Выпуск 4. Уточняющие и пояснительные члены

ШКОЛА РУССКОГО ПИСЬМА

ВЫПУСК 4. УТОЧНЯЮЩИЕ, ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗЬЮ
В четвертом  выпуске проекта шесть разделов:
Первый (базовый) уровень
Раздел 1. Введение в тему
Раздел 2.  Практические примеры: однородные, неоднородные, уточняющие и пояснительные определения
Раздел 3.  Практические примеры: однородные, неоднородные, уточняющие и пояснительные обстоятельства
Раздел 4. Присоединительные члены предложения

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Раздел 5. Возможности авторского решения
Раздел 6. Вопросы на форумах русского языка

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА " УТОЧНЯЮЩИЕ, ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗЬЮ»

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Тема 1. Уточняющие и пояснительные члены предложения (общие сведения)
Тема 2. Сравнение  однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных членов предложения

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ: однородные, неоднородные, уточняющие и пояснительные определения
Тема 1. Однородные  определения
Тема 2. Неоднородные  определения
Тема 3. Уточняющие определения
Тема 4. Пояснительные  определения

РАЗДЕЛ 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ: однородные, неоднородные, уточняющие и пояснительные обстоятельства
Тема 1. Однородные  обстоятельства
Тема 2. Неоднородные  обстоятельства
Тема 3. Уточняющие обстоятельства
Тема 4. Пояснительные  обстоятельства

РАЗДЕЛ 4. ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗЬЮ
Тема 1.  Одноименные члены в добавочном сообщении
Тема 2.  Второстепенные члены (дополнительные авторские замечания)

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

РАЗДЕЛ 5. ВОЗМОЖНОСТИ АВТОРСКОГО РЕШЕНИЯ
Тема 1. Сближение   однородных, неоднородных  и уточняюще-пояснительных определений
Тема 2. Сближение   однородных, неоднородных  и уточняюще-пояснительных обстоятельств
РАЗДЕЛ 6. ВОПРОСЫ НА ФОРУМАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ШКОЛА РУССКОГО ПИСЬМА, УРОК 4

ПЕРВЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Тема 1.  Уточняющие и пояснительные члены предложения (общие сведения)
Тема 2. Сравнение  однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных членов предложения (на примере определений)

ТЕМА 1.  УТОЧНЯЮЩИЕ И ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (общие сведения)
В качестве уточняющих и пояснительных членов предложения при бессоюзной связи чаще  всего выступают ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (также именные части сказуемых). Подлежащие и дополнения рассматриваются отдельно как обособленные приложения.

1.  УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Уточнение основано на  СУЖЕНИИ, ОГРАНИЧЕНИИ ОБЪЕМА.  Это  переход от более широкого понятия к более узкому, от более абстрактному к более конкретному. Соответственно, уточняющие члены предложения обычно сужают  значение предыдущего слова, то есть изменяют (ограничивают)  объём его значения.
Иначе говоря,  уточняющие члены расположены по нисходящей градации, т. е. каждый последующий уточняет значение предыдущего, например:
На бугре, среди двух берёз, сидит старик с рожком. Внизу, под железной сетью воздушной дороги, в пыли и грязи мостовых, безмолвно возятся  дети (уточнение, сужение значения).
Но бывают случаи, когда уточняющий член по выражаемому им понятию шире, чем уточняемый, например: Я очнулся на постели, в большой и светлой горнице (уточнение, расширение значения).

2.  ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
 Пояснение  основано НА ТОЖДЕСТВЕ и является ПОВТОРОМ уже названного предмета, признака, действия. Соответственно,  пояснительные члены предложения поясняют, КОНКРЕТИЗИРУЮТ в заданном тексте слова с недостаточно ясным или обобщенным значением (старый, новый, ровный, нормальный и т.д.). Например: Мы заинтересованы в нормальном, мирном сосуществовании различных государств.  Пошли ровным, в ногу, шагом. В обоих случаях перед вторым членом можно вставить пояснительный союз ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО.
3.  ЭТО ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ?
Можно ли   уточняющие и пояснительные члены можно называть обособленными? Уточняющие и пояснительные члены предложения ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ тем, что в первом случае всегда присутствуют, по меньшей мере,  ДВА ОДНОИМЕННЫХ СЛОВА (второе слово уточняет или поясняет первое), в то время как обособленные члены не имеют такой пары.
 В то же время уточняющие и пояснительные члены предложения могут называться обособленными В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА, так как они обычно обособляются (выделяются запятыми на письме и паузами в устной речи).

4. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
 Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены  с бессоюзной связью могут находиться в середине или в конце предложения. В общем случае они обособляются с помощью запятых.

5. ВСТАВОЧНАЯ ИНТОНАЦИЯ
Уточняющие и пояснительные члены предложения произносятся с интонацией обособления, то есть выделяются паузами и интонационным ударением. В интерпозиции  (в середине предложения) используется  ВСТАВОЧНАЯ интонация  –  наряду с паузами,  это общее понижение тона, а также изменение темпа речи.
ПРИМЕЧАНИЕ. Надо отметить, что вставочная интонация при обособлении  может выражать разную семантику. В любом случае это ВЫДЕЛЕНИЕ слова или словосочетания, но С РАЗНОЙ ЦЕЛЬЮ. В одной стороны,  обособлением мы можем  обозначить  ДОБАВОЧНЫЙ  (второстепенный) характер информации, но с другой – ПОДЧЕРКНУТЬ ВАЖНОСТЬ  сообщения (причем эту семантику можно определить только по контексту).

ТЕМА 2. СРАВНЕНИЕ  ОДНОРОДНЫХ, НЕОДНОРОДНЫХ, УТОЧНЯЮЩИХ И ПОЯСНИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (на примере определений)
Практически мы имеем 4 вида определений:
(1) ОДНОРОДНЫЕ определения раскрывают общую тему и разделяются запятыми. Они независимы между собой, то есть каждое в отдельности относится к определяемому слову.
(2)  НЕОДНОРОДНЫЕ определения обозначают разные признаки, причем второе определение относится к словосочетанию  первого определения и определяемого слова. Запятая между ними не ставится.
(3) УТОЧНЯЮЩИЕ определения: второе определение сужает или конкретизирует значение первого слова, в том числе местоименного; обособляются запятыми.
 (4) ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ определения: второе определение  по принципу тождества  заменяет первое другим словом или словосочетанием.  Практически оно ПОЯСНЯЕТ ИЛИ  КОНКРЕТИЗИРУЕТ значение первого слова (обычно с обобщенной или местоименной  семантикой) в данном контексте (можно подставить союзы то есть, а именно); обособляются запятыми.


РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ: однородные, неоднородные, уточняющие и пояснительные определения
Тема 1. Однородные  определения
Тема 2. Неоднородные  определения
Тема 3. Уточняющие определения
Тема 4. Пояснительные  определения

ПРИМЕЧАНИЕ
Второе определение  может иметь три разные структуры: согласованное определение, несогласованное определение (обычно на основе падежной формы существительного), определительный оборот; также ПЕРВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ может быть местоименным.

ТЕМА 1.  ОДНОРОДНЫЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЯ:  разделительные запятые, сближенные признаки
Как уже говорилось ранее, однородные определения могут относиться к разным предметам или называть  признаки одного предмета, например: 1) Красные, желтые (= разноцветные) листья кружатся в воздухе.  (2) Всё тонуло в сплошной, беспросветной (= абсолютной) мгле.
Однородные прилагательные  второй группы  обозначают ПРИЗНАКИ СХОДНЫЕ ИЛИ СБЛИЖЕННЫЕ В ДАННОМ ТЕКСТЕ – в частности, сближение может быть по общему впечатлению, по внешнему виду, по причинно-следственной связи и т.д. 

1. ОБА  ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОГЛАСОВАННЫЕ
Внутри дома комнаты были наполнены ЗАУРЯДНОЮ, НЕХИТРОЙ мебелью (Т.);
Была ЖЕСТОКАЯ, ХОЛОДНАЯ зима.
ТЯЖЁЛЫЙ, ПАСМУРНЫЙ туман нагие холмы обвивает.

2. ВТОРОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕСОГЛАСОВАННОЕ
Иногда дорога пресекала обширные, В ПОЛНОМ ЦВЕТУ И БЛЕСКЕ рощицы ландышей (Солоухин)
Она сняла со стола толстую, С БАХРОМОЙ скатерть и постелила другую, белую (П. Нилин).
Между тем в приземистой, С КОРИЧНЕВЫМИ СТЕНАМИ зимовке Клюшиных действительно горела пока слегка увернутая семилинейная лампа (Бел.).

3.  ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ НА ВТОРОМ МЕСТЕ (рекомендуемый вариант)
Вокруг простираются белые, ПОКРЫТЫЕ СНЕГОМ равнины.
Мы вошли в холодный, ВСЮ ЗИМУ НЕТОПЛЕННЫЙ зал.
Оранжево-зелёные блики легли на низкое, ПОДЁРНУТОЕ ОБЛАКАМИ небо. Открылся вид на высокий, ЧУТЬ РОЗОВЕЮЩИЙ небосвод.

ПРИМЕЧАНИЕ
Писатели-классики иногда ОБОСОБЛЯЛИ запятыми в качестве УТОЧНЯЮЩЕГО определения причастный оборот, стоящий после однородного определения-прилагательного. В настоящее время такая пунктуация встречается редко. Например, у И. С. Тургенева:
Он устроил большую, ПОЛОТНОМ ПОКРЫТУЮ, купальню.
В ста шагах от мельницы находился маленький, СО ВСЕХ СТОРОН ОТКРЫТЫЙ, навес.
Из особенной, МНОЮ СПЕРВА НЕ ЗАМЕЧЕННОЙ, конюшни вывели Павлина.

Сравнить с уточняющими несогласованными определениями:
Он увидел на белой шапке кургана невдалеке рдяно-желтую, с огнистым отливом, лису (Ш.)
Катер ш;л, вс; время подвигаясь в черной, почти чернильного цвета, тени (Сим.)

ТЕМА 2. НЕОДНОРОДНЫЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЯ:  нет запятых, нет сближения признаков
1. ОБА  ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОГЛАСОВАННЫЕ
 На западе ОГРОМНОЕ КРАСНОЕ солнце исчезало в туманном горизонте.
ТЁМНОЕ ЧИСТОЕ небо торжественно и высоко стояло над нами.

2. ВТОРОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕСОГЛАСОВАННОЕ
У стены стоял старинный деревянный С ИНКРУСТАЦИЕЙ шкаф.
На стол поставили синие С ПОЗОЛОТОЙ ПО КРАЮ чашки.
Стена была облицована светлым с розовыми прожилками мрамором.

3. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ (рекомендуемый вариант)
Наверх вела УСТЛАННАЯ КОВРАМИ широкая лестница.

4. ПЕРВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ МЕСТОИМЕННЫМ
У фильма ТАКОЙ захватывающий сюжет.
Почему ты ТАКОЙ беспринципный?
Наступали сумерки, ТАКИЕ ЖЕ жгучие, как и полдень.
И всё ассоциации мои ТАКИЕ ЖЕ заученные, как путь.
ДРУГОЙ важной деталь декорации являются окна.
Были И ДРУГИЕ интересные высказывания.

В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРЕД ОБОРОТОМ:
ЭТИ недавно опубликованные стихи были написаны много времени назад.
Даша ждала всего, но только не ЭТОЙ покорно склонённой головы.

ТЕМА 3. УТОЧНЯЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ: обособление
Обычно уточняющие определения: (1) раскрывают значение местоименного слова;  (2) являются несогласованными; (3) выражены определительными оборотами. Часто они уточняют количественные показатели прилагательного или называют оттенки цвета.

1. ПЕРВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ МЕСТОИМЕННЫМ
ДРУГАЯ, железная, лестница висела в воздухе, как подвесной мост.
Ещё ОДНО, последнее, сказанье — и летопись окончена моя.
В ДРУГОМ,  последнем,  варианте  романа концовка изменена.
ТАКУЮ, оригинальную,  трактовку  пьесы режиссер  использовал впервые.
В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРЕД ОБОРОТОМ:
ТАКОЙ,  в полметра глубиной, снег выпадает здесь не часто.
Хотелось отличиться перед ЭТИМ, дорогим для меня, человеком.
Затем удивила Дашу «доморощенность» всего ЭТОГО, так нашумевшего, дерзновения.
Между ними давно уже установились ТЕ, чисто формальные, отношения, которые так обычны между двумя родственниками (М. Г.);
Чичиков немного озадачился ТАКИМ, отчасти резким, определением
С ЕЁ, всё-таки не блестящим, здоровьем следует больше беречь себя.
Каждое из этих явлений имеет СВОИ, присущие только ему, особенности;

2. ОБА  ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОГЛАСОВАННЫЕ (встречается редко)
ЯРКИЕ, ЗОЛОТИСТО-ЖЕЛТЫЕ,  тона  составляют общий фон картины.

3.  ВТОРОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕСОГЛАСОВАННОЕ (частотный вариант)
Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста в длинной, ДО ПЯТ, шинели.
Внизу лежала широкая, в ПОЛМИЛИ,  полоса земли.
Они вышли на глубокий, ПО СТУПИЦУ, песок и сели в извозчичью пролётку.
На поляне рос могучий, В ТРИ ОБХВАТА, дуб.
Только узкая, САЖЕНЕЙ В ТРИСТА, полоса плодородной земли составляет владение казаков
Вошла молодая, ЛЕТ СЕМНАДЦАТИ, девушка
На дублёной от жёлтого загара шее собирались толстые, В ПАЛЕЦ, складки
Скользили серые, ПОД ЦВЕТ ЗЕМЛИ, ящерицы.
Вдали высилось тёмно-красное, ЦВЕТА СЫРОГО МЯСА, здание фабрики
Она со страхом смотрела на дедовы руки в коричневых, ГЛИНЯНОГО ЦВЕТА, старческих веснушках.
Он увидел на белой шапке кургана рдяно-жёлтую, С ОГНИСТЫМ ОТЛИВОМ, лису
Катер шёл, всё время подвигаясь в чёрной, ПОЧТИ ЧЕРНИЛЬНОГО ЦВЕТА, тени.
Глаза не слепил уже белый, С ОТСВЕТАМИ ЗАКАТА, снег

Из-под крутого, ВОЛЧЬЕГО СКЛАДА, лысеющего лба он бегло оглядел комнату.

4. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ НА ВТОРОМ МЕСТЕ  (обособление оборота редко используется в современной пунктуации, чаще это однородные отношения)
Здесь господствовал коричневый, ПОЧТИ КРАСНЫЙ, цвет почвы.
У него было вытянутое, ПОЧТИ ОВАЛЬНОЕ, лицо.
Кой-где выглянули женские, БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ СТАРУШЕЧЬИ, головы.
Он приобрел старую, ДАТИРОВАННУЮ КОНЦОМ XVIII ВЕКА, картину.

ТЕМА 4.  ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЯ:  обособление
При пояснении второе определение конкретизирует значение первого определения, недостаточно ясное в данном тексте.  Пояснительные определения (как и уточняющие)  обычно или  являются несогласованными, или выражены определительными оборотами. Такая структура более удобна для  обособления.

1. ОБА  ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОГЛАСОВАННЫЕ (встречается редко)
Это новая, ОРИГИНАЛЬНАЯ, постановка хорошо известной пьесы.
В новой,  ПОСЛЕДНЕЙ, версии события  учтены все детали.

2. ВТОРОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕСОГЛАСОВАННОЕ (частотный вариант)
Эскадрон, пройдя через какую-то пустую, БЕЗ ЖИТЕЛЕЙ, деревню, опять поднялся на гору.
Мы увидели пустое, БЕЗ ПРИЗНАКОВ ЖИЛЬЯ, место.
Это был посёлок на голом, БЕЗ ДЕРЕВЦА, без  кустика, низком месте.
Пошли ровным, В НОГУ, шагом.
Пассажир вошёл с оригинальным, ПОД КРОКОДИЛОВУЮ КОЖУ, чемоданом.
Толстые, ГВАРДЕЙСКОГО СУКНА, штаны уж никак не шли ни мастеровому, ни батраку.
На цыпочках прошёл в горницу, разделся, бережно повесил праздничные, С ЛАМПАСАМИ, шаровары.

3. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ НА ВТОРОМ МЕСТЕ  (обособление оборота редко используется в современной пунктуации, чаще это однородные отношения)
Пьер, с раннего утра стянутый в неловком, СДЕЛАВШЕМСЯ ЕМУ УЗКИМ,  мундире, был уже в залах.
Их сопровождал небольшой плотненький человечек с флегматичным, ПОЧТИ ЗАСПАННЫМ, лицом.
У него было вытянутое,ПОЧТИ ОВАЛЬНОЕ,лицо.

4. ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДНОРОДНОГО ВИДА:  разделительные запятые
Так определения названы у Розенталя, и это особый СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ пояснительных определений. По смыслу они имеют уточняющее или пояснительное значение, но  разделяются запятой, как однородные определения (интонация перечислительная).

Но почему мы отказываемся от обособления и используем перечислительную интонацию? При перечислении определения представлены как равноправные, независимые, а при обособлении второе определение выделено, причем ЗНАЧИМОСТЬ ЕГО ПОВЫШАЕТСЯ (нам приходится подчеркивать его голосом), а это требуется далеко не всегда:
Четвёртая, последняя часть романа завершится эпилогом.  (2) Другой, не менее важный раздел соглашения посвящен вопросам культурного сотрудничества.

(1) ПЕРВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ МЕСТОИМЕННЫМ
Эти были СВОИ, слободские люди.
Ещё ОДНО, последнее сказанье — и летопись окончена моя.

(2)  ПЕРВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИМЕЕТ ОБОБЩЕННЫЙ СМЫСЛ (поэтому требуется пояснение).
С бодрым чувством надежды на НОВУЮ, ЛУЧШУЮ жизнь он в девятом часу ночи подъехал к своему дому.
Приближался вечер, и в воздухе стояла та ОСОБЕННАЯ, ТЯЖЁЛАЯ духота, которая предвещает грозу
Торчали толстые головни, остатки ПРЕЖНЕЙ, СГОРЕВШЕЙ бани.

РАЗДЕЛ 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ: однородные, неоднородные, уточняющие и пояснительные обстоятельства
Тема 1.  Однородные  обстоятельства
Тема 2.  Неоднородные  обстоятельства
Тема 3.  Уточняющие обстоятельства
Тема 4.  Пояснительные  обстоятельства

ТЕМА 1.  ОДНОРОДНЫЕ  ОБСТОЯТЕЛЬСТВА:  разделительные запятые
ОДНОРОДНЫЕ обстоятельства раскрывают общую тему, произносятся с интонацией перечисления и на письме отделяются друг от друга запятыми.
 
1. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА МЕСТА И ВРЕМЕНИ
В ПОЛЕ, В РОЩЕ, НА ЛУГАХ чувствовалось безмолвие.
Занятия будут проходить ПО ВТОРНИКАМ, ЧЕТВЕРГАМ, СУББОТАМ.

2. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ
Недалёкий лес роптал и гудел НЕПРЕРЫВНО, ЗАТАЁННО, С ГЛУХОЙ УГРОЗОЙ.
ГРОМКО, ВЕСЕЛО, НА РАЗНЫЕ ГОЛОСА зазвенело поле.
Иван ШЁПОТОМ, ЧУТЬ СЛЫШНО продолжал ей что-то рассказывать.
САМОУВЕРЕННО, ПОЧТИ С ВЫЗОВОМ прозвучали эти слова.

ТЕМА 2.  НЕОДНОРОДНЫЕ  ОБСТОЯТЕЛЬСТВА:  нет запятых
Неоднородные обстоятельства характеризуют определяемое слово с разных сторон (например, координаты предмета во времени и в пространстве;   разные временные координаты; разные пространственные координаты).  Неоднородные обстоятельства не имеют перечислительной интонации, встраиваются в основное предложение и не отделяются запятыми на письме.

ПРИМЕЧАНИЕ
Но возникает вопрос:  существует ли ПОРЯДОК  в расположении неоднородных обстоятельств,  по аналогии с неоднородными определениями?   Розенталь, к примеру,  предлагает различать такие  варианты:  «Дети расположились на поляне между кустами (поляна окружена кустами, а на самой поляне их нет). – Дети расположились на поляне, между кустами (кусты находятся на самой поляне)».  Действительный характер местности обычно ясен из контекста, поэтому не стоит ориентироваться только на знаки препинания.
Также опыт письма показывает, что порядок неоднородных обстоятельств СВОБОДНЫЙ.  Так,  два  обстоятельства места могут располагаться как от общего к частному, так и от частного к общему, например:
Как  сплотить миллионера, живущего  В МОСКВЕ В РОСКОШНОМ ОСОБНЯКЕ, и бедняка, ютящегося  В ПОЛУТЕМНОМ ПОДВАЛЕ НА СУМСКОЙ УЛИЦЕ В ГОРОДЕ ХАРЬКОВЕ

1. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА МЕСТА И ВРЕМЕНИ
ЗА РЕКОЙ НА ГОРЕ лес зелёный стоит.
ДАЛЕКО НА ВОСТОК тянутся горные хребты.

ЛЕТОМ В ДОЖДЛИВУЮ ПОГОДУ здесь скучно.
ПО ВЕЧЕРАМ В ТАКИЕ ДНИ всё семейство собиралось в гостиной.
ПОЛНОЧНОЙ ПОРОЮ В БОЛОТНОЙ ТИШИ чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
РАННИМ УТРОМ НА САМОМ КРАЮ болота танцует глухарь.
Только изредка в темноте листвы блеснёт солнечный кружочек, похожий на золотую монету.

2. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ
ТАК ГРУСТНО тлится жизнь моя и с каждым днем уходит дымом.
ТАК ВЫЗЫВАЮЩЕ он никогда еще себя не вел.
Он приехал  УДИВИТЕЛЬНО БЫСТРО.

ТЕМА 3.  УТОЧНЯЮЩИЕ  ОБСТОЯТЕЛЬСТВА:  обособление
Уточняющие обстоятельства сужают (или расширяют) значение предыдущего слова.
 1. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА МЕСТА И ВРЕМЕНИ

(1) УТОЧНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ МЕСТА, СУЖЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ:
Здесь, В ТАЙГЕ, человек может полагаться только на свою изобретательность.
Там, ЗА СЕДЫМИ ГОРАМИ, тёмный нахмурился лес.
Прямо против кордона, НА ТОМ БЕРЕГУ, всё было пусто.
В предместье, ОКОЛО БОЕН, выли собаки
Несколько в стороне от гуся, НА МАТРАСИКЕ, лежал белый кот.
За рекою, В РОЗОВЕЮЩЕМ НЕБЕ, ярко сверкала вечерняя звезда
На бугре, СРЕДИ ДВУХ БЕРЁЗ, сидит старик с рожком.
Шагах в десяти от входа в туннель, У САМОГО ШОССЕ, стоял одинокий домик
Справа, У ПОДНОЖИЯ СОПОК, расстилалось большое поле.

(2)  РЯД ИЗ УТОЧНЯЮЩИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ МЕСТА

В гостинице, НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ, В НОМЕРЕ С ОКНОМ НА ПЛОЩАДЬ, сидят обычно под вечер бывший помещик Теплов и его друг Языков.
Я нанял квартиру на краю города, НА САМОМ ВЫСОКОМ МЕСТЕ, У ПОДНОЖИЯ МАШУКА.
Вокруг по левому берегу, В ПОЛУВЕРСТЕ ОТ ВОДЫ, НА РАССТОЯНИИ СЕМИ-ВОСЬМИ ВЁРСТ ОДНА ОТ ДРУГОЙ, расположились станицы.
Вдруг на повороте реки, ВПЕРЕДИ, ПОД ТЁМНЫМИ ГОРАМИ, мелькнул огонёк.
Шагах в шести от Челкаша, У ТРОТУАРА, НА МОСТОВОЙ,  сидел молодой парень.

 (3)  УТОЧНЯЮЩЕЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО МЕСТА, РАСШИРЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ
Я лежал на кровати, В НЕЗНАКОМОЙ ГОРНИЦЕ, и чувствовал большую слабость
Я слышал эти рассказы под Аккерманом, В БЕССАРАБИИ, на морском берегу.

(4) УТОЧНЯЮЩЕЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ВРЕМЕНИ, СУЖЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ
В это время суток, ПОСЛЕ ЗАКАТА СОЛНЦА, у горизонта долго держится серебряная полоса.
Она тогда, ПЕРЕД ПОЛОВОДЬЕМ, накупила много хлеба.
На другой день, ЧУТЬ СВЕТ, мы были на берегу.
Наши места издавна, ЕЩЁ СО ВРЕМЁН ДЕДУШКИ,  славились своим богатством.

2. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ
Так, БЕЗ ГРУСТИ И БЕЗ УДОВОЛЬСТВИЯ, проходили дни.
Бабы зашумели все сразу, В ОДИН ГОЛОС, не давая Давыдову и слова молвит .
Грустно, ДО СЛЕЗ, было осознавать это.
Громко,  ДО БОЛИ В УШАХ, прозвучал выстрел.
Тихо, БЕЗ ЕДИНОГО ШОРОХА, пробирался по лесу охотник.

ТЕМА 4. ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ  ОБСТОЯТЕЛЬСТВА:  обособление
1. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА МЕСТА
Пояснительные обстоятельства конкретизируют значение первого слова (то есть, а именно).  Они произносятся с интонацией обособления и на письме выделяются запятыми.
Внизу, В ДОЛИНЕ, лес стал чаще.
Вверху, НАД ВЕРШИНАМИ ДУБОВ, где синела глубина неба, собирались облака

2. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ
Толпа казаков громко, В НЕСКОЛЬКО ГОЛОСОВ, говорила на берегу.
Он наивно, ПО-ДЕТСКИ, вытер пальцами глаза.
Тихо,  БЕЗ КРИКОВ И ВЫСТРЕЛОВ,  будет плыть этот корабль.
Он встряхнул кудрями и самоуверенно, ПОЧТИ С ВЫЗОВОМ, глянул на небо.
И о душе своей заботился солидно, ПО-БАРСКИ.
Тихо, С БОЯЗНЬЮ, она говорила ему что-то странное.
Она озорно, ПО-ДЕВИЧЬИ, взглянула на него снизу вверх.
На покривившемся стогу уныло, ПО-СИРОТСКИ, примостилась ворона.
 Он был тщательно, ДО РОЗОВОГО ЛОСКА НА ЩЕКАХ, выбрит.

РАЗДЕЛ 4. ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗЬЮ (при отсутствии союзов выделяются или отделяются  тире)
Тема 1. Одноименные члены в добавочном сообщении
Тема 2. Второстепенные члены (дополнительные авторские замечания)

Уточняющие и пояснительные члены предложения в добавочном сообщении относятся к группе присоединительных членов. Как уже говорилось, к присоединительным членам относят как  одноименные  (уточняющие, пояснительные), так и просто обособленные второстепенные члены предложения.  Присоединительный член может находиться на расстоянии от поясняемого или определяемого  слова (в конце предложения).

ТЕМА 1. ОДНОИМЕННЫЕ ЧЛЕНЫ В ДОБАВОЧНОМ СООБЩЕНИИ
1. УТОЧНЕНИЕ (обстоятельство места)
В этом доме она и поселилась – в крошечной комнатушке на втором этаже.
У шоссе стоял одинокий домик – около самого входа в туннель.
В комнате стояло ещё пианино – в самом углу, напротив дивана.

2. ПОЯСНЕНИЕ  (определение, раскрытие значения местоимения или конкретизация первого слова: то есть, а именно)
И НЕОБЫЧАЙНЫЙ – смутный и зловещий – гул доносился от этой страшной человеческой массы.
Вдали, у Никольских ворот, виднелась ВЫСОКАЯ — трубой — соболья шапка боярина .
На площадку классного вагона вышел человек В ЧЁРНОЙ — до ворота застёгнутой — гимнастёрке
Гвардейцы шли во весь рост, широкой цепью, по ПЁСТРОМУ — малиновому, лиловому, зелёному — клеверному полю.
Дорога была ОДНА – широкая, обставленная вехами.
Осенние зори ИНЫЕ – хмурые, медленные.
Растения были СПАСЕНЫ — политы.
Чаадаев находился в центре внимания МЫСЛЯЩЕЙ – и одновременно немыслимой – России.
ЛЕСНЫЕ щеглы кормились здесь среди всякой травяной всячины – весёлые, никогда не унывающие.
Слышу  ЕГО голос в соседней комнате – свежий, весёлый

ТЕМА 2. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ (дополнительные авторские замечания)
(1) ОБСТОЯТЕЛЬСТВО И ДОПОЛНЕНИЕ
Посидели – больше для приличия – несколько минут.
Отправились домой – с большой неохотой – только к вечеру.
Он и сам не подозревал, сколько было правды – и неправды – в его думах.
(2) ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Мы зашли в ельник – тёмный, пропахший запахом хвои.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Раздел 5. Возможности авторского решения
Раздел 6. Вопросы на форумах русского языка

РАЗДЕЛ 5. ВОЗМОЖНОСТИ АВТОРСКОГО РЕШЕНИЯ
Тема 1. Сближение   однородных, неоднородных  и уточняюще-пояснительных определений
Тема 2. Сближение   однородных, неоднородных  и уточняюще-пояснительных обстоятельств

ТЕМА 1. СБЛИЖЕНИЕ  ОДНОРОДНЫХ, НЕОДНОРОДНЫХ И  УТОЧНЯЮЩЕ-ПОЯСНИТЕЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

1.  КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ АВТОРСКОГО РЕШЕНИЯ
Казалось бы, три вида отношений между определениями никак между собой не связаны, однако мы уже видели, как при сближении признаков в конкретном тексте неоднородные прилагательные становятся однородными. Это может быть сближение по впечатлению, по общему внешнему виду, по причинно-следственной связи и т.д.
А возможно ли сближение между всеми видами определений. В общем случае это происходит довольно часто и во многих случаях является авторским решением, то есть это будет  авторским выбором  первого или второго плана речи. 
Но иногда сближение невозможно, и разбираться в этой теме лучше на конкретных примерах.

ПРИМЕР 1. Не следует забывать, что сочетания с неоднородными прилагательными имеют особую СТРУКТУРУ: первое определение относится к сочетанию второго определения и определяемого слова.  Поэтому ошибочно сочетание   «ПРЕКРАСНЫЙ ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ ВИД», так как прилагательные входят в ряд синонимов, и это только однородные отношения.

ПРИМЕР 2. Также при переходе от неоднородных  отношений к пояснительным  может нарушаться или меняться СМЫСЛ, например:
(1) НОВЫЙ КОЖАНЫЙ ПОРТФЕЛЬ И НОВЫЙ, КОЖАНЫЙ ПОРТФЕЛЬ.  В первом случае оба портфеля кожаные, а во втором кожаным будет только новый портфель
(2)  НОВАЯ, ЛУЧШАЯ ЖИЗНЬ. Здесь возможны только однородные отношения; неоднородные отношения будут ошибкой (не может быть новой и старой лучшей жизни).
(3) ДРУГАЯ ГОРНАЯ ГРЯДА. Здесь возможны только неоднородные отношения:  есть две горные гряды, одна и другая.

ПРИМЕР 3.  Для МЕСТОИМЕННЫХ определений надо учитывать их вид. К примеру, указательные местоимения (ЭТОТ, ТАКОЙ) могут  присоединяться ко второму определению или   второе определение может обособляться (это решается по контексту в свободном порядке). В то же время определительные местоимения (ДРУГОЙ, ИНОЙ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ) требуют более внимательного отношения, так как влияют НА СЕМАНТИКУ сочетания.

ПРИМЕР 4. К определительному ОБОРОТУ предъявляются особые требования по его позиции. К примеру,  при неоднородных отношениях  оборот должен находиться перед определением (ТЩАТЕЛЬНО ОТГЛАЖЕННАЯ БЕЛАЯ СКАТЕРТЬ, но: БЕЛАЯ, ТЩАТЕЛЬНО ОТГЛАЖЕННАЯ СКАТЕРТЬ). В современной пунктуации не приветствуется обособление оборота  (БЕЛАЯ, ТЩАТЕЛЬНО ОТГЛАЖЕННАЯ, СКАТЕРТЬ), хотя  это требование не очень понятно.

2.  ПАРНЫЕ ПРИМЕРЫ
РАЗБОР ЦИТАТ ИЗ РУССКОЙ КЛАССИКИ (они же приводятся и у Розенталя)
(1) Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким, определением (Г.);
(2) Ещё одно, последнее, сказанье — и летопись окончена моя (П.);
(3) Затем удивила Дашу «доморощенность» всего этого, так нашумевшего, дерзновения (А. Т.);
Уточняющие определения и обороты у Розенталя обособлены, но такая пунктуация не соответствует авторской, которая приводится в печатных изданиях этих произведений (если, конечно, это действительно авторская пунктуация):
(1) Чичиков немного озадачился таким отчасти резким определением.
 (2) Еще одно, последнее сказанье — и летопись окончена моя.
(3)Затем удивила Дашу «доморощенность» всего этого, так нашумевшего дерзновения.

В авторских  вариантах  мы видим два разных оформления:  ОДНОРОДНЫЕ И  НЕОДНОРОДНЫЕ отношения, а у Розенталя все три варианта идут как УТОЧНЯЮЩЕ-ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ. Откуда такая свобода действий и есть ли  в каждом случае определенные смысловые оттенки?

КОММЕНТАРИЙ
(1) Чичиков немного озадачился таким,  ОТЧАСТИ РЕЗКИМ, определением.
Первое прилагательное является указательным местоименным, а они допускают разное оформление. Классический вариант – это раскрытие содержания первого местоимения у Розенталя: При обособлении второе определение интонационно подчеркивается. Это вполне обоснованное решение, хотя можно использовать и неоднородные отношения, без обособления (как у автора).

(2) Еще ОДНО, ПОСЛЕДНЕЕ сказанье — и летопись окончена моя.
В  предложения (2)  с одиночным  согласованным определением  после местоимения автор использует перечислительную интонацию (однородные отношения), но Розенталь заменяет ее вставочной,  подчеркивая обособленное слово.  Кстати, второе определение не поясняет местоимение, а только дополняет его, поэтому  здесь желательно  выбрать перечисление (как у автора).

(3)Затем удивила Дашу «доморощенность» всего ЭТОГО, ТАК НАШУМЕВШЕГО дерзновения.
В предложении (3)  используется определительный оборот, но отношения тоже не пояснительные (это дополнительная информация), да оборот во второй позиции не рекомендуется обособлять  Поэтому выбираем однородные отношения (как у автора).
И вывод. Современные правила позволяют объяснить авторскую пунктуацию, соответственно, желательно ее сохранить.

ТЕМА 2.  СБЛИЖЕНИЕ  ОДНОРОДНЫХ, НЕОДНОРОДНЫХ И  УТОЧНЯЮЩЕ-ПОЯСНИТЕЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЬСТВ

1.  КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ АВТОРСКОГО РЕШЕНИЯ
 Мы уже сравнили однородные, неоднородные, уточняющие и пояснительные определения, а что же обстоятельства? Можно ли применить к ним те же правила, что и к определениям? Да, разумеется, но отличия всё-таки есть.
Прежде всего,  немного по-разному ведут себя РАЗНЫЕ ГРУППЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. К примеру, обстоятельства образа действия, образованные от качественных прилагательных, в большей степени похожи на определения, а обстоятельства места и времени имеют определенные особенности.

 ОДНОРОДНЫЕ обстоятельства МЕСТА И ВРЕМЕНИ  не сближаются  с другими видами обстоятельств,  так как  обозначают разные пространственные или временные объекты.  Однако сближение возможно в случае НЕОДНОРОДНЫХ И ПОЯСНИТЕЛЬНЫХ отношений, когда указываются координаты места или времени одного объекта. В этом случае часто стоит вопрос О ПЕРВОМ ИЛИ ВТОРОМ ПЛАНАХ РЕЧИ, а это решается автором при выборе структуры предложения.
В то же время ОДНОРОДНЫЕ обстоятельства образа действия могут сближаться по значению с ПОЯСНИТЕЛЬНЫМИ обстоятельствами, как и определения .

2. ПАРНЫЕ ВАРИАНТЫ
(1)  ОДНОРОДНЫЕ И ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ
Сближение значений однородных и пояснительных обстоятельств образа действия связано с тем, что однородные обстоятельства, раскрывающие общую тему, и пояснительные обстоятельства,  называющие один и тот же признак разными словами, в этом случае близки по значению.  Часто их различение связано с желанием отнести обстоятельство НА ВТОРОЙ ПЛАН РЕЧИ и таким образом выделить его интонационно (КАК И В СЛУЧАЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ).

Однородные обстоятельства:
Иван ШЁПОТОМ, ЧУТЬ СЛЫШНО продолжал ей что-то рассказывать.
САМОУВЕРЕННО, ПОЧТИ С ВЫЗОВОМ прозвучали эти слова.

Пояснительные обстоятельства
Она озорно, ПО-ДЕВИЧЬИ, взглянула на него.
Он тряхнул кудрями и самоуверенно, ПОЧТИ С ВЫЗОВОМ, глянул на небо.

(2) НЕОДНОРОДНЫЕ И УТОЧНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА  МЕСТА И ВРЕМЕНИ
В авторском варианте возможно различное толкование неоднородных и уточняющих обстоятельств места и времени, если обозначение уточняющей СЕМАНТИКИ в данном тексте не требуется. В этом случае они близки по значению  и различаются по первому или второму планам речи, причём обособление обстоятельств  часто связано с их РАСПРОСТРАНЁННОСТЬЮ:
Неоднородные (нераспространенные) обстоятельства: разные признаки, первый план речи:
ЗА РЕКОЙ НА ГОРЕ лес зелёный стоит.
ДАЛЕКО НА ВОСТОК тянутся горные хребты.
ЛЕТОМ В ДОЖДЛИВУЮ ПОГОДУ здесь скучно.

Уточняющие (обычно распространенные) обстоятельства:  сужение значения, второй план речи:
 За рекой, В РОЗОВЕЮЩЕМ НЕБЕ, ярко сверкала вечерняя звезда.
Летом, ВЕЧЕРНИМИ ЗОРЯМИ, на вершину кургана прилетает беркут.
 За рекой, НА ВЫСОКОЙ ГОРЕ, одиноко темнеет лес.


РАЗДЕЛ 6. ВОПРОСЫ НА ФОРУМАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ВОПРОС 1. Нужно ли выделять запятыми определение-уточнение:    НА СЛЕДУЮЩИЙ, ТРИДЦАТЬ ВТОРОЙ (,) ДЕНЬ ПОПАЛА В ЛОВУШКУ И ПОРАНИЛАСЬ.
КОММЕНТАРИЙ
В запятой необходимости нет. Второе определение поясняет слово «следующий», имеющее обобщенное значение, в данном тексте.  Это пояснительное определение однородно вида, которые у Розенталя называются просто определительными. Подчеркивать второе определение обособлением тоже не имеет смысла.

ВОПРОС 2. Нужна ли запятая? Не понять, есть ли уточнение или нет: ДАВАЙ ВСТРЕТИМСЯ СЕГОДНЯ () В 8 ЧАСОВ ВЕЧЕРА. Вообще, запятую здесь не хочется ставить, но ведь можно объяснить её постановку уточняющим значением: когда? – сегодня, когда именно? –  в 8 часов вечера. Буду очень благодарен за разъяснение!
КОММЕНТАРИЙ
Уточняющая семантика второго обстоятельства не является обязательной для обозначения на письме, она и так понятна. Структура же предложения позволяет выбрать однородные или уточняющие отношения. При  постановке запятой первое определение выделено интонационным ударением (основная координата): Давай встретимся сегОдня,  в 8 часов вечера. Вероятно, обсуждается в первую очередь день встречи.  Это и есть выбор по конкретной ситуации.

ВОПРОС 3. Это уточняющее обстоятельство образа действия?  «ЕЩЁ НУЖНО ОБНАРУЖИТЬ ПРОБЛЕМУ, МЕШАЮЩУЮ ЗАПУСТИТЬ АППАРАТ НОРМАЛЬНО, БЕЗ КАКИХ-ЛИБО СБОЕВ». Можно ли считать, что "без каких-либо сбоев" уточняет обстоятельство образа действия "нормально"?
КОММЕНТАРИЙ
 Это обстоятельство,  которое лучше считать пояснением, а не уточнением, так как поясняется слово  «нормально» с обобщенной семантикой.  Здесь нет изменения объема значения слова или его конкретизации, как при уточнении. С другой стороны,  обстоятельство находится в конце предложения, так что нельзя отличить обособление от разделения запятой.

ВОПРОС 4. Почему не обособляется уточняющее обстоятельство? «КУЧЕР ОСТАНОВИЛ ЧЕТВЕРНЮ И ОГЛЯНУЛСЯ НАПРАВО, НА РЖАНОЕ ПОЛЕ, НА КОТОРОМ У ТЕЛЕГИ СИДЕЛИ МУЖИКИ». Мне не совсем понятно, почему «у телеги» здесь не считается уточнением и не обособляется. Ведь есть же переход от более широкого понятия («на котором», то есть на поле) к более узкому («у телеги»).
КОММЕНТАРИЙ
 Автор не обязан  обособлять уточнение,  если смысл понятен (телега однозначно стоит на поле).  Поэтому автор выбирает неоднородные или уточняющие отношения по структуре предложения.
Здесь опять же приходится вспоминать регламентацию Розенталя, которая ПРОТИВОРЕЧИТ  РЕАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ и на которую часто ориентируются при решении подобных задач.  У Розенталя предлагается различать такие  варианты:  «Дети расположились на поляне между кустами (поляна окружена кустами, а на самой поляне их нет). – Дети расположились на поляне, между кустами (кусты находятся на самой поляне)».

ВОПРОС 5. Возможны ли поставленные запятые? «ОН РАСТВОРИЛСЯ В МАССЕ ТАКИХ ЖЕ, ЛИШИВШИХСЯ ВСЕГО, СОЛДАТ».
КОММЕНТАРИЙ
С одной стороны,  при наличии УКАЗАТЕЛЬНОГО местоимения «таких же»  задача имеет варианты решения. Но в ответе нужно выбрать более подходящий для данного предложения вариант. По структуре и интонации больше подходит обособление: «Он растворился в массе такИх же, лишИвшихся всего, солдат». Определительный оборот после местоимения вообще более удобен для обособления, здесь же его желательно подчеркнуть интонационно. А вот интонация простого предложения (без запятых) или перечислительная интонация  (одна запятая) смотрятся менее выразительно и корректно.





               
   


Рецензии