аудиокниги в википедии

Аудиокнига
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 18 ноября 2019; проверки требуют 4 правки.
Аудиокни;га (от лат. audio «слушать» [1] ) — озвученное литературное произведение, записанное на любой звуковой носитель . [2]
[3]
Звуковыми носителями могут быть
грампластинки, CD-диски , компакт-кассеты ,
жёсткие диски или аудиофайлы из
интернета .
Аудиокниги могут быть как развлекательными, так и просветительскими, образовательными. Сюда относятся аудиолитература для инвалидов, слепых и людей с нарушенным зрением , начитанные сказки для детей младшего возраста, аудиокурсы иностранных языков, аудиопособия по самосовершенствованию,
аудиопутеводители . Однако записи различных радиопередач — это всё-таки спектакли, постановки, разыгранные на голоса, а не аудиокниги. [4]
Производством аудиокниг занимаются специализированные издательства,
библиотеки для слепых , некоммерческие общественные организации и отдельные лица. [5]
Во многих странах ( США, Германия ,
Великобритания , скандинавские страны ,
Россия ) аудиокниги в последние годы завоевывают всё более широкую публику. В США, например, по опросам 2007 года число слушателей аудиокниг достигало 26 % населения. [3]
Общие сведения
Термин «аудиокнига» вошёл в употребление в 1970-х, когда записи начали производиться на аудиокассетах. Как отраслевой стандарт этот термин утвердила Audio Publishers Association в 1994 году [6] .
Наибольшую популярность в России имеют аудиоверсии классических произведений. В одном из интервью Борис Акунин признаётся [7] : «Чтобы создать что-то своё, надо переработать громадное количество чужого литературного опыта. Опыта качественного, классического. Сейчас я нашёл способ чтения классики. Я её слушаю».
Сегодня большинство бестселлеров сразу издаются как в бумажном, так и в аудиоварианте.
Некоторые издательства аудиокниг предоставляют выбор между женским или мужским голосом, языками, изменения тона ,
тембра и интонации дикторов.
С появлением цифрового формата DAISY стало возможным просматривать выборочно главы и разделы аудиокниг, и даже фразы или абзацы.
Достижения
С 1997 года немецкая телерадиокомпания « Гессенское вещание » ежемесячно публикует список лучших аудиокниг, а в конце года выбирает «аудиокнигу года».
Существуют специальные премии для аудиолитературы:
номинация «Лучшая аудиокнига» в рамках музыкальной премии «Грэмми »[2] ;
награда Audie Award[en] (иногда называемая аудиокнижным Оскаром ) [3] ;
премия «Deutscher H;rbuchpreis» за лучшую аудиокнигу предыдущего года от немецкой телерадиокомпании WDR[8] .
Эти оценки служат ориентировкой для качества аудиокниг.
Технологии создания аудиокниг
Профессиональная студия для записи аудиокниг.
Различают два способа создания аудиокниг: чтение живым человеком и использование программ синтеза речи .
Чтение живым человеком
Профессиональные аудиокниги начитываются профессиональным чтецом, с выражением и правильным произношением . Запись производится в профессиональных студиях, снабженных специальным оборудованием для качественной записи речи и фильтрации шумов. При дальнейшей обработке к аудиозаписи могут добавляться аудиоспецэффекты (шум моря, уличный шум, звонок телефона) и музыкальное сопровождение.
Временные затраты на создание таких аудиокниг велики из-за продолжительности чтения, времени для редактирования звука и микширования. Например, на выпуск аудиосериала "Le Signe de l'Ogre" (издательство Novelcast), продолжительностью 11 часов 45 минут, потребовалось 5 недель записи, затем 8 недель монтажа звука и, наконец, 4-х недель микширования [9] .
Любительские аудиокниги записываются энтузиастами-любителями на домашнем оборудовании. Качество таких аудиокниг сильно варьирует от крайне низкого (вследствие отсутствия у чтеца актёрской подготовки, некачественной аппаратуры для записи) до высокого, не уступающего профессиональным студийным записям. Такие аудиокниги распространяются преимущественно бесплатно.
Примерами таких аудиокниг могут служить проекты LibriVox , «Аудиокнига своими руками». На сайте YouTube также выкладываются подобные аудиокниги.
Использование синтезатора речи
Технологии преобразования электронного текста в звук (Text-To-Speech ) также используются для создания аудиокниг. И хотя качество такой продукции ниже, скорость создания ее очень высока, и можно создавать аудиокниги самому при помощи соответствующего программного обеспечения (например, программы « Балаболка» и одного или нескольких голосовых движков), а не ждать озвучивания живым чтецом.
Преимущества и недостатки аудиокниг
Преимущества
Возможность познакомиться с книгой для людей, имеющих проблемы со зрением и не умеющих читать (например, дошкольников).
Более эффективное использование времени: можно слушать стоя в очереди, при занятиях спортом, при поездках в городском транспорте, при езде на велосипеде, занимаясь домашними делами, при выполнении сельхозработ на даче, при выгуливании собаки и т. д. [10]
[11]
Нет нагрузки на зрение .
Слуховые зоны мозга имеют другие ассоциативные связи, что позволяет по-новому осмысливать прослушиваемую информацию. Хорошо сделанная аудиокнига даёт больше эстетического удовольствия, чем её бумажная версия: приятный голос, шум воды, шорохи, звуки шагов, музыка.
Низкая стоимость аудиокниг.
Компактность и портативность: аудиозаписи занимают мало места, для их хранения не требуются шкафы.
Есть люди-аудиалы, усваивающие информацию лучше через слух [12] .
Ещё одна возможность рыночного продвижения «бумажной» версии книги [2] .
Экологичность — не расходуется древесина.
Быстрота издания по сравнению с бумажными версиями.
Люди, изучающие иностранные языки , могут слушать тексты на этих языках.
Возможность включения в аудиокниги специально подобранных фоновых внушений: на улучшение памяти, укрепление здоровья и т. д. Продолжительная монотонная работа (ходьба, бег) способствует изменению состояния сознания, и подобные внушения могут быть эффективны [13] .
Слушать информацию эффективней, чем читать: произнесенное слово мозг воспринимает быстрее, чем напечатанное, и хранит его дольше. [14] .
Недостатки
Прослушивание аудиокниги требует внимания, поэтому оно не совместимо с действиями, требующими высокой концентрации: вождение автомобиля, математические расчеты, заполнение документов. Трудно сосредоточиться на прослушивании аудиокниг в
общественных местах .
Плохая начитка убивает всё удовольствие. Может возникнуть неприязнь к голосу чтеца, или начитавший аудиокнигу навязывает своё восприятие книги.
Не все люди хорошо усваивают информацию через слух. В результате эксперимента, проведённого в одной из школ, было установлено, что при прослушивании аудиокниги не все учащиеся могут запомнить имена второстепенных персонажей и восстановить временную последовательность событий, хотя, читая «бумажные» тексты, с лёгкостью проделывали это и с более сложными по
нарративной структуре произведениями[15] .
Снижается грамотность населения, так как ребёнок, по большей части, учится грамотно писать посредством визуального контакта с текстом, который отсутствует при прослушивании аудиокниг [16] .
Невозможно использовать изображения, таблицы, диаграммы.
Скорость выпуска меньше, чем подготовка электронной книги .
Скорость произношения аудиокниги ниже, чем скорость чтения глазами.
В аудиоспектаклях зачастую сокращают текст оригинального произведения, оставляя лишь ключевые сцены и диалоги. Это знакомит с произведением лишь в общих чертах, что нравится далеко не всем слушателям [17][3] .
История создания и развития аудиокниг
Предыстория (конец XVIII — начало XIX века)
1877 — Презентация фонографа Томасом Эдисоном . В рекомендациях по применению фонографа было и создание аудиокниг для слабовидящих людей [17] .
Первые звуковые записи на цилиндрах были продолжительностью около 4 минут. С появление грампластинок продолжительность увеличилась до 12 минут, но запись аудиокниг всё ещё не была целесообразна. [18]
Записи на пластинках (начало 19-го века — 1970-е годы)
1931 — Конгресс США поручил своей библиотеке программу по созданию «говорящих» книг для слабовидящих [3] .
1932 — американский Фонд слепых выпускает первые «говорящие книги» (грампластинки), распространяет их бесплатно.
1948 — организована запись «говорящих» книг для военнослужащих, потерявших зрение во время Второй мировой войны членами Нью-Йоркской публичной библиотеки .
Начало 1950-х — в Англии компания Clarke & Smith выпускает аппарат «Говорящая книга» [19] — специализированный 24-дорожечный магнитофон .
1952 — американская компания Caedmon Records выпускает первую коммерческую аудиокнигу на долгоиграющей грампластинке с подборкой стихотворений, прочитанных автором
Диланом Томасом, и детской сказкой «Детское Рождество в Уэльсе».
1955 — создана американская компания Listening Library (ныне Random House) по распространению детских аудиокниг для школ, библиотек и подобных специализированных рынков. В ФРГ основана Westdeutsche Blindenh;rb;cherei (Западногерманская библиотека аудиокниг для слепых).
1961 — под эгидой Всесоюзного общества слепых (ВОС) начинается работа по созданию аудиокниг в СССР [3] . В настоящий момент Общество располагает 9000 аудиокниг, доступных только его членам.
Некоторые журналы стали выпускаться с приложениями в виде гибких грампластинок: « Flexipop» в Англии, « Кругозор » и « Колобок » в СССР.
Записи на аудиокассетах (1970-е — конец 1990-х годов)
Компакт-кассета с аудиокнигой
В начале 1970-х на рынке появились
аудиокассеты и некоторые библиотеки стали распространять записанные на них аудиокниги. Дальнейшее усовершенствование технологий (дешевых
портативных плееров , магнитол в автомобилях) привело к возникновению коммерческого рынка аудиокниг [20] .
1969 — на Вильнюсском электротехническом заводе «Эльфа» начинается выпуск тифломагнитофона «Дайна ». По заказу ВОС в нём предусмотрена скорость ленты 2,38 см/с для прослушивания «говорящих книг» [21] .
1969 — в США начат выпуск аудиокниг для слепых на магнитофонных кассетах специального формата, и плееров для них.
1975 — в автомобилях появляются магнитолы.
1979 — американская компания « Recorded Books » впервые привлекает к записи аудиокниг профессиональных актёров.
1984 — американским издательством Brilliance Audio изобретен метод записи на кассете в два раза больше[20] . Появились аудиокниги в стерео-записи.
Середина 1980 -х годов — западные издатели начинают покупать права не только на печатную публикацию, но и на аудиоверсию книги. Это становится повсеместной практикой: сегодня при многих крупных издательствах существует отдел аудиозаписи.
1987 — в США образована профессиональная Ассоциация аудиоиздателей ( Audio Publishers Association).
1996 — в США введена специальная премия Audie Award, которая считается аналогом «Оскара» для производителей аудиокниг.
Цифровая запись (конец 1990-х — до настоящего времени)
Появление Интернета , новых сжатых
аудиоформатов и портативных медиа-плееров способствовало дальнейшей популяризации аудиокниг. Наблюдается устойчивое увеличение аудиокниг в цифровом формате по сравнению с компакт-дисками. [22]
1996 — создана Assistive Media — некоммерческая организация для распространения аудиозаписей через Интернет.
2005 — создан сайт LibriVox — некоммерческий проект по созданию аудиокниг, начало создания свободных библиотек аудиокниг. К концу 2012 года сайт LibriVox насчитывал более 6 млн аудиокниг.
2006 — оборот мирового рынка аудиокниг составляет 800—850 млн долл. (по данным агентства «Piper Jaffray»). Оборот российского рынка аудиокниг оценивается в 7—8 млн долл. (по данным российского издательства «Ардис»).
2014 — в Калифорнии открыт институт по вокальному искусству и технологиям производства аудиокниг (The Deyan Institute of Voice Artistry and Technology).
См. также
На Викискладе есть медиафайлы по теме Аудиокнига
Видеокнига
Audible
Проект:Аудиостатьи


Рецензии