Российское село - куда мы движемся?

        В настоящее время в деревне происходят масштабные перемены, сравнимые, наверное, с отменой крепостного права, коллективизации. Что мы получим в результате преобразования села? У меня нет ответа, боюсь, что нет полной картины будущего  и у тех, кто затеял перемены там.

        Да, скорее всего мы получим, в конце концов, высокоэффективное сельскохозяйственное производство, но…Какова роль, судьба простого человека за этим процессом? Какой ценой мы достигнем цели? Часто мой скепсис в этом вопросе воспринимают, как нежелание развивать деревню, сохранить старые отсталые технологии и быт. Упаси господи, я за, но против, что бы рубить с плеча.
 
        Иногда  слышу «вот вы «деревенщики»  всё время плачете, но прогресс не остановить». Нет, мы не плачем, просто предлагаем детально проанализировать все нюансы данной проблемы, а ключевыми считаю три аспекта.

        Первый, социальный и философский аспект.

        Поднимая эту тематику, мы чересчур актуализируем и возвышаем экономическую сферу в ущерб другим, прежде всего социальной и духовной (культуре).
 
        Экономика всегда должна быть только средством, а не целью общественного развития.  Когда мы ставим во главу угла достичь только экономических результатов,  она становится уже целью, а не средством.
 
        Главным  критерием развития становится всё большее удовлетворение материальных потребностей, повышение  благосостояние человека, зачастую в ущерб духовному саморазвитию, т.е. это движение в сторону того самого пресловутого «общество потребления».  Парадокс данной ситуации заключается в том, что большее и лучшее удовлетворение материальных потребностей не снимает вопрос неудовлетворенности человеком жизни, а только усугубляет и увеличивает фундаментальную экономическую проблему ограниченности ресурсов. В жажде бесконечного потребления человек хочет ещё и ещё. В конечном итоге теряется смысл - ради чего я живу на этой земле? Мы всё больше уподобляемся животным. Но проблема в том, что человек в отличие от животных не может жить только категориями «желудка», ему нужны возвышенные идеи, ответы на извечные вопросы - кто он и зачем живёт на этом свете? Человек без смысла жизнь эта всегда путь к деградации, к смерти, как духовной, так и физической. Не секрет, что именно у категории людей потерявших себя в жизни высок уровень суицидального поведения. Ответы на эти вопросы возможны только через развитие, изменение сознания и мышления человека, а это уже область духовной сферы, культуры.

        Теперь мы плавно переходим ко второму аспекту проблеме духовного развития человека и культуры.

        Ещё раз повторюсь, экономика – это средство для достижения результата, а целью всегда должно быть духовное преобразование человека.

        Любые даже самые грандиозные экономически показатели создают не техника, машины, технологии, а человек с определённой мыслью в голове: хорошая, плохая, великая, ничтожная, но мысль. Какая мысль, идея в сознании человека будет реализовываться в конкретный момент полностью зависит от уровня и доступности культуры, поэтому везде, где есть человек, там должны быть учреждения культуры – школы, библиотеки, клубы, СМИ. Если мы будем измерять нашу жизнь только с точки зрения экономической целесообразности и эффективности, не будут никогда Великих открытий, Великих творений в стране и в мире, не нужны будут фундаментальные науки. Уйдёт в безвестность без своих великих свершений Михайло Ломоносов из глухой архангельской деревушки, не найдёт применения талант Великого ростовского хуторянина Михаила Шолохова...много, список можно продолжить бесконечно.
Культура формирует сознание человека, а человек с мыслью создаёт, преобразует окружающий мир.

       Отсюда должен вытекать следующий вывод – развитие культуры должен быть безусловным приоритетом в любой точке страны, мегаполис это или глухая деревушка, независимо от различного рода разговоров и отговорок - «но, не надо, не выгодно и невозможно».

       Теперь попытаемся разобраться с третьим аспектом данной проблемы - о роли деревни в этом процессе.

       Один из основных постулатов диалектики  «Закон единства и борьбы противоположностей» гласит,  привожу примерно: «каждый объект имеет противоположные стороны, свойства, тенденции, они, взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, составляют противоречие, которое и служит причиной развития объекта».

      Если под понятие объект мы соотнесём общество, развитие – социальный прогресс, противоположности - традиции и инновации, то наша формулировка  будет сводиться к следующей мысли – «любое общество имеет противоположные стороны, стремление к сохранению старых порядков (традиции, консерватизм) и постоянный поиск обновления и совершенствования (инновация), они, взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, составляют противоречие, которое и служит причиной общественного прогресса.

      Село, деревня всегда являлись сосредоточием консерватизма и традиций, город же в противовес ей центром инноваций, модернизаций. В настоящее время получается в соответствии с законами диалектики, разрушая село, мы уничтожаем важнейший элемент общественного прогресса, т.е традиции. Общество, освободившись от гирь под названием «неэффективное, архаичное село», вкупе с психологией «общества потребления» становится не способным к обновлениям, т.к нет борьбы и всю свою инновационную мощь направляет на разрушение самого себя. Современный кризис западного общества – это последствия данного процесса.

      Давайте теперь обратимся к фактам, к страницам истории.

      Основы возвышения и величия античных цивилизаций лежали в идее «Полис (Рим) превыше всего». Суть его сводилось, привожу буквально «сначала долг по отношению к общине, затем к семье и родственникам и на последнем месте - забота о личном благе. Считалось, что только община может даровать человеку отличия, честь и славу. Только община является высшей инстанцией для признания заслуг человека. Именно поэтому деятельное участие в общегосударственных делах было необходимой и обязательной заповедью всякого "достойного гражданина". Семье принадлежала важнейшая роль в воспитании. Подрастающее поколение воспитывалось в духе уважения к верованиям и обычаям предков, беспрекословного подчинения "отцовской власти". Хороший гражданин отождествлялся у античного человека с послушным сыном и дисциплинированным воином.»

      Древняя Греция, Древний Рим развивались и росли пока эти идеи были главенствующими, а они бережно хранились и передавались из поколения в поколение преимущественно в крестьянском, общинном сознании  человека. Упадок античной цивилизации начался с того момента, когда город начал поглощать село.

      Тиберий Гракх, древнеримский общественный и политический деятель, задолго до гражданских войн, вторжения варваров предупреждал об опасности разорения крестьян-общинников. Последствия мы знаем. Рим, выстоявший под ударами выдающегося полководца античности Ганнибала, пал позже под напором полудиких племён, варваров. Причина проста и банальна. Империя, освободившись от труда земледельца-общинника, выбила из-под себя основу, фундамент своего могущества –традиционные ценности и дух римского общества. Победили варвары, которые питались и вооружены были схожими идеями.
 
      Последующее развитие европейской цивилизации – это почти калька, слепок истории Древнего Рима, но на другом уровне.

      Что из себя представляла средневековая Европа ещё тысяча лет назад?  Периферия, закоулок огромного евразийского пространства. Когда выбилась на ведущие позиции в мире? В тот момент, когда традиционные ценности феодальной деревни вкупе с христианскими идеями соединились с инновационной мощью зарождающего нового класса-буржуа, она вырвалась в мировые просторы. Наступила эпоха гегемонии Европы.
 
      Те же процессы происходили позже в Северной Америке, только вместо традиций европейской феодальной деревни, господствовали ценности небольших пуританских общин с очень жёсткой моралью, с идеологией –«человек ради труда и в труде создается». Вот они истоки американской мечты.

      Что мы видим сейчас?  Полное разрушение прежней модели западного общества.
Предшествовала этому аграрная революция, массированная индустриализация, которые и  разрушили деревню, традиционное общество. Вместе с угасанием села постепенно подмывались  ценности и идеи, которые привели Европу на вершину могущества. Пришедшее  на смену старым ценностям высокоурбанизированное общество с психологией «общества потребления и благоденствия» при всех плюсах не могла быть им достойной заменой. Они не давали ответа на главное, куда и зачем двигаемся?

      Кроме того деревня всегда была подпиткой, питательной средой для развития подлинной элитарной культуры. Многие выдающиеся деятели культуры, рождаясь и являясь жителями городов, по большей части творческое вдохновение черпали в народе. Она ассоциировалась тогда с традиционной деревней или провинциальными городишками.
 
      Город при всех его плюсах не может дать всего этого, она универсализирует человека, заставляет думать в рамках серийного, конвейерного мышления. Тоталитаризм, господство массовой культуры – это есть прямой результат, продукт такого мышления. Лишь в синтезе двух культур, ценностей, традиционной сельской и инновационной городской, рождалась великие труды.

      Когда я слышу разговоры – «давай избавимся от деревни как от ненужного балласта» мне приходит мысль, – а не повторим ли мы трагический финал античных цивилизаций? Тревожные симптомы уже налицо – страны третьего мира пробудились, пришли в движение. Европа, Америка задыхается от притока иммигрантов. Этот поток с юга заряжен энергией, как некогда варвары на границах Римской империи.


Рецензии
Вы подняли интересную тему - что должно привалировать экономический уровень или культурные запросы и отдаете предпочтение культуре. Думаю, одно другому не только не противоречит но и дополняет. У нуждающегося человека ода мысль: накормить и одеть и семью и себя. Кроме того этот человек угнетен внутренне, он принимает неудачи, как показатель своей никчемности. Я эту тему затронул в статье "Как мы поживаем". Человек нашедший себя в экономике, чувствует свои силы и возможности уделять время духовному развитию. Примеров масса. Америка страна созидателей и бизнесменов и мы видим как туда перебираются лучшие писатели, артисты, певцы (Карузо). Еще пример - после окончания техникума я получил направление в организацию, расположенную в деревне. Местные жители кичились своим пониманием сельского хозяйства. Но в их огородах росли только картошка, капуста и свекла. Прошло время и в этой местности (Синявинские болота) появилось садоводство. Местные смеялись - ну где им городским поднять огороды. А оказалось, что эта городская интеллигенция стала рядом с ними выращивать все, включая дыни и виноград. Конечно деревня должна измениться. Должны быть хорошие дороги, обеспечивающие доставку детей в школы, больных к больницам. Непременное условие наличие личного транспорта и т.д.

Артем Кресин   10.12.2021 16:01     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Артём, за прочтение статьи и отзыв!
Согласен «…что должно привалировать экономический уровень или культурные запросы и отдаете предпочтение культуре. Думаю, одно другому не только не противоречит, но и дополняет.» Правда по-прежнему считаю культура должна быть на первом месте.
Что из себя представляют поступки человека? Это прежде всего наши мысли, реализованные в конкретных делах и в поведении. А от чего зависят мысли, обретающие у человека в голове? Конечно от уровня его культуры. А она берется из образования, искусства, науки, морали и т.д. Чем выше уровень культуры, тем выше уровень развития человека, а значит и его поступки дела. Ваш пример очень хорошо доказывает эту мысль (Кстати такая ситуация очень распространена, не редкость и в наше время). Этой ситуации не было бы, если уровень культуры тех самих сельчан была бы по крайней мере не ниже приезжих городских. Хотя должен признаться бескультурья и безграмотности в городе тоже хватает с лихвой, просто в виду густонаселённости она не менее заметна.
Сытость или «Человек нашедший себя в экономике» безусловно способствует спокойному течению мыслей, но проблема заключается в том, что жизнь в большинстве случаев это вызов, который требует решительных действий. Лев же утоливший сполна голод, как мы знаем любит понежится и подремать в тени.
Вторая более важная проблема. А где она, эта грань, которая разделяет сытость от пресыщения? Ведь чем больше потребляешь, тем больше хочется нам этого добра – только единицы способны противостоять данному коварству. Не забываем про известную притчу об «огонь, воду и медные трубы» - самая коварная из них как мы знаем оказалась самые безобидные «медные трубы».
Кстати, насчёт Америки я не столь оптимистичен. Америка в наши дни и, Америка, та что мы знали походу безвозвратно осталось в прошлом. С большим удовольствием смотрю американские фильмы прошлых лет, а современные уже перестал даже открывать, чтобы снова не разочароваться. Эти левацкие воук-идеалогии с их идеями гендерного и прочего разнообразия, по-моему, камня на камне не оставят от Америки, которую мы знали в прошлом. Очень жаль!
С уважением,

Влад Алексеев 2   10.12.2021 20:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.