Космонавты

Владимир Тихонов

«КОСМОНАВТЫ»

Центральные и региональные газеты пестрили от заголовков о строительстве нового космодрома на Дальнем Востоке, недалеко от города Свободного. Ведущие телевидения смаковали этим событием. В интернете развернулись нешуточные споры о плюсах и минусах влияния данного строительства на окружающую природу сельскохозяйственной области. Мэр города Свободного обещал безработным рабочие места на строительстве космодрома «Восточный». Не остался в стороне и Амурский институт железнодорожного транспорта. На базе института проводились викторины, конференции и другие стандартные мероприятия для привлечения абитуриентов в стены данного вуза.

Несмотря на учебный год, на строительство данного космодрома по всей стране создавались студенческие строительные отряды. Создавали его и в АмИЖТ на факультете СПО. Желающим в учебное время отправиться на стройку раздавали листочки, прозванные студентами «бегунками». В данном листочке каждый преподаватель должен оставить свой автограф, заверяющий что данный студент сможет в дальнейшем самостоятельно изучить пропущенные темы занятий.  С преподавателями была проведена соответственно профилактическая работа, чтобы те не препятствовали желающим строить космодром.

Филонов и Шкурников, студенты третьего курса вагонного хозяйства, решили  тоже поучаствовать в таком грандиозном строительстве, это же так почётно, а заодно и деньжат подзаработать.
– Там отпущено море денег, тащат оттуда их все, кому не лень, - уговаривал Виктор Филонов своего товарища, - разве тебе деньги не нужны? – Нужны, но Громов утверждает, что если мы пропустим лабораторные занятия по конструкции вагонов, у нас будут проблемы, - промямлил еле слышно Сергей Шкурников.
– Пугает. Неужели мы не выучим конструкцию железной коробки на колёсах?
– Выучим, - решил Сергей, и студенты побежали к завучу по практике за «бегунками». Все преподаватели безоговорочно подписывали бумажонку, не подписал только Громов.
– Александр Николаевич, мы выучим, - заверил Филонов. – Не подпишу, - категорически заверил преподаватель, - выучить конструкцию вагонов самостоятельно невозможно. Впереди сложнейшие предметы по ремонту и эксплуатации вагонов, и как вы их думаете изучать, если не будете знать название деталей?
– Выучим! Да и работать на дороге мы не будем, - заверил студент.
– Как это не будете, у вас целевое направление от ВЧДЭ?
– Мы решили остаться в армии, - продолжал настаивать Филонов. Шкурников стоял рядом, помалкивал, он не собирался служить в армии по контракту.

Но несмотря на то, что не было подписи ведущего преподавателя, студентов зачислили в строительный отряд. И вот Филонов и Шкурников на великой стройке. Как и многие студенты России, они в учебное время, строят космодром. Метут метёлками помещения, вяжут арматуру для заливки бетона, укладывают дорожки. Вечерами балагурят с товарищами по отряду. Шумиха! Митинги, фотосессии, торжественные открытия незначительных участков. В общем, время пролетело незаметно, и после стройки они ещё недельку отдохнули. 

А в это время, одногруппники уже изучили механическую часть основных узлов вагона, перешли к изучению различия конструкции кузовов. Запомнить громаду названий сходу не вышло, а Громов постоянно твердит:
- Неверно, неправильно. Учите!

Филонов не выдержал:
- Вы, Александр Николаевич, просто придираетесь. Вот скажите, какая разница,  что  назвал я тарельчатую шайбу крышкой?  Что, из-за этого произойдёт крушение?

Преподаватель, кашлянув в кулак,  спросил:
- А  вот если,  Серёжа,   я вас назову Гошей, вам понравится?   

В разговор вмешался Шкурников: - Разве непонятно, любой может ошибиться.

Громов улыбнулся.

Виктор продолжал возмущенно рассуждать:
- Вы просто не хотите поставить нам зачёт, вот и придумываете всякие причины. 
– Хорошо, - не сдавался преподаватель, - вам нужны тарельчатые шайбы, а в требовании вы написали «крышки», что вас спросит кладовщик?
– Он должен что-то спросить? – удивился Шкурников.
– Да, - улыбаясь, подтвердил Александр Николаевич.
– Он, наверное, спросит, для чего нам нужны крышки, – решил Сергей.
– Нет, - уверенно произнёс Громов, - кладовщик спросит вас, какие вам необходимы крышки. Так какие крышки на буксах устанавливают? 

Филонов и Шкурников смотрели друг на друга, но какие бывают крышки,  не знали.      Заработанные  на стройке деньги они  быстро потратили. Дальше пошли предметы, как и обещал Громов, по ремонту и эксплуатации вагонов, и столько новых непривычных названий произносили на уроках, что им стало понятно -  учиться будет сложно.

Громов всё-таки на одной из консультаций произнёс:
- Ну, «космонавты», несите свои зачётки. Если ответите ещё на пару вопросов, нарисую вам троечки.
- Какая мечта человечества стала явью в 1961 году?
- Кто же этого не знает? – Юрий Гагарин побывал в космосе! – радостно отчеканил Филонов.
- А вам, милейший Шкурников, знакомо имя Циолковского?

Глаза студента заблестели. Он вспомнил, как один толковый парень в их студенческом отряде с восторгом рассказывал об этом учёном:  «Какой ум! Какая силища! И он поспешил ответить на вопрос преподавателя: «Константин Эдуардович Циолковский описал все планеты Солнечной  системы. Он считал, что на них возможна жизнь в формах, необязательно подобных земной. Главное для среды – солнечный свет.

Александр Николаевич удовлетворённо улыбнулся:
- Похвально! Славно, молодой человек!  Вот такие ответы я ценю! Ну, готовьтесь – впереди защита диплома.   

Филонов и Шкурников вздохнули с облегчением. Заверили преподавателя, что подготовятся. Знающие специалисты помогли им  написать дипломы. Страшно вдруг  стало перед защитой.

– Сдадим, - заверил друга Филонов, - не было такого случая, чтобы завалили выпускника на дипломе.

Сергей согласился с другом и тоже успокоился. Подошло время защиты. Комиссия состояла из пяти человек, двое – преподаватели  из техникума и трое извне: преподаватель из института, главный инженер вагоноремонтного завода и начальник эксплуатационного депо. Председатель комиссии -  начальник ВЧДЭ. По списку Филонов защищался первым, отчеканил заученный текс и уверенно взглянул на комиссию.

Один из членов комиссии спросил:
- Сколько промежуточных балок в раме универсального четырёхосного полувагона? 
- Три, - уверенно ответил Виктор.
– Неверно, - произнёс председатель комиссии, - вспоминайте. 
– Пять! Начальник депо хлопнул в ладошки, рассмеялся, и воскликнул:
- -Не угадали, - четыре. Следующий вопрос был по экономической части и звучал он как-то безобидно просто.
– Расскажите нам, как можно понизить себестоимость ремонта вагона?
– У меня есть ответ на этот вопрос, но он очень смешной, - заверил комиссию Филонов.
– Хорошо, отвечайте, - разрешил председатель комиссии, - вместе посмеёмся.
– Необходимо закупить самые дешёвые детали или бывшие в эксплуатации с разборки.
– Так это может привести к сходам и крушениям составов, - возмутился кто-то из комиссии.
– Успокойтесь, - произнёс председатель комиссии, - я его беру, мастера его подучат.

Шкурников по списку защищался предпоследним, его специально поставили предпоследним, считая, что комиссия устанет, а начальника депо экстренно вызовут на дорогу. Но комиссия оставалась в полном составе и начальника депо никто никуда не вызывал. Пришлось защищаться. Сергей кое- как рассказал о своём дипломе. Члены комиссии по порядку стали задавать вопросы. Сергей не мог разобраться ни в одном вопросе и твердил:
- Затрудняюсь ответить.

Если на какой-то вопрос он и отвечал, то ответ был неверным и когда у начальника ВЧДЭ заблестели в глазах слезинки, Сергей всё понял. После объявления результатов защиты он  долго бегал по всем кабинетам руководителей техникума и института, но все разводили руками, сообщая,  что ничем помочь не могут. Он прибежал к Громову, преподаватель объяснил:
- Вы учились по целевому направлению, и вас начальник ВЧДЭ не взял на работу, необходимо готовиться к следующей защите, которая состоится через год. Идите к руководителю диплома и просите его в следующем году взять вас снова, конечно, если у вас нет повестки из военкомата.
– А вы, Александр Николаевич, меня не возьмёте? – едва слышно спросил Шкурников.
– Нет, - ответил тот и добавил: - я не могу вас взять, это некрасиво.
– Что,  у меня так и будет прежний руководитель?
– Да.
– Так он ругается.
– Он успокоится, и вы будете работать. Поверьте мне, Серёжа, ваш руководитель очень переживает о вашем провале. Очень… и, если вы его поменяете, это будет нечестно. Он же не направлял вас строить космодром.   

Статья взята со страницы автора: http://proza.ru/2020/10/01/1180


Рецензии