром к лодке.
Когда я увидел огромную щучью голову, запутавшуюся в сети, с раскрытой пастью усеянной страшными зубами, закусившими ячею, мне стало ясно, почему она так тянула тетиву.  Плавники и весь корпус щуки были свободны от сети, и она изгибалась скользким монстром, пытаясь вырваться из ловушки.
– Жаль что это не таймень, но всё одно приятно ¬– подумал я, вытаскивая багром щуку в лодку.
Вернувшись на стоянку, решил вначале «оживить» костёр, и пока варится уха, почистить, посолить рыбу.
Затрещавший  огонь своим пламенем словно разогнал скопившуюся у костра сырость, а дым от него потянулся вначале вверх вдоль стволов высоких елей и уже после длинной полосой вытянулся вдоль реки.
Сколько раз в своей жизни мне приходилось, идя по тайге, вдруг почуять носом запах дыма вот от такого костра, а после увидеть его небольшой столбик указывающий, что здесь люди.
Отрезав ножом у большой щуки голову и улыбнувшись, вспомнившейся старой рыбацкой шутке – голову отрезай у щуки для ухи вместе с шеей, чтобы больше мяса было, затолкал её в котелок с водой и подвесил над огнём.
Вся голова в котелок не вошла, и из него  высовывались концы  челюстей с зубами, их  жадно облизывал огонь.
Рыбью голову нужно на огне варить не меньше часа, чтобы выкипятить из костей самый смак, тот, что отличает рыбацкую уху, сваренную на костре, от домашней, сваренной на плитке.
Поэтому я занялся разборкой сети, а немного позже принялся чистить и солить пойманную рыбу. Управившись с рыбой, вновь вернулся к ухе.
У каждого рыбака обязательно свой рецепт приготовления ухи. И каждый будет утверждать, что его уха самая вкусная. Бывает на рыбалке, уху приготовить, просто нет времени, тогда обвёртываешь рыбу фольгой и суёшь её в золу. Уверяю, если голодный, все косточки оближешь.
Но уха это уже стало нечто церемониальное, ритуалом. Приготовить уху на рыбалке, а после, сколько разговоров про неё.
Однажды мой друг Лёха поспорил со своей женой – (она у него повар в ресторане), что его уха на рыбалке в сто раз вкуснее её, приготовленной дома и в доказательство взял её с собой. Вёл он её по таёжной речке, где никаких троп нет– одни колдобины да кусты. Гнус её так изъел, что глаза заплыли, одни щёлочки, как у китайки стали.
Хариус  ловился хорошо. Лёха ведра два засолил, еле обратно до машины допёр. И вот вечер, ночёвка, гнус поутих, жара спала. Жену Лёха на лапник у костра усадил, спиной к дереву, чтоб не упала, и стал уху из хариуса готовить.
А жена немного отсиделась, ожила и даже командовать, как у себя на кухне принялась
– Ты соль бросил в уху, нужно солить, когда вода закипит. Лавровый лист вначале измельчи, а после в уху кидай.
– Если ты не замолчишь, то я тебя в речку кину – огрызается Лёха.
И вот уха готова. Изголодавшаяся жена тянет Лёхе свою миску, мол, наливай. А Лёха ей так важно заявляет
– Нельзя сразу после варки уху хлебать. Она должна с полчасика настояться. Такой у меня рецепт. А ты пока хлебца пожуй.
Дальше Лёха ничего не рассказывал. Ни как уху ели, ни какая сказочная ночёвка у костра у него с женой была, только щурился, как довольный кот.
Но брать с собой жену на рыбалку это на любителя. Я  люблю один бывать в тайге. Склад характера у меня философский. Правильно кто-то сказал – женись, попадётся хорошая жена, будешь счастлив, плохая – станешь философом.
Но отвлёкся я от главного. От ухи.
Попробовал я юшку – это бульон из рыбы. Хороша! Уварилась голова щучья. Главный признак этого клейкость на губах. Теперь картошку в  кипящий бульон. Я на свой котелок всего три средненьких картофелины беру. Порезал их мелкими кубиками и в уху. А вот луковицу я бросаю в варево цельную. Из ухи её после вытащишь и на веточку наколешь.
Этому меня знакомый тунгус научил. Надо говорит духа тайги задобрить, чтобы удача была. Я до сих пор не знаю, почему духу лук нравится.
Многие в уху разные специи добавляют и даже водку доливают, но я всегда с собой на рыбалку беру стакан сметаны. Меня даже жена спрашивает, когда собираюсь
 – Ты сметану не забыл?
И вот он наступил тот самый момент рыбацкой истины. Беру деревянную ложку, она всегда со мной на рыбалке, зачерпываю – нет, не ухи, а сметаны и кладу в котелок потом ещё и ещё. Размешиваю, сначала по часовой стрелке, потом против.  В левую руку кусок ржаного хлеба, в правую ложку и…
Когда голову есть? А когда станет совершенно холодной. Мясо у щуки клейкое и лучше запивать его крепким чаем.
А потом я долго лежу на своей лежанке из пихтовых веток, смотрю на синее   августовское небо. Запах хвои успокаивает и тянет в сон. И можно спать, сколько захочешь, никуда не надо торопиться.


Рецензии
Спасибо автору, за замечательную атмосферу рыбацкого рассказа. Василию её удалось передать максимально достоверно, умело и интересно.

В эпиграфе мне особенно приглянулось и нашло душевный отклик:

- "...И от земли, как запах пота, сотни прелей,...";
- "...тихий говор берегов её с притихшею водой...";
- "...(август)..., как будто бы всплакнувшим,
В слезах, что раскидал он на листах...".

Поздравляю! Отменную Вы щучку выловили! Хороший навар дала её зубастая головушка. Она не только Вас тогда досыта накормила, но и станет отменным и радушным угощением для ещё многих читателей-попутчиков. Литературного аромата и впечатлений от Вашей ухи с лихвой хватило, чтобы, в охотку и удовольствие, вдоволь и полноценно насытиться положительными эмоциями.

По поводу причины Вашего "философского склада характера" и чуткого восприятия природы позволю себе усомниться в верности приведённого высказывания: "...Правильно кто-то сказал – женись, попадётся хорошая жена, будешь счастлив; плохая – станешь философом....". Приму его только, как искромётную шутку. Думаю, что в этом заслуга генного наследства Ваших родителей и последствий персонального формирования личности. А Ваша жена заслуживает другой оценки. Хоть мне и мало о ней известно, но сужу по тому, что ей небезразлично взяли ли Вы сметану на рыбалку или нет. Даже в одной этой мелочи видно, что муж ей не безразличен, а это уже не характерный признак для плохих жён. :)) (улыбаюсь, умничая)

Желаю такому автору дальнейших творческих успехов и новых замечательных уловов.

С уважением, Виктор

Виктор Комосов   22.11.2020 11:06     Заявить о нарушении
Спасибо, добрый человек! Тронули ваши слова за больное сердце. Вижу, что искренни они и без всякой лести, потому, как человек я незаметный, и лесть в мой адрес неуместна (это я тоже умничаю, пытаясь рассуждать).Просто встретились родственные души, влюблённые в романтику походов и странствий и понятно разговорились.
В молодости мне пришлось в Уссурийской тайге выйти к костру китайца. Я бродяга-охотник, он искатель жень шеня. По русски он говорил плохо, а я в китайском ни бум-бум, но мы смогли поделится друг с другом таким объёмом знаний о тайге, жизни, что мне их хватило на всю жизнь. А сколько потом было таких встреч в сибирской тайге с тунгусами,рыбаками, геологами, был даже один беглый зэк. И тепла костра хватало на всех. Великое это явление огонь костра! Познакомились, посидели у потрескивающего пламени и разошлись, а в душе что -то осталось. И это "что-то"потом долго хранишьв сердце и памяти. С уважением к вам

Василий Бабушкин-Сибиряк   23.11.2020 08:49   Заявить о нарушении
Спасибо и Вам за эти радушные литературные полешки. В общем "костерке" общения они отлично добавили тепла и горят чисто (без чадящего дыма). Почему-то с особенным удовольствием мысленно задержался у костра с китайцем (очень яркий пример таёжного общения). А к теме разговора могу подкинуть ещё парочку своих коротких полешек:
- "Язык до Киева не доведёт" http://proza.ru/2019/06/06/605 ;
- "Рецензия. Вавилон в головах" http://proza.ru/2019/06/07/653 ;
- "Италия. Мужчина, не заходите за буйки!":
"...В запланированное время мы «причалили» к берегу, ополоснулись под пляжным душем, и пришли на автостанцию.

ч.44 Походный казус

Тут мелькнул один походный казус. Итальянского языка мы не знаем, английский «доморощенный» тут тоже не в ходу потому, что они так же учились в школе, как и мы, но, видать, проявляли меньше усидчивости и терпения в этой лингвистической науке. Билеты в этой мутной атмосфере общения мы умудрились купить благополучно, но вот уверенности распознать нужный автобус у нас не было.

Я мотнулся было к одному из них. Спросил у водителя на «чистом итальянском" языке: «Автобус идёт на «Сан-Дона-ди-Пьяве»?». Но, видно при этом, у меня был такой же акцент, как и у Гоши из фильма «Бриллиантовая рука», когда он пытался сказать, на точный иностранный манер: «Тшорт побьяри!!». В ответ на это водитель отрицательно покачал головой. Но, к счастью, мы с Ольгой в таких заморских походах работаем, как одна слаженная команда и всегда подстраховываем друг друга. Обычно мой конёк – ориентирование на местности и «полиглотство» в радушном общении с местными «аборигенами», а Ольга помогает мне в этом своими домашними стратегическими заготовками из интернета или личной способностью к интуиции, усиленной молниеносной манерой выхватывать нужную информацию из окружающей обстановки.

Так и в этот раз получилось. Мне не удалось «достучаться» до водителя автобуса, а Ольга уловила объявление вокзального диспетчера и поймала, на слух, разницу местного произношения итальянского названия «Сан-Дона-ди-Пьяве». На нашем слуху оно выглядело, как: «СандАна». И всё! Коротко и понятно местным. А я полез к человеку со своим шамканьем на «доморощенном» итальянском языке неумело выписывая каждую буковку длинной фразы. Ольга мотнулась к «моему» водителю автобуса и сказала ему, всё как надо: «СандАна?». В ответ он утвердительно кивнул ей головой, и мы поспешили загрузиться в этот автобус....".

Виктор Комосов   23.11.2020 10:10   Заявить о нарушении
P.S. Ещё, внеконкурсно, несколько цитат-полешек для бродяжьей души:

- Эпиграф к моему рассказу "Хочу я с Небом помириться. Приключения Зои":
«…Неподвижно замри на опушке лесной,…
…Переливчатый звон чистых струй ручейка,
Нежный запах цветов на поляне лесной,
Шёпот ивовых листьев услышь, а пока
Далеко не ходи, у опушки постой,
Да умойся с утра колдовскою росой,
Проскользни сквозь объятья тумана.
Пробежись по траве изумрудной босой,…»

(Вадим Светашов "Послесловие к сборнику Утренние зори");

- "... В этом месте Владимир Сергеевич, как руководитель группы, принимает решение сделать короткий привал-передышку в одиноко стоящем балке, оборудованном печкой. До первой запланированной ночёвки ещё долгий путь. Кружка горячего чая с бутербродом будет сейчас, как нельзя кстати.

Все лесные жилища, ожидающие в сладкой дрёме очередного путника, одинаковы своей внутренней атмосферой жилого помещения. Дверные замки вешать не принято – только засов от любопытного зверья. Откроешь дверь, и тебя встретит ажурное кружево паутины, заботливо развешенное пауками по углам дверного проёма. В нос путника сразу ударит запах специфического воздуха брошенного жилого помещения, сиротливо живущего своей жизнью.

В этом воздушном коктейле: запах древесной золы, табачного дыма, мышиного помёта, дров, прелости, керосина, и ещё чего-то неуловимого, но настойчиво лезущего в нос новому постояльцу. Потом помещение обживётся, уйдёт удушливая прелость, и к его запахам добавятся новые: аромат продуктов и приготовленной пищи, запах раскалённого печного кирпича и чугунных колец…

В таких жилищах неукоснительно соблюдается неписаное правило лесного гостеприимства. Путник всегда тут может найти спички, небольшой запас дров и продуктов. Например, банку муки или крупы. Соль, сахар, табак, а иногда и консервы. После себя принято, тоже обязательно что-нибудь оставить. Погостил, заготовь дров следующему после тебя путнику, если есть возможность, то и немного оставь спичек и продуктов. Так выглядит лесной этикет, выработанный суровыми буднями лесной походной жизни... (рассказ "Батя - мой дедушка");

- «Над облаками. Поход без палатки ч. 9.1»:

«Стены этого здания пропитаны туристическим духом,
приправленным специфическим привкусом горчинки
древесной золы, недавно уснувшей в камине,
и пряного аромата лёгкой прелости от просушивания
одежды, которую усиленно «мариновали» дожди странствий
и горячий пот неугомонных молодых тел»...";

- «Дедушка-турист, или путешествие по делу»:

«Техническими жеманствами и манипуляциями
человек готов каждый день усложнять течение
своего досуга, чтобы безопасно загнать в своё
жилище дикое пламя лесного костра, которому
душно и неуютно начинать свой жаркий танец
в тесном «помещении» каминной топки».
Чаще всего, для полноты счастья,
человеку бывает не так уж и много нужно»...."

Виктор Комосов   23.11.2020 10:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.