Маски нежелательной правды

У каждого юриста, практикующего достаточно долго, складывается круг людей, которые общаются с ним "на доверительной основе". Особенно, если в эту основу положен оправдательный приговор, крупный выигрыш гражданского дела или удачное разрешение какой-то сложной жизненной коллизии. Ну, вы понимаете, о чем идет речь… 
Из сорока лет общей юридической практики, тридцать лет я занимаюсь защитой прав и интересов - в той или иной форме. Естественно, что такой круг сложился и у меня. Кроме того, как стало известно несколько лет назад, особо ценится мой нестандартный подход к анализу ситуаций…
И когда в нашем городе начались «странности», мои доверители потянулись за советом. Обозначаю ситуацию как «странности», лишь потому, что пока иного термина для обозначения случившего, я не придумал. Развивалась ситуация примерно месяц после того, как распространение короновируса в нашей стране пошло на спад.
Если в «в целом и общем» сказать о странностях, то они выражались в том, что человек, внезапно для себя и окружающих, вдруг начинал говорить правду… Нежелательную правду! В первую очередь, оглашение этой правды не нужно было ни ему, ни собеседникам, не говоря уже о «третьих лицах». Да, что  там говорить – человек «резал правду-матку», не взирая «на время и обстановку», что называется «до рези в ушах» и сознания слушающих. При этом все люди были трезвыми, наркотиков не употребляли, не страдали психическими заболеваниями, и даже COVID их не тронул.
Один случай произошел прямо в судебном заседании – на моих глазах. Правда, судья не относилась к числу моих доверителей. Но об этом расскажу позднее.
Чтобы было понятно, приведу несколько примеров. Нет, конечно, никаких имен и примет… Никто не опознает моих доверителей, кроме тех, кому они «правду-матку резали»… Или, точнее сказать, «правдой своей ненужной» врезали по чувствам и мозгам…
Первым пришел банковский юрист (он - же начальник управления ценных бумаг), человек интеллигентный и воспитанный, всегда спокойный и выдержанный. Вот попробуйте сами представить себе ситуацию поведанную им. Если бы я не слышал о том, что произошло из его уст, ни за что бы не поверил рассказу.
На большом совещании руководителей крупного банка, в ответ на вопрос «главной банкирши» о том, что он думает о финансовой ситуации в условиях кризиса, мой друг, выражаясь языком милицейских протоколов, «в грубой нецензурной форме» ответил, что банкирша «дура и старая сука», своим бессмысленным руководством в ближайшее время доведет банк до краха. После этого юрист заявил, что ему все это надоело, и он сегодня же уволится...
 Пока он выходил из зала совещаний, стояла такая тишина, что слышно было как наливаются кровью глаза «главной банкирши»…
«Самое интересное, - добавил юрист в конце рассказа, - что так думают почти все руководящие сотрудники банка, но владельцы держат эту старую сволочь, невзирая на приближающийся крах. Но все молчат, а я «выступил с сольной партией»…
- Бывает, - протянул я в ответ, вспоминая нечто похожее из своей бурной следственно-прокурорской молодости.
– Но что же послужило… так сказать «спусковым толчком»? Ты же был в здравом уме и трезвой памяти…
- Не знаю я, - ответил бывший банковский юрист, - конечно, мне вся эта дурь до чертиков надоела, но я не собирался увольняться… Ты же знаешь, какой у меня ипотечный кредит…
Я знал - кредит у него, как у сотрудника банка, был «ну, с очень маленькой и смешной процентной ставкой», а вот заработная плата и премии были очень большие.
- Конечно, пришлось уволиться… И какой черт меня дернул за язык? Кому нужна была моя правда?
Бывший начальник управления ценных бумаг полез в карман дорогого пиджака, вынул вместе носового платка, защитную маску бледно-голубого цвета и вытер вспотевший лоб…
Симпатичная такая маска с маленький наклейкой в левом нижнем углу – знак «инь-янь» с двумя буквами ПП. Увидев, что не не носовой платок у него в руке, юрист спохватился, сунул маску обратно и пробормотал:
- На работе заставляют всех носить маски… у меня в каждом кармане… Тьфу черт… какая работа, кто теперь заставляет? Плевать теперь на масочный режим…
О втором случае я узнал через три дня. Крупный предприниматель, на роскошной рыбалке, им же организованной для заместителя губернатора, в присутствии «всей свиты» и деловых партнеров, между первой и второй рюмкой, вдруг выложил все, что он думает о заместителе губернатора, самом губернаторе, и прикрывающем их вице-премьере. 
Выслушав предпринимателя, я уточнил, а сколько же рюмок он выпил перед той «первой на рыбалке» и что именно пил? Знаете этот старый анекдот?  «Я пьянею с одной рюмки – только не помню… с тринадцатой или с четырнадцатой»…
- Да реально одну рюмку водки выпил в тот день, - нервно ответил предприниматель,-  мне надо было решить вопрос о подписании «очень нужного» соглашения, а без согласия этого мудака ничего не двигалось. Я же рыбалку организовал не для того, чтобы самому нажраться… Уже потом – когда все ему в рожу неожиданно выложил, не понимая, что делаю, - вторую рюмаху замахнул…
- Так … если всё правильно понимаю, бизнес свой в наших краях ты уже можешь сворачивать, – я не спрашивал, просто констатировал…
- Да уж…, - криво усмехнулся предприниматель, - теперь смотрят все на меня, как на зашкварен… - собеседник спохватился, и умолк, только махнув рукой.
Мы все носим  социальные маски, по потребности меняя их в зависимости от окружения. Предпринимателя я знал почти тридцать лет, и даже уважал его. За несгибаемую волю к жизни – хорошей и разной… И не раз видел как умело он менял свои маски…
Первый раз парень сел «по малолетке» - в шестнадцать лет за обычную драку, квалифицированную как «злостное хулиганство». Освободился через два года. Тут как раз навалились разом на страну «перестройка, демократия и гласность», сильно «приправленные» общечеловеческими ценностями. И подался вчерашний малолетний хулиган в кооператоры…
Еще через год сел «за спекуляцию» - тогда, будучи адвокатом Первой областной юридической консультации, я защищал его в суде.
За что сел второй раз? Купил в колхозе десять бычков, оправил их на мясокомбинат, получил колбасу и продал ее в кооперативный магазин…  Освободили его в зале суда – я доказал, что не было в действиях молодого кооператора состава «спекуляции»… Но четыре месяца  он прокуковал в СИЗО. Однако, это все дела давно минувших дней и не о них нынче речь…
Третий случай меня взволновал уже серьезно. Есть такое понятие в уголовной праве – «систематичность», то есть, совершение двух и более преступлений»… Я всегда студентам на лекциях говорил: «Один раз» – это только  «один раз»,   «два раза» - это «два раза», но «два и более» – «уже система»! И понятие это можно распространять не только на преступные деяния.
Семейную пару, о которой пойдет рассказ, я знаю давно – больше 30 лет. В молодости оба «летали самолетами Аэрофлота» - она стюардессой, он – пилотом. Оба своевременно вышли на пенсию и каждый занялся своим делом: он – рыбалкой, а она – бизнесом. На этой почве мы с ней и познакомились. Правда, у нее до оправдательного приговора «дело не дошло» - прекратили на стадии предварительного следствия. Однако, знакомство мы продолжали поддерживать, и даже можно было говорить о некотором аналоге дружбы… Тоже, к слову, из набора социальных масок «добрые знакомые».
Прошли годы, супружеская любовь моих знакомых ушла, пришли болезни, и, что более печально – мужская половая слабость. Люди не ангелы, а потребность в сексуальном удовлетворении у женщины осталась… Завела себе молодого любовника… Я никого не осуждаю, тем более, что женщина мужа своего уважала и щадила, старалась свою любовную связь тщательно скрывать…
И вдруг… за воскресным завтраком, между двумя глотками кофе, она во всем призналась мужу…  Скандал, сердечный приступ, вызов скорой медицинской помощи… госпитализация…
Наша встреча состоялась в роскошном офисе моей знакомой после срочного телефонного разговора.
- Чай? Кофе? - привычно спросила она.
- Давай-ка по коньячку, - ответил я на правах старого знакомого, - и с условием, что ты выпьешь…
- А.. давай… Где наша не пропадала – наша везде пропадала, горько улыбнулась хозяйка.
После ухода секретарши, быстро накрывшей маленький столик в углу кабинета, мы выпили по рюмке «Hennessy ХО».
- А с чего вдруг разговор зашел? – спросил я свою знакомую, - и как развивался?
Она молчала довольно долго, а потом как-то неуверенно сказала:
- Даже не знаю как сказать…  Тихо-мирно смотрели за завтраком телевизор, там каких-то полуголых девок показывали… Муж засмотрелся – я что-то ехидное сказала, он ответил… а дальше… Я завелась с пол-оборота и все ему выложила… включая возраст любовника…
- Говорил я вам: берегите мозги – не смотрите зомбоящик… Берите с меня пример -  не смотрю телевизор уже пятнадцать лет и живу со здоровой головой…  А подробности про возраст любовника зачем вываливала? – задал я ненужный уточняющий вопрос.
- А хрен его знает зачем… Знаешь, как будто несло меня сильное течение – и хотелось всю правду рассказать… никому не нужную правду…  Если муж умрет, я себе этого не прощу… да и перед взрослым сыном не удобно… Он же старше моего Виталика…
Женщина всхлипнула, схватила со стола пустую пачку сигарет, смяла ее, отбросила…  Потом начала рыться в недрах своей дорогой кожаной сумочки, достала пачку защитных масок и в раздражении бросила ее на столик…
Я посмотрел на пачку, взял ее в руки и внимательно осмотрел – на упаковке бросался в глаза фирменный знак производителя -  «инь-янь» с двумя буквами ПП…
- Это что? - спросил я, показывая пачку. Женщина перестала всхлипывать и с удивлением посмотрела на меня.
- Маски защитные… самые дорогие... с повышенной степенью защищенности – 100% и выше… и модные…
- Сам вижу, что это не презервативы и не очки Познера… Расскажи-ка про эти маски поподробнее… И еще скажи – это как понимать  - защита свыше 100%? Абсолютная защита и еще 15% бонус?
Рассказ о масках был недолгий – распространялись они в нашем городе чуть ли не «по подписке» в виду крайнего дефицита и раздутой моды, хотя цена была приемлемой для богатой публики. 
На следующий день я позвонил "предпринимателю-правдорубу" и спросил, пользуется ли он защитными масками?
- Ну когда иду в официальные места, натягиваю намордник, а как только выйду на свободу, сразу сбрасываю…
- Щелкни-ка масочку на телефон и отправь мне фото, - попросил я.
Предприниматель хмыкнул… и воздержался от комментариев. Через минуту я разглядывал фотоснимок маски на экране своего телефона... Вот он, вот он  значок «инь-янь» с двумя буквами ПП…
После обеда в суде и произошел тот случай, о котором я уже вспоминал. Дело было «поганое», явно "заказанное" и поэтому в первой инстанции я и не рассчитывал его выиграть… Не буду раскрывать подробности – «дело широко известное в узких юридических кругах».
Это было уже третье заседание, процесс шел своим чередом. Как и положено опытному судье, председательствующий(ая) ничем не выдавала своего отношения к происходящему… и вдруг…
И вдруг судья прямо в зале, при включенных микрофонах аудиозаписи,  заявила, что еще не получив дело для рассмотрения, а только узнав о его поступлении из прокуратуры, она уже – в своей голове - вынесла решение, а теперь только ждет окончания процедуры «законного и справедливого рассмотрения» с соблюдением всех «процессуальных гарантий» для каждой из сторон… 
Про реакцию других участников процесса ничего не знаю – просто не смотрел на них. Очень редко я бываю в состоянии полной растерянности… Очень редко... Может быть, три или четыре раза в жизни я так растерялся… Первый раз в четырнадцать лет, когда девушка, в которую я был влюблен первой и чистой влюбленностью, в грубой и нецензурной форме спросила, совершал ли я уже половые акты…   Ну, это я так сейчас выражаюсь  «юридическими канцеляризмами»… За сорок лет любой засорит свой язык штампами…
После окончания процесса, под совершенно надуманным предлогом я зашел в кабинет судьи и спросил о каком-то пустяке. Что она мне ответила, я даже не услышал… Потому что на судейском столе увидел, то, что и надеялся увидеть – защитную маску со значком «инь-янь» с двумя буквами ПП…
Конечно, каждый может  посмеяться над моими выводами. Но факты от этого не изменятся – четыре человека пользовались одинаковыми масками и все неожиданно для себя «рассказали ненужную правду».
А дальше началось применение навыков, приобретенных в следственно-прокурорской молодости. Я с большим трудом, но все же купил пачку масок со значком «инь-янь» и двумя буквами ПП. Точнее было бы употребить старое советское выражение - «достал за деньги». Оказалось, что маски продавались только в августе, а потом исчезли. После того, как пачка оказалась в моих руках, возник вопрос – на ком же проводить эксперимент? На жене и детях проводить опыт я не рискнул – мало ли что узнаешь ненужного под старость лет…
«Подопытной» стала секретарша молодого коллеги… я ей подарил одну маску, заверил, что сейчас носить такое «самый крутой писк моды» у богатых и гламурных…  Информация легла на «подготовленную почву», и я стал ждать результата. Таковой появился через четыре дня после того как молодая секретарша стала носить маску – она призналась своему начальнику, что потеряла очень важный документ и пару раз потрахалась с его водителем… Как вы уже догадались – призналась совершенно неожиданно… Занесла ему в кабинет график судебных заседаний на следующий месяц и… и призналась. Маска супер-пупер исполнительной секретарши, презирающей «простых парней» была сброшена.
Потом я "включил все свои связи", привлек чужие и провел маленькое частное расследование. Как водится в современном мире сбор информации начал в интернете. На первой же ссылке прочитал: «Люди разработали разнообразные маски, чтобы скрыть истинные эмоции внутри. Маски предназначены, чтобы скрыть то, что сидит внутри — настоящее звериное, зачастую это что-то слишком постыдное, и поэтому скрыто от других. ... Люди носят маски для некой ширмы, необходимой для принятия его обществом. Ведь получив отказ со стороны общества, человек может иметь очень серьезные последствия, начиная с презрения и заканчивая полным изгоем…».
Да, большой человеколюб написал это – про «настоящее звериное в человеке». Но, по сути, - верно… особенно про «скрытое и постыдное»…
Затем начался осторожный опрос… Где и кого спрашивал?  Сначала юристов, потом круг расширил… Узнал много интересного - в сентябре был всплеск «нервных срывов» с последующей госпитализацией, увеличилось количество заявления о разводе, а также случаев изменения завещаний и жалоб на побои…
Сейчас жду официальную статистку преступности в городе - для сравнения по трем кварталам…
По моим сведениям за август в городе было продано от двух до трех тысяч масок «инь-янь» и двумя буквами ПП – точнее узнать не смог. Реальный  производитель и поставщик остались неизвестными.
Пообщался с «бойцами невидимых фронтов» и медиками. Первые попробовали из меня информацию выдоить (я без обид – служба у них такая), а вторые «развели руками»…  Воспользовавшись командировками в Москву и Петербург, попробовал узнать – а не случалось ли что-то подобное в столица? Нет, не случалось… или мне не сказали… Но кое-какие смутные намеки были все же сделаны – с особым подчеркиванием – «в порядке бреда».
На сей момент моя версия такова – в нашем городе был произведен разовый медико-социальный эксперимент с использованием химических или биологических препаратов, нанесенных на внутренний слой защитных масок. Этот препарат (или вещество) растормаживал кору головного мозга и снижал уровни социального контроля. В результате после ношения такой «медицинской маски» человек на время «сбрасывал маску социальную» и начинал «говорить ненужную правду». Буквы ПП для себя я расшифровал как сокращение от слов «принудительная правда», хотя в этом наверняка ошибаюсь. Согласен, что версия не стандартная, но как-то надо объяснить мало объяснимое...  Готов ознакомиться и с другими идеями…
Какие выводы? А нет пока у меня никаких выводов – информации для них маловато. Но я задумался – а во что может превратиться наша жизнь, если мы все внезапно снимем свои социальные маски?


Рецензии
Очень загадочная история! Хотя со мной однажды случилось подобное в доперестроечную эпоху. Пришлось уволиться переводом в другую организацию. С тех пор правду-матку режу только наедине с собутыльником и под хорошим градусом. На всякий случай. :)

С уважением

Сергей Сметанин   03.10.2020 07:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей Егорович! :-) История полностью вымышлена, но наполнена абсолютно правдивыми деталями из жизни конкретных людей :-)

Олег Яненагорский   03.10.2020 08:38   Заявить о нарушении