В Павловском Посаде чтут память репрессированных з

Пять лет назад, 28 октября 2015 года, на площади Революции в Павловском Посаде (на пересечении улиц Павловской и Льва Толстого) в торжественной обстановке был открыт памятник землякам, ставшими жертвами политических репрессий в мрачные годы сталинского террора. Памятник сооружён из гранитного камня, к которому прикреплена мраморная дощечка с надписью: «Памяти жертв политических репрессий 20-50 гг. ХХ столетия».
На митинге, посвящённому открытию этого памятника, присутствовали заместитель районной администрации Светлана Аргунова, глава городского округа Олег Соковиков, секретарь местного отделения партии «Единая Россия» Владимир Бунин, члены Ассоциации жертв политических репрессий, ветераны войны и труда, учащиеся старших классов лицея №1, школьники и студенты, а также приглашённые гости из Ногинска, Черноголовки, Электростали, Электроуглей, Орехов-Зуева и других городов Подмосковья. 
- Сегодня в Павловском Посаде мы открыли скромный, но ёмкий монумент, который будет служить всем нам напоминанием о чёрных страницах нашей истории, о тех, кто перенёс все их тяготы и невзгоды. А память жива, пока она передаётся из поколения в поколение. Поэтому очень важно, что на мероприятии присутствуют школьники и студенты, – сказала в своём выступлении на митинге заместитель руководителя районной администрации Светлана Аргунова.
- Открытие памятника – это дань уважения всем репрессированным соотечественникам. Сегодня важно, чтобы подрастающее поколение знало и помнило об этих страшных страницах нашей страны. Нам надо делать все возможное, чтобы такое не повторилось никогда, – сказал на митинге единоросс Владимир Бунин. Он поблагодарил всех, кто принимал участие в установке памятника, и благодаря кому реализация данного проекта стала возможной.
   После официальных выступлений участники митинга почтили память земляков, ставшими жертвами политических репрессий, минутой молчания, возложили цветы и венки к открытому мемориалу. Сооружение и открытие памятника состоялось благодаря настойчивости членов Павлово-Посадской районной ветеранской организации Московской области «Ассоциация жертв политических репрессий» и благодаря инициативе председателя этой организации Виктории Константиновны Мочаловой и её заместителя Владимира Васильевича Абрамова. 
С тех пор каждый год члены Павлово-Посадской общественной организации жертв политических репрессий собираются в конце октября на площади Революции, чтобы почтить память репрессированных земляков. Здесь организуются митинги, возлагаются цветы и венки к гранитному камню мемориала невинно пострадавшим в годы сталинского мракобесия. Затем уже по устоявшейся традиции члены организации вместе с представителями администрации городского округа перемещаются в Павлово-Посадский выставочный зал «Дом Широкова» на свою традиционную встречу. Здесь родственники и близкие тех людей, кто пострадал от политических репрессий предаются своим воспоминаниям и актуальным беседам на злобу дня. Они уверены в том, страшные времена преследований и репрессий граждан по политическим мотивам остались в далёком прошлом. Но о них ни в коем случае нельзя забывать для того, чтобы мрачные годы идеологической инквизиции не повторились в настоящем и будущем. Они уверены в том, что память о невинных жертвах политических репрессий должна присутствовать в сознании подрастающего поколения.
Не изменят уже укоренившейся традиции члены общественной организации жертв политических репрессий Павлово-Посадского городского округа и в этом году. Однако нынешний год отмечен для жителей Павловского Посада и ещё одним немаловажным событием. 13 сентября в выставочном зале «Дом Широкова», где ранее находился построенный в XIX веке особняк местного купца и мецената, состоялась презентация книги «Павлово-Посадское эхо ГУЛАГа». Инициатором издания этой книги, выпущенной тиражом 500 экземпляров, стал её автор и составитель, заместитель председателя Совета общественной организации жертв политических репрессий Павлово-Посадского городского округа Владимир Васильевич Абрамов. В этой книги под одной обложкой собраны его воспоминания о своих репрессированных родственниках и других павловопосадцах. В ней также опубликованы статьи Зои Мироненко, Татьяны Снименщиковой, Сергея Терентьева и других авторов, многие из которых ранее появлялись в городской газете «Колокольня».   
Книга открывается статьёй Владимира Абрамова «Евдокия из деревни Гаврино на реке Клязьма», в которой он рассказывает о биографии своей маме – Евдокии Трофимовне Абрамовой. Евдокия родилась в 1907 году в деревне Гаврино Павлово-Посадского уезда в семье рабочих. Окончила сельскую школу и в 1922 году поступила учиться в фабрично-заводское училище при Старо-Павловской фабрике. С 1925 по 1930 годы работала ткачихой на Старо-Павловской фабрике. Без отрыва от производства училась в вечерней школе, вступила в ряды ВЛКСМ. В 1930 году был Ленинский призыв к молодёжи – вступать в ряды ВКП (б) и в 23 года Евдокия стала членом партии большевиков. Городской комитет партии послал молодую коммунистку на торфопредприятие имени Классона, возле нынешнего Электрогорска, где она проработала три года на курсах по ликвидации безграмотности среди тамошних рабочих . В 1933 году это предприятие направляет Евдокию на учебу в Москву, в Высшую школу профдвижения ВЦСПС.
В 1935 году Евдокия Трофимовна вышла замуж. Её избранником стал студент школы ВЦСПС Василий Никифорович Кужель.В этом же году её супруга направляют работать инструктором угольной промышленности на одно из предприятий Хабаровска на Дальнем Востоке. Евдокия Трофимовна, оставив учёбу в Высшей школе ВЦСПС, следует за мужем и работает до 1936 года заведующей учебной частью в детском доме №4 в Хабаровске. 
В 1936 году крайком партии Дальнего Востока направляет Василия Кужеля работать председателем рудничного комитета в город Сучан в Приморской области. Вместе с мужем в Сучан переезжает и Евдокия Трофимовна, где она работает техническим секретарём городского комитета ВКП (б).
1 августа 1937 года её муж был арестован как «враг народа». Подверглась репрессиям и его жена. 4 ноября 1937 года её арестовали. При аресте сотрудники НКВД произвели обыск в их квартире и опись всех личных вещей и материальных ценностей. Евдокия Трофимовна никогда не помышляла о том, что её жизнь может сложиться столь драматично. В конце 1937 года она была этапирована в тюрьму города Читы. «Везли нас в Дальнего Востока в товарном вагоне – меня, одну женщину, среди мужчин, - вспоминала позднее Евдокия Трофимовна. – Этап был политический. И никаких насмешек не было. Наоборот, мужчины создавали мне все возможные условия в той обстановке». В Чите её год продержали в тюремной камере. 31 июня 1938 года военный трибунал Дальневосточного округа приговорил её, как жену «врага народа», к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовых лагерях.
С 4 ноября 1937 года по ноябрь 1942 года Евдокия Абрамова находилась в заключении. С ноября 1942 года по ноябрь 1944 года работала секретарём-учётчиком Промкомбината Сары-Агачского райпотребсоюза в Южном Казахстане. В своей автобиографии Евдокия Трофимовна пишет о том, что в ноябре 1944 года она вернулась на свою малую Родину, в деревню Гаврино и стала жить у своей сестры. Она устроилась в 1947 году работать счетоводом детского сада Льнокомбината в посёлке Большие дворы. Однако местные административные органы не разрешили ей проживать в Павловском Посаде. Она была вынуждена перебраться за «101-ый километр» удаления от Москвы - в город Петушки Владимирской области. Там она с 1951 года работала разнорабочей на местном лесоскладе. После смерти Сталина в 1953 году она вернулась Павловский Посад, где ей разрешили прописаться для постоянного места жительства. С 1953 она работала табельщиком прядильного производства Льнокомбината и принимала активное участие в общественной жизни, избиралась председателем товарищеского суда в посёлке Большие дворы. И с этого предприятия ушла в 1963 году на заслуженную пенсию. 
Евдокия Абрамова добилась того, что 5 июня 1957 года постановление об её аресте и осуждении на пять лет лишения свободы Военным трибуналом Дальневосточного округа от 31 июня 1938 года было пересмотрено и признано ошибочным. За отсутствием состава преступления она была реабилитирована. Её также восстановили в члены КПСС и выдали партбилет №13374645, который она всегда бережно хранила и считала себя членом партии с сентября 1930 года.   
И приговор Военной коллегии от 14 марта 1938 года в отношении её мужа, Василия Никифоровича Кужеля, по вновь открывшимся обстоятельствам также был впоследствии отменён и за отсутствием состава преступления он был посмертно реабилитирован.
В статье под названием «От героя революции до врага народа…» автор и составитель книги Владимир Абрамов вспоминает о трагической судьбе своего другого близкого родственника – Георгия Фёдоровича Абрамова. Тот ранее служил в царской армии, но на волне революционного движения активно участвовал в становлении большевистской власти в родном Павловском Посаде. В 1918 году он вступил в члены ВКП (б) и был избран в городской Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.   
12 мая 1918 года в Павловском Посаде произошёл контрреволюционный мятеж. Вот как о событиях того дня писал местный краевед С.Н. Грабилин: «В воскресенье 12 мая 1918 года (был праздник Пасхи), с утра, на площади у здания Совета депутатов собралась толпа торговцев, кустарей и крестьян из ближайших деревень. На этот день было намечено совещание Совета по продовольственному вопросу. Когда народ собрался у Совета, к ним вышел коммунист Георгий Абрамов.  Он попытался уговорить народ разойтись. Из толпы  в него бросили камни, которые пробили Георгию голову. Раненый Георгий сумел скрыться на территории городской больницы, в деревянном сарае. Когда мятежники, разыскивая Георгия Абрамова, пришли на территорию больницы, врач П.Ф. Пелёвин заявил им, что такого здесь нет…»
В тот злополучный день многие члены Исполкома Совета депутатов – А.М. Лукин, А.С. Ефимов, Т.М. Выставкин, Ж. Мушкевич, Круглов, Брыкалов и другие были заживо сожжены в здании Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Все погибшие были захоронены в городском парке. Ныне над их братской могилой установлен памятник.            
Спасшийся от этого погрома Георгий Фёдорович Абрамов без отрыва от основной работы окончил заочное отделение Университета имени Якова Свердлова. Работал впоследствии директором Богородского рабочего факультета, директором Корнеевской фабрики в Павловском Посаде.
В 1923 году он женился на Елизавете Богонатовой. По убеждениям он оставался стойким марксистом, атеистом и революционным романтиком. Своим родившимся детям он давал имена видных деятелей коммунистического и рабочего движения. Так, родившуюся в 1923 году дочь он назвал Искрой, а родившегося в 1933 году сына – Феликсом.
В 1937 году Георгий Абрамов, когда его арестовали, работал заместителем директора городского грузового хозяйства. По статье 58-10 УК РСФСР за контрреволюционную пропаганду и агитацию его приговорили к пяти годам лишения свободы. После ареста его жену с детьми выселили из квартиры и посели в небольшую комнату коммунального дома. Много горя выпало на долю его супруги, но Елизавете Сергеевне удалось выстоять и одной вырастить пятерых детей. Искра Абрамова стала фотографом. Работала в фотоателье, в редакции городской газеты, фотографом на Электрогорском мебельном комбинате. Вера Абрамова стала медицинской сестрой. Роза Абрамова получила профессию повара и много лет проработала в городском школе-интернате. Феликс Абрамов работал помощником мастера на Корнеевской фабрике, а его сын Игорь Абрамов длительное время служил в правоохранительных органах Павлово-Посадского района.
Все дети, внуки и правнуки Георгия Абрамова не понаслышке знают о его трагической судьбе. Но и сегодня им неизвестна дата его гибели и место его захоронения. Однако им известно, что постановлением Московского областного суда от 23 июня 1969 года Георгий Фёдорович был посмертно реабилитирован.      
Впечатляет также статья Владимира Абрамова «Страницы жизни… Страницы истории», в которой он рассказывает о судьбе супругов Евгения и Евгении Арндт. 
Евгений Евгеньевич Арндт родился в 1873 году в Санкт-Петербурге. После окончания гимназии поступил в медицинский институт, служил врачом в Российском флоте. В конце 1904 года был направлен на госпитальное судно «Орёл», которое входило во 2-ю Дальневосточную эскадру и участвовало в войне с Японией.
Евгения Морисовна Арндт родилась в 1878 году в Лионе во Франции. В Россию приехала, чтобы преподавать французский язык. Во время войны с Японией поступила на курсы сестёр милосердия в Кронштадте. После окончания этих курсов была направлена на госпитальное судно «Орёл».
Во время боевого похода российской эскадры через Атлантический, Индийской и Тихий океаны предусматривались стоянки её кораблей в различных портах И на одной из таких стоянок, в бухте Носи-Бе у острова Мадагаскар, молодой врач Евгений Арндт предложил свою руку и сердце французской сестре милосердия.   
Бой у острова Цусима для 2-ой Дальневосточной эскадры оказался роковым – японцы её разгромили. Госпитальное судно «Орёл» было пленено и уведено в один из портов Японии.
После освобождения из плена молодая семья Арндт добиралась в Россию через Грецию, Италию и Францию. А когда супруги прибыли в Россию, то стали свидетелями революции 1917 года. Они приняли идеи социалистической революции и как медики участвовали в становлении молодого советского государства. Доктора Евгения Арндта перевели из Москвы в Вятку, а в 1924 году – в Павловский Посад. За ним всюду следовала Евгения Морисовна и работала рядом с супругом в качестве медицинской сестры. В конце 30-х годов ХХ столетия Евгения Арндта переводят на работу в посёлок Обухово Ногинского района. А вскоре началась Великая Отечественная война. Их сын Борис уходит защищать Отечество от фашистских оккупантов в тридцатилетнем возрасте гибнет в бою под Ленинградом. Немцы со звериной настойчивостью рвутся к Москве. И тогда выходит печально известной постановление Государственного Комитета обороны от 6 сентября 1941 года о лицах немецкой национальности, проживающих на территории СССР. В декабре 1941 года семья Арндт вместе с внуком Юрием вынуждена была переселиться в степи Южного Казахстана. В 1942 году глава семейства там умирает… Потеряв мужа и сына, Евгения Морисовна не сломилась ни духом, ни телом. Она даже взяли на воспитание оказавшегося без родителей мальчика-казаха, который стал её вторым внуком. И только в 1954 году она возвратилась из ссылки в Павловский Посад. Впоследствии она и её муж были реабилитированы…
В книге также дан фамильный список 276 жителей Павлово-Посадского района, репрессированных в 20-50-х годах прошлого столетия и впоследствии реабилитированных. Этот список составили члены Московской областной Ассоциации жертв политических репрессий Нэлли  Семёновна Маргулис из Ногинска и Валентина Ивановна Козлова из Черноголовки. Автор и составитель книги также благодарит за содействие в её подготовке и издании журналистов из Ногинска и Павловского Посада Рустама Беширова, Татьяну Снименщикову, Е. А. Красову. коллектив фото-магазина ИП Соломенников О.Ю. и других людей, благодаря помощи которых эта книга увидела свет. Она представляет несомненный интерес как для краеведов, так и для подрастающего поколения и всех неравнодушных людей, которые интересуются историей родного края.
В послесловии к изданной книге Владимир Абрамов пишет: «Все находящиеся в списках репрессированных и члены их семей реабилитированы и имеют на руках подтверждающие документы от органов власти, как в СССР, так и в РФ, действующие на всей территории Российской Федерации… По мере поступления подтверждённого справками о реабилитации за прошедшие годы число репрессированных павловопосадцев увеличилось, и на 1 октября 2019 года составляет 303 человека».         
На снимке: возложение венка к памятнику жертвам политических репрессий в Павловском Посаде.      
               


Рецензии