Я Мы Природа

Чувствовать солидарность с исчезающим миром Природы, быть на стороне того, что безвозвратно ускользает в небытие, намного больнее, чем выступать за притесняемых людей. У человека даже в самой недемократичной стране по закону есть хоть какие-то основные права, пусть за них и приходится бороться. Но кроме человека и его собственности ничто на планете не считается неприкосновенным: ни другие виды, ни целые экосистемы, ни чудом уцелевшие территории дикой природы не имеют элементарного права на существование независимо от человека, у них нет своего собственного законного места в этом мире.

По отношению к Биосфере цивилизация ведет себя как тоталитарное государство по отношению к «врагам народа», подлежащим уничтожению. И неважно, что истребительная повестка не декларируется и даже не осознается, действия и результаты именно таковы. Эксплуатировать в концлагерях, лишать всех прав, отбирать родную землю, массово уничтожать и в лучшем случае позволять временно существовать в гетто и резервациях – всё это происходит в масштабах планеты по отношению ко всему живому помимо человека. И как и в случае с геноцидом всегда присутствует то или иное идеологическое обоснование уничтожения гонимого народа, так и у геоцида есть своя обширная идеология, развивавшаяся с появления первых цивилизаций и сегодня воспринимаемая как данность, без осознания.

Ясно, что развитая техника и постоянно растущая многомиллиардная популяция в сочетании с природоборческой идеологией не оставляют никаких шансов природному миру на дальнейшее существование, мы без вариантов продолжим терять Природу во всех её проявлениях. И совершенно ясно, что переработка Биосферы в техносферу только ускорится в будущем, и те природные оазисы среди технопустыни, где временно позволено выживать остальным видам, всё равно не сегодня завтра должны будут отдать свои «ресурсы» смертоносной структуре, захватившей власть над жизнью.

И значит, мы до конца своих дней обречены исчезать с растениями и животными, гореть и идти под топор с лесами, истребляться и превращаться в жалкие фрагменты вместе с последними территориями Природы, отступать с ними перед вездесущим бульдозером, задыхаться под натиском асфальта и бетона, страдать вместе с землёй, водой и воздухом от нескончаемых потоков отходов и ядовитых веществ, от шума и суеты расползающейся техносферы. Террор освоения, тирания искусственного, диктатура злокачественного роста никогда не прекратятся. Они будут сейчас и всегда... 

Самое страшное мучение, достойное последнего круга ада, это обнимать распятого. Видеть, как утекает его кровь, как жизнь ежесекундно уходит из него, но не иметь возможности остановить это, потому что мир принадлежит тем, для кого беспрерывное жертвоприношение и насилие – норма и свидетельство прогресса. Мир был проигран патологической культуре задолго до нас, но нам пожинать плоды – гибель всего, что любимо, осквернение и истребление наибольших ценностей, развоплощение жизни. 

Есть такое чудовищное (и знаковое) явление нашего времени – эндлинги, животные - последние представители вида. Все их сородичи вымерли, потому что цивилизация попросту не оставила им места на планете, и дни этих особей – это последние дни всего их вида. Но на самом деле, сегодня вся Природа, а не только отдельные виды, является одним большим эндлингом, тем, для кого не нашлось места, тем, кто доживает последние дни и вскоре должен будет исчезнуть.   

И если отложить сложные философские размышления о том, как возник весь этот ад войны с Биосферой и почему он не прекращается, когда всё уже должно быть ясно всем, то всё упирается в то, что людей с мироощущением «Я/Мы Природа» слишком мало, их недостаточно для прекращения глобального экоцида. Но ведь это утверждение истинно для всех, и будь оно главной заповедью человечества, оно могло бы спасти Землю.


Рецензии