Впечатления участника сборника Связующее слово. Кн

Впечатления и размышления участника сборника "Связующее слово Кн. 19 "Константина Челлини

С волнением листаю недавно полученный по почте от редактора, члена Союза Писателей России Ларисы Кузьминской международный сборник поэзии «Связующее слово». Книга 19. Как удачно отметила в предисловии к изданию Лариса Михайловна, «русская поэзия мелодичная, так как до сих пор поэты пишут рифмованные стихи, в отличие от зарубежной, что и придаёт ей гармонии и напевности. И эта поэтическая мелодия живёт в сердцах поэтов и тех, кто любит поэзию».

Разумеется, более подробный, разносторонний и многогранный анализ этого коллективного труда – удел литературоведов и филологов, специалистов по тенденциям развития современной русскоязычной поэзии. В данном кратком очерке хотелось бы представить, быть может, субъективный, взгляд достаточно вдумчивого неравнодушного читателя.

Прежде всего, стоит отметить, что в рамках рецензируемого издания удалось объединить авторов, представляющих обширную географию, – от США до Дальнего Востока, от Испании до Швеции, различных регионов России, которых отличают не похожее на других восприятие действительности, оригинальный взгляд на философско-мировоззренческие вопросы, понимание места человека в мире и Вселенной, восприятие природы и сопричастности ей , а в некоторых стихотворениях, также и точек пересечения ожиданий человека и общества.

Немало интересных строк авторы сборника посвятили и различным этапам развития русской литературы, ее ярким звездам и явлениям – поэзии Пушкина, Тютчева, поэтов Серебряного века (Блока, Цветаевой, Тэффи, Гумилева, Тарковского, Пастернака, Бальмонта и мн. др.).

Меня как читателя впечатлила своей пронзительностью пейзажно-философская лирика Александра Грибанова,

…Все ближе степь, я приближаюсь к краю.
И полоса, как вспышка темноты.
Спускаешься по камешкам к прибою,
Минуя и дороги, и мосты.
Я поднимаюсь в небо над тобою
В бесчувственное море высоты. (Балхаш -88)

а также Елены Фанталовой, которой удалось едва ли не наиболее тонко раскрыть мир души через пейзажные образы:
«…Всё как и прежде – бытовые споры,
И нет блаженной утренней тиши.
И только приходящей ночью звёзды
Вернут душе утраченный покой,
Закроют промелькнувшей жизни вёрсты,
Благословят мерцаньем путь земной.» («Контрасты дня в деревне»)

Глубокие мировоззренческие аспекты понимания действительности затрагивает Хелена Бжеговска, также удачно раскрывая их также через картины природы:
«Остаться дома, если дождь.
Накрыт им город необъятно.
По листьям на деревьях – дрожь,
А в лужах – бликов свет превратный.
Окно всё в капельках дождя,
Они, как разноцветный бисер,
В рисунке тайный смысл найдя,
Дают мне шифр из слов и чисел.

Какое счастье не бежать
Под ливня бурные потоки.
Души не надо обнажать,
Анализируя пороки.» («Остаться дома»)
Задушевны и лиричны написанные на высокой пронзительной ноте строки Елены Вавиловой, которая ностальгически вспоминает грустную прогулку по парку, во время которой оживают страницы прошлого:
«Я брожу по ожившему прошлому,
На закате осеннего дня,
И по парку, из детства проросшему,
Вдаль уводит дорога меня» («Прошлое»)
Также обращает на себя внимание чистая и искренняя пейзажная лирика Израильской поэтессы Ирины Авраменко:
«Сероглазое утро в окно заглянуло,
Растекается Осени сонной рассвет.
Солнце острым лучом из-за туч полоснуло,
Посылая на землю печальный привет.
Зашуршали бумагой опавшие листья,
Ветер с моря солёные брызги несёт.
Искупает любовь Осень дождиком чистым
И в такое же серое утро уйдёт.» (Стр.67)
Особо следует упомянуть также о любовно-филофской лирике Марины Вершининой, которой удалось немногими штрихами сказать едва ли не о самом сокровенном (ст. («Отчего»):
Отчего так давно уж не пели
Струны арфы небесных светил
В разноцветии высшего света?
От того, что никто не любил,
Глубоко схоронив чувство это.
Пожалуй, приятным открытием выпуска для меня стала философская, с нотками эзотерики , выдержанная в классическом стиле с элементами символизма лирика Ольги Бельзер - лауреата международного конкурса им. Дюка Ришелье ("Изумрудный Дюк") 2017г., члена Союза Литераторов.
«А день погас, как выключили свет,
И погрузился мир во мрак кромешный.
Один парад безжизненных планет,
Как прежде, что-то праздновал неспешно,
Да в пустоту зеркальных анфилад,
Иллюзии свои земные руша,
Картин касаясь краешком крыла,
Слетались неприкаянные души,
Как с дерева осеннего листва,
Безропотно, в унынии бездонном.» («После конца…»)
А также философско-мистическая, завораживающая глубиной образов пронзительная поэзия Галины Свириденковой:

Земля дрожит и не надёжны стены,
А равнодушный маятник Фуко
Давно нарезал градус перемены,
Сложив картину в стиле арт-деко.
Наметил путь от альфы до омеги,
Фортуне напророчил неудач,
Благословил на старенькой телеге
Тащить по миру тёртых лет калач.
Скрипит возок, торопятся гнедые,
И щёлкает над ними время-кнут,
А горизонт укрыл пути иные
И вероятность выбраться из пут.
В заложниках у времени-пространства...
Но кто бы человечеству помог
Спасти себя и свет, и постоянство,
Холодный Космос, терпеливый Бог? (***)

Наиболее пронзительно о поэтах серебряного века, на мой взгляд, написали Николай Куковеров (Арфа. Марине Цветаевой):

Улететь бы за Райские кущи,
Где Всевышний секреты таит,
Быть незыблемым тленом в грядущем,
Мне теперь на Земле предстоит.
Клонит сон, молодой и нарядной,
Как анчар, источающий яд,
Мне не встретить, увы, с Ариадной
Вечер в детской, где куклы не спят.
Дивный звук рядом грезится арфы,
Где душа без замков заперта,
И послушник посадницы Марфы
Мне уже открывает врата.
Остаётся один шаг не верный
Против воли Христа совершить
Да фонарь на закате наддверный
Не забыть перед сном потушить


и Наталья Ядохина :
…В других пиитах видит Божий дар
Великий основатель акмеизма.
Романтика любви – его пожар,
В амбициях – истоки героизма...
(Конквистадор Посвящение Николаю Гумилеву).

Было приятно увидеть на страницах издания стихи уже знакомых авторов – пейзажно философскую лирику Галины Цыганковой, стихи о России Надежды Трусовой, стихи о родном крае Ренаты Юрьевой, произведения Нины Цуриковой.
Как всегда, впечатляют исповедальные, исключительно образные, задумчивые строки Ларисы Кузьминской, редактора составителя сборника, подборка которой завершает коллективное издание…
«Ищу слова в забытом сундуке,
В листе кленовом... золотом сеченье,
В Луны на небе матовом свеченье,
В твоей ко мне прижавшейся руке.
Ищу слова и буду так искать...
Невыразимую энергию созвучья,
Песчинку, что живёт в часах сыпучих...
И может строчкой новой вскоре стать...
Наградою за долгие труды,
Медалью солнечной на сером небосводе,
И грусть, как боль щемящая, проходит,
И расцветают строки, как сады.
Слова приходят сами в нужный срок,
Когда душа готова для полётов,
Здесь не помогут точные расчёты,
Неведом их божественный исток.»,
а также ее честные и искренние строки о родном языке.
Хотелось бы пожелать всем участникам сборника новых творческих успехов, а самому проекту и его редактору составителю Ларисе Кузьминской – дальнейшего процветания.
                Константин Челлини
                Член Российского Союза Писателей.


Рецензии
Поздравляю! Нет сомненья
Классное приобретенье!!!

Михал Саныч   09.12.2020 14:54     Заявить о нарушении
Спасибо. тоже так считаю. С добром,

Константин Челлини   10.12.2020 10:41   Заявить о нарушении