Станция Кафе Отправление. Глава 14я Иллюзориум

Иллюзориум

Наступило утро. Саня проснулся от надоедливого звона. И немало удивился, что дребезжание разносилось со стороны входной двери. Новый владелец помещения с удивлением обнаружил наличие колокольчика в маленькой нише, прямо над входом, а также шнурок, ведущий от звонка на улицу. Отворив дверь, он увидел знакомую ему толстушку-администратора. Та похлопала пышными ресницами, на румяных щеках плавно растянулась улыбка.
— Здравствуйте, Александр Лаврович, — обратилась она к нему так, что Сане стало ясно: вопросов к нему по поводу его нынешнего статуса у нее нет. — Я имею желание предложить вам свою кандидатуру в качестве администратора, вы не будете против, если я войду?
— Нет, конечно — пробубнил ещё толком не проснувшийся Саня и впустил девушку внутрь. Затем заглянул за дверь и увидел на стене со стороны улицы конец шнурка от колокольчика.
«Как я не замечал его раньше?»— задал вопрос самому себе Саня, пожал плечами и вернулся внутрь.
Толстушка в ожидании стояла посередине зала.
— Так что же вы мне ответите? Быть может, у вас на примете уже есть достойный кандидат?
— Нет у меня никаких кандидатов,— признался Саня в очевидном. — Честно говоря, я даже не знаю, с чего начать...
— А вы не робейте. У вас всё-превсё получится, — промурлыкала девушка.
— Вот поэтому я и хотел бы попросить вас помочь мне разобраться в этом всем.
— Так я с радостью, и уже предприняла некоторые шаги,— доложила пышка, доверительно наклонив голову поближе к Саниному уху. — Уже с утра обзвонила девочек, что были прежде здесь официантками, и они уже готовы вам помогать. Ну, что?
— Так это же совсем другое дело!— согласился с ней новоиспечённый владелец.
— Так пойдёмте уже, я хотела бы поделиться с вами некоторыми своими предложениями по оборудованию кухни,— она выставила вперёд свой пухлый пальчик и покачала им, как сделала бы это одноклассница-пятерочница:— Самое главное, нам надо подумать о кухне.
 
Она деловито повела Саню в ту комнату, в которой стояли металлические шкафы.
Все обсуждения растянулись до полудня. К этому времени в кафе уже была пара-тройка помощников из тех, кто прежде занимался здесь решением задач. Была среди них официантка, что когда-то встречала Сашку при первом его визите сюда. Саня не заметил, как в дверях появился Сушинский. Немного помявшись у входа, он наконец увидел Саню и заметно приободрился.
— Здравствуйте, Александр, вы тоже уже здесь?
— Здравствуйте.
— Я пришёл заявить свой решительный протест по поводу происходящего, — поделился он с Сашкой, ища глазами, по-видимому, тех, кому предназначался его протест. — Мне сообщили с утра, что наше любимое кафе закрывается, что теперь в нём новый собственник, — коллекционер забытых историй выглядел рассерженным. — Я нахожусь в крайне расстроенных чувствах, а вы, я вижу, уже в курсе происходящего?
— Да, уже в курсе,— покачал головой Саня.
— Ну и кто этот негодяй, разрушающий атмосферу моей прекрасной ностальгии? Честное и благородное, я вызову его на дуэль,— Сушинский снова уставил свой взор в сторону служебных помещений. Там время от времени мелькала фигура пышнотелой администраторши.
— Я новый владелец кафе, — выдохнул Саня.
— Да будет вам!— отмахнулся бывший журналист. А затем уставился на Александра, ища на его лице хотя бы малейший намёк, что эта новость является шуткой. — Вы?
— Да, — кивнул Саня.
Сушинский в который раз сосредоточил свой пристальный взгляд на Саниной физиономии и, не найдя на ней оттенков иронии, вдруг схватил егоза плечи и выпалил:
— Так это же совсем другое дело! Вы! Это же всё меняет... Фу... — выдохнул он с облегчением.— Слушайте, вот никогда бы не подумал про вас, что вы миллионер... А впрочем,что я говорю... Я так полагаю, что дело было не в деньгах, а в чём-то другом?
— Сто рублей, — пояснил Саня. — Я дал прежнему владельцу сторублёвку, а он мне взамен это кафе.
— Сто рублей? — оценив шутку, рассмеялся Бальтазар.— Сто рублей! Готов купить его у вас за сто двадцать! — продолжил хохотать Сушинскийи, успокоившись, пожал Александру руку.— Вы самый достойный для такой сделки. А как же будут обстоять дела с моим чтивом?
— Мы приложим все усилия, чтобы всё оставалось для вас по-прежнему. И стаканы в серебряных подстаканниках, и самые интересные номера старых газет,— успокоил его Саня.
— Спасибо за ободряющую новость,— поблагодарил Сушинский. — Ну тогда, может быть, ради такого момента это дело мы отметим?
— Чем? — развел руками Саня.— Здесь не осталось ничего съестного.
— А давайте тогда, как прежде,по стаканчику чая? Уверен, что уж этот напиток у вас найдётся.

Толстушка принесла им заварничек отличного зелёного чая и баночку с мёдом. Перед Бальтазаром, как и положено, был поставлен стакан в серебряном подстаканнике и маленькая ложечка, на стол легли несколько газет.
— Вы первый посетитель в моём кафе,— заметил Саня.
— Прекрасно! —оценил момент Сушинский.
— Скажите, Бальтазар, а откуда вы знаете Майю?
— Какую Майю? — оторвавшись от чая, Сушинский уставился на Саню.
— Здесь, в кафе, в тот день, когда вы предложили мне поездку на пасеку, я слышал, как вы упомянули официантке имя:Майя.
— А-а-а!Да-да... Скорее всего, речь идет о той замечательной девушке, которая постоянно снабжала меня печатной продукцией позапрошлого столетия. Не буду вдаваться в подробности, но трудов мне стоило немалых выведать у девушек-официанток имя той, что любезно предоставляла мне подшивки ретроизданий. Оказалось, что этим хорошим человеком была некая Майя. Это всё, что мне удалось узнать. А в день, который отложился в вашей памяти, я просто передал для неё слова благодарности через известную нам официантку. Ничто другого мне оставалось, подарков-то они не принимали. Надеюсь,речь идёт об одной и той же Майе?
Саня покачал головой:
— Похоже на то.
— Тогда разрешите поинтересоваться,откуда такая грусть? — заметил ценитель старых изданий.
— Я влюбился в эту женщину, а она взяла и отправилась в путь... Небо для неё здесь недостаточно синее оказалось... Уехала,одним словом,— вздохнул Саня.
— Женщины... — любитель старины сочувственно развёл руками.
— А я уж думал, что вы расскажете сейчас, как я не решил какие-то там внутренние задачи, — усмехнулся Саня.
— Какие задачи? О чем вы? Нет, тут всё дело в притяжении полов и в них,женщинах,— Бальтазар изобразил руками абрис гитары, оглянулся, чтобы убедится, что его творчество осталось незаметным для присутствующих в кафе женщин.

Сане показалось, что бывший журналист как-то слишком упрощает тему, что, в принципе, было несвойственно Сушинскому, и тогда у Понедельникова появилось этому объяснение.
— Погодите-ка,так Дымов не делился с вами своей версией о смысле жизни?
— А зачем мне чужое? У меня своя жизнь, и я прекрасно знаю, на что она похожа.
— Вот как... Ну, тогда, может быть, поделитесь? Мне интересно,— приготовившись слушать, Саня демонстративно сложил руки.
— А что... мне кажется, вам как художнику занятно попытаться взглянуть на мир моими глазами,— Сушинский заметно оживился.— Вдруг там вы обнаружите новые краски,— лицо Бальтазара немного вытянулось, приняв, как ему казалось, именно то выражение, с которым ведут разговор философы перед своей аудиторией. Он откинулся назад и уселся поудобнее. — Ну, так вот... — начал он,— в моём случае жизнь есть нечто иное, как иллюзия,— после этой фразы Сушинский выдержал паузу, чтобы рассмотреть реакцию Александра на свои слова. Реакция показалась ему вполне сносной, и он продолжил: — Подчёркиваю: иллюзия. Всё дело в одном простом факте — в том, что жизнь я осознаю посредством своих ощущений. Не могу ручаться за других, поэтому говорить буду исключительно за себя. Кажется — вот ключевое слово. Ведь ощущения — это то, что нам лишь кажется. Они изменчивы и текучи, как этот мёд,— Сушинский покрутил маленькую ложечку, с которой в чашку стекла медовая струйка. — Иллюзия, не правда ли? — вдруг он снова встрепенулся и изменился в лице. — Я не могу выпрыгнуть из собственного тела и взглянуть на мир чужими глазами, скажем, вашими. Услышать и ощутить всё это не из себя, а оттуда или оттуда, — он провёл рукой, показывая на окружающую их обстановку. — А значит, моё восприятие мира субъективно. Всё окружающее для меня — лишь плод воображения, работа мозга и предоставленные мне картинки, возведённые в абсолют. Кино и зрительный зал — вот подходящая аналогия происходящего. Может ли хоть кто-нибудь поручиться, что его кино схоже с моим? Если такой найдётся, он рассмешит меня. Ваши ощущения нельзя сравнить с моими, проделать это невозможно. Любой анализ будет приблизительным, а значит, и обречённым на провал. В моём случае нет другой вселенной, кроме той, что во мне.
— Значит, и меня нет? Для вас.
Ожидая ответа, Саня глотнул чая. Сушинский лишь развёл руками, а затем резко наклонился вперёд:
— А что для вас является примером иллюзии?
— Не знаю... Может быть, зеркала... — назвал Саня,чего он не видел в этом кафе, но что первым пришло ему на ум.
— Да, зеркала.Отличнейший пример!О них я и продолжу.Представьте себе древних людей, открывших способ изготовления зеркал, а вместе с тем и ощущения создателей. Наверное, то был восторг. А как же! В их руках оказалась, хоть и ничтожная, двухмерная, наиболее достоверная на тот момент копия мира. Ученики копировали своего Учителя — Создателя всего, — в своей сегодняшней роли Сушинский был предельно убедителен и для материализации представленных им образов жестикулировал и выпучивал глаза.— Вам, художнику, должно быть хорошо известен факт, что цветовой спектр из семи цветов радуги при слиянии даёт идеально белый цвет. Тогда как при смешении красок из тех же самых цветов получается грязь, сколько ни старайся? Подражаем, а ничего не выходит,— Бальтазар глубоко вздохнул и медленно выдохнул:— Потому что органика...
— Вот так и с любыми иллюзиями. Изобретаем их, чтобы разобраться, упростить и улучшить жизнь, так сказать, а выходит наоборот, всё больше запутываемся. Как в лабиринте из зеркал,— Сушинский достал из кармана царский червонец и положил его на стол. — Вот, деньги.Кстати, хороший пример такого зеркала. Мы же в него постоянно заглядываем. Красуемся, наводим лоск, кривляемся и сравниваем себя с другими. А вот ещё одно всем известное зеркало, изобретённое человеком сравнительно недавно,— Сушинский положил на стол рекламный проспект одного из интернет-магазинов,— Интернет. Заметьте, люди постоянно проходят в этой иллюзии обряд инициации. Их отражения принимают, они принимают чужие отражения, кривляются и красуются, нуждаются в иллюзии и её любят. Как результат — чем больше иллюзий в лабиринте, тем труднее из него выбираться.
— Тогда и мы, художники,— подражатели и копиисты — тоже создатели иллюзий? — задал Саня резонный вопрос.
Сушинский снял роговые очки и протёр их.
— Касательно художников не готов ответить однозначно. Боюсь в этом случае оказаться необъективным. Видел вашу картину, мне объяснили, что на ней изображена принцесса из древнего мифа,— голова Сушинского закачалась, и он замычал:— М-м-м,превосходно!Стоял как заворожённый, смотрел на неё, не отрывая глаз... Поэтому разбирайтесь с художниками сами.

Здесь у приверженца иллюзий внезапно появились срочные дела, и он засобирался.
— Я к вам забегу завтра, — пожав Александру руку, Сушинский направился к выходу.
— А знаете, Бальтазар, вы абсолютно попали в точку, в самую десятку. Вы даже сами не представляете как...

Сушинский удивился таким словам, но ничего не ответил. На этом они и расстались.
Решив малую часть из свалившихся на него и пока вполне себе приятных задач, Саня вышел из кафе и направился на съёмную квартиру. Теперь ему предстояли объяснения с Зинаидой Васильевной.

По пути около него остановился уже знакомый ему внедорожник отечественной сборки, раскрашенный под Кандинского. Стекло сползло вниз, и в окошке показалась голова, хороший, с иголочки пиджак, ярко-рыжие усы — всё в комплекте.«Седой», — узнал Саня.
— Добрый день, Александр.
Саня поприветствовал в ответ.
— Майя написала мне записку, в которой просила вам помочь. Мне уже всё известно. Перечень нужного оборудования сообщила ваша администратор. Так что завтра я займусь всем необходимым для кухни. Если вы не против?
Сане, удивлённому самой постановкой вопроса, оставалось лишь ответить:
— Я не против.
— Кстати, а название для кафе придумали? — поинтересовался Седой.
Саня чуть задумался и объявил:
— Случается,бывает.
— Ну, тогда завтра и начнём,— Седой нажал на газ и уехал.

Дверь в квартиру была не заперта. Зинаида Васильевна, как обычно, обитала на кухне.
— Ты где пропадал? — оставаясь невозмутимой, спросила тётка.
— В кафе.
— Выяснил что-нибудь?
— Да,— кивнул Саня с видом человека, отстоявшего смену в угольной шахте.
— Ну, и что узнал?
— В нём полно иллюзий, и владелец этого места я,— с полной безысходностью в голосе заявил Александр, а затем выложил на стол документы, подтверждающие право собственности на помещение по такому-то адресу, с регистрацией предприятия общепита на его имя.
Зинаида Васильевна достала из фартука очки и бегло ознакомилась со всеми листами.
— Борщ-то наливать?
— Давайте...


Рецензии