Поэты и поэзия, ч. 3. Окрылённые

«Поэзия - не выдумка поэтов, она разлита в этом мире, ею пропитана жизнь с её любовью, радостью, страданием, отчаянием и надеждой…  Поэт ничего не выдумывает, он только тем и занят, что, вопреки горю и злу, пытающимся нас разубедить в поэтическом смысле бытия, напоминает нам о нём в стихах (и в самых мрачных – тоже)»  (А.Кушнер).



« …Поэт — это существо лёгкое, крылатое и священное; он может творить не ранее, чем сделается вдохновенным и исступленным и не будет в нем более рассудка; а пока у человека есть это достояние, никто не способен творить и вещать . 
Кто … без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря одному лишь искусству станет изрядным поэтом, тот ещё далек от совершенства: творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых».
Платон

 «Сквозь поэта очень часто просвечивает государственный человек, философ, инженер. Поэт не есть человек без профессии, ни на что другое не годный, а человек, преодолевший свою профессию, подчинивший ее поэзии» (О.Мандельштам).

Но это - люди с необычными особенностями характера, амбициозные личности, с закваской бунтарей.
И дружба между ними особенная.
Пушкин восторгался союзом друзей-поэтов. Но, наверно, он понимал своё выдающееся положение и особый дар, и ожидал соответствующего отношения к нему, как к бесспорному лидеру.
Да и конкурирующих поэтов тогда было очень мало.
С двадцатого века из-за большого количества стихотворцев, а без страстей первенствовать им невозможно! - не редким стало явление, когда поэты редко говорят тёплые слова о живых коллегах.
По этому поводу так выразился А.Кушнер: «Поэтическое дружба - вещь редкая, может быть, невозможная. Поэту легче дружить с прозаиком, с человеком любой другой профессии и дарования.  Хотя Есенин высказался, что «прозаик от поэта отличается только ритмикой своей работы».
«Миф о поэтическом братстве, о трогательной любви между поэтами - выдумка прекраснодушного литературоведения» (А.Кушнер). Естественно, что и высказывания про собратьев по перу уничтожающе дерзки.

Есенин в 1924 дистанцировался от среды поэтов, даже вышел из союза имажинистов, и съязвил в «Чёрном человеке» относительно распространённого тогда типа стихотворцев:
Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.

Маяковский,  выступая в  качестве «прокурора искусств», давал такие характеристики своим именитым коллегам. 
«Анна Ахматова - дрянная мыльная поэтесса, Брюсов - канцелярист, Бальмонт - "чирикало", Городецкий  "серпом траву косит", Мариенгоф "годен для гужевого транспорта", Белый - хороший прозаик».
Мариенгоф в книге «Роман без вранья» о друге Есенине тоже написал немало его порочащего.
В воспоминаниях о Высоцком есть рассказ, как Евтушенко с Вознесенским придирались к нему, из-за одной глагольной рифмы, учили, что, мол, это слово плохое, неумелое. А слова-то самые доходчивые были не у них, а у Высоцкого. Ну, Евтушенко собирал стадионы, Вознесенский с властью заигрывал. А Высоцкого, пусть не как поэта, -  власти не признавали поэтом! - а даже как литератора, в Союз писателей не приняли. Только осуждали. А в СП были тысячи признанных властью пустомель,  никто их и не помнит.   И никто так популярен в народе из поэтов при жизни и после не был. И уже более полувека он на слуху!

Конечно, в отношениях между поэтами нельзя всё воспринимать как однозначно негативное.
Видимо, дело в ревнивости к поклонникам, к удаче, к славе, к «разным поэтическим родословным».  Мир их взаимоотношений, как и  склонностей очень непрост.

Интересны краткие характеристики мэтров поэзии в стихотворении «Наши поэты»  А.Кушнера

Конечно, Баратынский схематичен,
Бесстильность Фета всякому видна,
Блок по-немецки втайне педантичен,
У Анненского в трауре весна,
Цветаевская фанатична Муза,
Ахматовой высокопарен слог,
Кузмин манерен, Пастернаку вкуса
Недостает: болтливость вот порок,
Есть вычурность в строке у Мандельштама,
И Заболоцкий в сердце скуповат...
Какое счастье даже панорама
Их недостатков, выстроенных в ряд!

Но "Баратынский, не избалованный ни публикой, ни издателями, ни прижизненной славой, сказал: «Дарование — это поручение». А от бесстильного Фета легла граница между прозой и поэзией.
 
Что там разговоры о гонениях на скандального взбалмошного дуэлянта Пушкина и его якобы унижениях его царём Николаем первым! Царь его ценил.
А вот время Сталина наложило на русскую поэзию неизгладимый и мрачный отпечаток.
Многие талантливые поэты были вынуждены отказаться от своих поэтических  воззрений, их заставляли молчать, ссылали и даже физически уничтожали. Как не вспомнить Павла Васильева, Бориса Корнилова! Сколько мук перенесла в тюрьмах Ольга Бергольц, его жена. Погибла Цветаева, её могила затерялась. Сгинул в лагерях Мандельштам.
Наиболее осторожные стали переводчиками и занялись прозой и драматургией.
Страна стала выращивать и лелеять стихотворцев-канареек, поэтов-карликов, похоже распевающих из позолоченных клеток свои песни, на горло которых - не практично - они и не собирались вставать, да и песен таковых не было.

Советская поэзия возродилась во время оттепели, прежде всего, это связано с бардами:  Окуджавой, Галичем, Высоцким, Визбором.
Воскрес  Есенин.  Появились Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина и те, чьи публикации советской администрацией придерживались и имена замалчивались. Вернулись из ссылок Я.Смеляков и Н.Заболоцкий. Открылись новые поэты, как Н.Рубцов, В.Соснора, О.Чухонцев, А.Кушнер, Н.Слепакова, Д.Самойлов, М.Дудин, Ю.Левитанский и др.
Последним сверкнул "драматический поэт" Иосиф Бродский", будущий нобелевский лауреат и американец,  чья прижизненная слава превзошла всё известное: такой не было ни у Пушкина,  ни у Блока, ни у Маяковского.

Но и это время было опять несвободное, трудное для «внеклеточных». Вот какой стишок на одном из своих выступлений зачитал о нём Виктор Астафьев.

Орел был у нас  председателем,
зайчишка был нашим издателем.
А критиком был медведь.
Чтобы быть российским писателем,
бооольшое здоровье надо иметь!

Уже ставший широко известным Е.Евтушенко пожаловался в 1961 году в письме к Хрущову.
«Все мои стихи рассматриваются буквально в электронный микроскоп под углом зрения "Как бы чего не вышло?". Это мешает нормально работать, с полной отдачей сил. Так, например, даже моя песня "Хотят ли русские войны?", которую знает каждый в нашей стране, вызывала множество придирок до ее выхода в свет…»

 Вот каков он, один из самых звёздных советских поэтов,  в воспоминаниях современников.   
«Он всегда был на грани — и в своих стихах, которые порой по накалу страсти, сентиментальному пафосу и почти смешной наивности опасно приближались к графомании, и в своих играющих всеми цветами радуги нарядах, и в своих пламенных, идеалистических и всегда несвоевременных мыслях. В нем было позерство, было самоупоение, но было что-то настоящее и очень чистое» (Н.Берман, критик, режиссёр).

  «Если говорить о Евтушенко, из всех поэтов-шестидесятников он был единственным, кто собирал стадионы. В этом была его сила, она же — некоторая поэтическая недостаточность в смысле языка.
Он был, с одной стороны, левым, с другой — официальным: встречался с президентами, а это   мало кому было позволено. Он был как бы экспортным вариантом «советского поэта»
 (Татьяна Щербина — поэт, прозаик, журналист международного уровня). 

А вот характеристика ещё одного из последних, но скромных и ныне здравствующих шестидесятников.
Олег Григорьевич    Чухонцев. На пять-шесть лет моложе А.Вознесенского и Е.Евтушенко.  Живёт в Подмосковье.  Малоизвестен. Ведет  закрытый образ жизни.   Не дает интервью. «За последние пятьдесят лет его видели на публике от силы восемь-девять раз».
Бессребреник.
Вот один эпизод, рассказанный им. «Пришел ко мне как-то слесарь чинить водопровод. Спросил, кто я по профессии. Я сдуру ответил: «поэт». "И что же ты написал», - спрашивает слесарь? "Евгения Онегина", "Тёркина"? С тех пор я не говорю, что поэт. Я непрофессиональный стихотворец, но не в плане стиха, а в том, что не зарабатываю поэзией. Непрофессионалами были Лермонтов и Фет. Профессионалами были Блок, Некрасов, Пушкин. А если из современных поэтов – то Резник... Я осознал, если хочешь сделать что-то качественное, нужно забыть, что с этого можно что-то иметь».
Человек творческий.  Развивающийся. Отошёл от силлабо-тоники. Стыдится старых стихотворений, «старья».
 «Если в современной поэзии Бродский - это Петербург и запад, то Чухонцев — это Москва и глубина России».
 «Великим поэтом XX века был в России Борис Слуцкий, который был коммунистом, антикоммунистом так и не стал, мучительно эволюционировал — а писал одинаково блестяще на всех этапах своей жизни, и я многим обязан ему» (Л.Лосев).
Неплохая книга о поэтах и  любимых им стихах у Петра Вайля - «Стихи про меня»,  небольшая к тому же!
 
В девяностых с распадом СССР распалась вся система отношений в обществе, изменились люди, изменился и мир поэзии. На первый план вышли меркантильные интересы. Но интерес к стихам всё же не пропал.
Сейчас достаточно много информации о стихах, поэтах и самих стихов в интернете. Много и непрофессиональных авторов,  неплохо пишущих стихи. Это радует!
По теме «стихи, поэзия» - в Яндексе сейчас больше всего запросов:
стихи берущие за душу
ирина ермакова поэт
олег чухонцев
максим амелин
вера полозкова
самые знаменитые стихи бродского
михаил айзенберг
тимур кибиров
дмитрий воденников
александр кушнер

В рейтингах и списках популярных современных поэтов часто встречаются также:  Лев Лосев,  Сергей Гандлевский,  Вера Павлова, Аля Кудряшова, Ах Астахова и другие. 
Оценивать, как и высказывать своё мнение о них, я не берусь. Во-первых, поскольку  читал не всех, и немного. Во-вторых, - это очень сложный вопрос, требующий тщательного рассмотрения и изучения. И надо  учитывать субъективность. И к тому же я больше склонен к чтению произведений известных мастеров. Времени и энергии на всё не хватает. До новых очередь не дошла.
Но заметно, что жизнь у молодых поэтов не простая. Свобода творчества не определяет успех и судьбы. Сложно и с деньгами, и с аудиторией, и с изданиями.
Вот одна из них, Вера Полозкова, о ком информации больше, безусловно, одарённая. Стихи начала писать с 5 лет. В 15, экстерном окончив школу,  поступила в МГУ. Лет пять – десять назад был период её славы.

Вот отзывы о ней в интернете.
«Вера Полозкова — первопроходец среди поэтов новой волны. Именно она своими беспощадными стихами открыла для юного поколения незнакомый жанр, разместившийся на стыке поэзии и прозы. Ее часто обвиняют в излишней жесткости, чрезмерной грубости в описаниях и сравнивают с обиженным на весь мир подростком.   Полозкова уверена, что правдивость — основной признак качественной поэзии» (2019 год, С.Баринова).
«В стилистике ее стихов есть что-то неуловимо знакомое и одновременно неожиданное: одомашненный авангард начала XX века вернулся в XXI веке, захватив по дороге множество новых, но уже узнаваемых слов эпохи следующего тысячелетия». (Яндекс-Дзен, июль 2019 г.)
Она – «одна из самых успешных и узнаваемых среди современных российских поэтов.
Фактически вернула поэзии былую популярность и возродила традиции поэтических вечеров.
Разве можно было представить, что в начале XXI века поэт будет собирать тысячные залы и продавать свои сборники тиражами в десятки тысяч экземпляров?»

А вот что рассказала она о себе в июле 2020 года: «Я - имя нарицательное для людей, считающих, что ко мне ушли признание и успех, полагавшиеся всем остальным талантливым людям, которые участвуют в современной литературной жизни. Но при этом я живу в съемной квартире с тремя детьми, время от времени пытаюсь вписаться к кому-нибудь на дачу, потому что свою мне не нажить в ближайшие десять лет точно. И где здесь успех?...   Любой пост на тему современной поэзии, даже не упоминающий меня напрямую, заканчивается в комментариях сражением на тему «Полозкова — это г… или не г…». Или она научилась уже писать стихи по-человечески?» (по материалу  корреспондента «Комсомольской правды»  Н. Герасимова).   

Про поэтов можно читать и писать бесконечно. И все равно найдётся что-то новое, ещё не открытое, какие-то яркие и теневые их стороны.

Позволю себе завершить эту публикацию своими строчками.

Когда в стихах красивой много болтовни,
То скучно их читать.
Когда в стихах слышны страдания одни,
То грустно их читать.
Когда заумной философии полны,
То сложно их читать.
Когда ж не будят души и умы они,
Зачем же их писать?
Но будет, разного наслушавшись, Пиит
свои стихи опять,
по-своему писать.
И повезёт, если на всех не угодит!



Дополнение

1. Дополнительное интересное в рецензии Аллы Балашовой

2. Мастерское стихотворение В.Полозковой в рецензии Любови Ляплиевой


Рецензии
Здравствуйте, Александр Сергеевич!
Конечно, Маяковского можно назвать прокурором поэтов-
Цветаевская фанатична Муза,
Ахматовой высокопарен слог,
Кузмин манерен, Пастернаку вкуса
Недостает: болтливость вот порок, - Ух, какой он строгий!

Понравились горькие строки нашего современника Виктора Астафьева:
Орел был у нас председателем,
зайчишка был нашим издателем.
А критиком был медведь.
Чтобы быть российским писателем,
бооольшое здоровье надо иметь!

А ещё ОЧЕНЬ понравилось ваше заключительное стихотворение:

Когда в стихах красивой много болтовни,
То скучно их читать.
Когда в стихах слышны страдания одни,
То грустно их читать.
Когда заумной философии полны,
То сложно их читать.
Когда ж не будят души и умы они,
Зачем же их писать?
Но будет, разного наслушавшись, Пиит
свои стихи опять,
по-своему писать.
И повезёт, если на всех не угодит!

Прекрасно написано! СПАСИБО!
С уважением,

Элла Лякишева   10.03.2022 11:19     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и добрые слова!

Александр Сергеевич Трофимов   10.03.2022 11:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.