Новый Хорезм на реке Атиль

Города призраки Руси, Россия, СССР.
====================================
     Так называли между собой и в своей переписке с 8-го века город Итиль на реке Атиль хорезмийские евреи, бежавшие сюда от преследований иудеев в Хорезме.
     В самом Хорезме с самого его основания была сильная еврейская община. Согласно еврейскому преданию сам Хорезм был основан сыном еврейки по имени Нарсе.
     Еврейские купцы всегда стремились обосновываться на торговых путях, а Хорезм стоял на одном из крупнейших в то время Великом Шёлковом пути. Он не без участия еврейской общины в 8-м веке становится центром евразийской торговли. Еврейские дома в Европе и Азии умели консолидировать свои капиталы, так что и в Хорезме постепенно вся основная торговля оказалась в руках иудеев.
     С начала 8-го века Хорезм начинают сотрясать перевороты, следовавшие один за другим. Поддерживая то одних, то других торговцы Хорезма пытались получить преимущества в торговле в виде освобождения от уплаты налогов, лучших мест на рынках, неучастие в военных мероприятиях. Хорезмийцы также протестовали против идей, так называемого «просвещённого иудаизма», которые хорезмийские иудеи привносили во все отношения с народами и этносами, жившими в то время в Хорезме.
     В начале 8-го века, воспользовавшись ослаблением власти, арабы захватывают Хорезм и начинают исламизацию территории, что привело к отстранению многих еврейских домов от торговли.
     В 712-м году, согласно еврейским хроникам, в поисках новых возможностей для своих капиталов, хабры вместе иудаизированными хазарами переселяются в небольшой хазарский городок именем Итиль, в который пару раз в году заглядывал Каган, либо один из его князей, где иудейские купцы создают свой купеческий союз и перенаправляют часть Шёлкового пути с юга Каспия на север. Свою факторию в Итиле иудеи между собой назвали Новым Хорезмом.
     Иудейские капиталы, помноженные на сплочённость евреев, позволили к началу 9-го века создать в Хазарии новую властную элиту, возглавляемую Царём. Теперь управление Каганатом осуществлялось Царями, а власть от Бога Тенгри осуществлял Каган.
     Многие исследователи полагают, что высокий уровень организации Хазарского каганата связано с тем, что высшие должности здесь занимали иудейские эмигранты из Хорезма, внесшие в культуру Хазарии множество новаций, которые позволили удержаться несколько веков этому государству в бушующих волнах местных социокультов.
     К середине 10-го века сюда, в Итиль переселяется значительная часть тюркутских купцов, исповедовавших к тому времени ислам. Они были ближе к хазарскому народу, в основе своей тюркского происхождения, за счёт чего новые купцы активно вытесняли иудеев с торговых позиций, подкрепляя свои разговоры крепкой хазарской рукой.
     Ослабленный междоусобицей Итиль в 965-м году берёт Святослав, свергнув здесь все власти, которые тут были. Город заселяют русо-славяне и мусульманские синдбад-мореходы. Иудейские общины подались в Киев и дальше в Польшу.
     В конце 10-го века многие хазары, что попроще, вернулись в Итиль, подчинившись новой власти Руси. Город начал восстанавливаться. Но достичь былого могущества, которым он обладал во времена Новой Хазарии он уже никогда не смог.
     В это время власти Хазарии просили помощи у Хорезма в борьбе с гузами в обмен на право мусульманам селиться в Итиле и ставить там свои мечети. Персидские и византийские источники говорят, что многие города на Волге были по сути оккупированы хорезмийскими военизированными отрядами, обеспечивая торговые преференции хорезмийским купцам.
     Мукаддаси, живший в конце 10-го века, отмечал, что городом в это время правили уже не иудеи, а Русь и мусульмане.
     В начале 11-го века из-за подъёма воды в Каспии город стал постепенно затапливаться. Новый Хорезм, Итиль и все остальные именования города хазарских Каганов ушли под воду вместе со своими замками и белыми крепостными стенами.
     Новый Хорезм превратился в Подводный Призрак, который до сих пор не могут идентифицировать ни с одним из городищ, в последние века вылезших на берега Волги, словно древние Ящуры, изголодавшиеся по свету, теплу и общению.

++++++++++++++++++++++++++


Рецензии