экзамен

«Доегэшный» период
 
- Проведем как бы прямую. – бодро начинает долговязый школьник с кучерявой копной на голове и молодой порослью на лице.
Меня аж передёрнуло. Поправляю галстук. Это уже слишком.
- Молодой человек. Проведите, только, как вы изволите выражаться, как бы прямую.
Илларион берет мел и, стоя вполоборота к комиссии, проводит линию.
- Ну вот так, как бы.
- Но простите, - я надеваю очки, - это же не прямая. Это, если мне не изменяет зрение, кривая.
- Он же сказал, как бы! - вмешивается в разговор председатель комиссии, она же директор школы.
Чувствую, ситуация качнулась не в мою пользу. Их двое, я один. И то, я - не математик. Так, в комиссии. Для количества.
- Простите, Нина Владимировна, но математика, как известно, наука как бы точная, не так ли? – язвлю, глядя в сторону учителя математики.
- Что вы, понимаете ли, прицепились к мальчику? - председатель стучит карандашом.
- Замечу, если мы будем проводить как бы прямые и как бы учить, то вскоре самолеты будут как бы летать, но падать, увы, по-настоящему.
Нина Владимировна поджимает губы. Математичка отводит глаза. Ситуация накалилась. Отступать некуда. Я встаю из-за стола и направляюсь к Иллариону, вынимая из кармана монетку. Илларион напрягается, рука с мелом дрожит.
- Сядьте, понимаете ли, обратно, Михаил Натанович, что такое, понимаете ли? - добавляет чуть тише директор. - Все спектакли ставит...
Я подхожу к мальчику, кладу монетку в ладонь, и, поднеся к ученику, прошу, как можно более дружелюбнее:
- Илларион, как бы возьмите монетку у меня из руки. – делаю акцент на «как бы».
Мальчик, чуя подвох, интенсивно моргает, бросает взгляды то в сторону комиссии, то на меня, то на монетку. Председатель с напряжением вглядывается в окно.
- Не бойтесь, молодой человек. Как бы возьмите.
Илларион протягивает руку и берет монетку.
- Не, не… не так. Я вас попросил не взять, а как бы взять.
Юноша растерянно смотрит, вновь касается пальцами монетки, но теперь не берет ее.
- Вот видите. А теперь проведите как бы прямую.
Илларион поворачивается к доске и было уже собирается начертить линию, как осекается.
- В чем дело?
- Ну я как бы... - он запинается, - я понял. Берет деревянную линейку и чертит ровную прямую. Бойко продолжает ответ, каждый раз осекаясь при попытке произнести «как бы».
- Ну что ж, - резюмирую, когда подходит моя очередь дать оценку, - Нина Владимировна, можно как бы четыре поставить, я полагаю?
Председатель раздраженно хлопает карандашом по столу.
- Что за цирк вы тут, понимаете ли, развели? После экзамена ко мне.
- Хорошо, я как бы приду.
Экзамен продолжился.
Получив очередную взбучку от директора, уладив все формальности, я окунулся в жаркий, залитым солнцем, питерский июнь. И хоть живу в этом городе, все никак не могу привыкнуть к его норову. Вот и сейчас, вдохнув горячий плотный воздух, пожалел, что не захватил утром зонтик. Двигаясь в сторону остановки трамвая, а мне нравится ездить здесь на трамваях, я размышлял о произошедшем. Все-таки, как бы я ни хотел, но молодежь изменилась. Нет. Они все такие же дети, как и мы, любопытные, азартные, романтики. Но что-то стало не так.


Рецензии
Верно. Они стали как бы учиться...

Влада Галина   30.09.2020 21:39     Заявить о нарушении