Исцеление компаса

(из конспекта разбора)

Ин.1:1: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Прочитал довольно много вводной информации по Евангелию Иоанна в целом и по первым восемнадцати стихам в частности, поделюсь только одной мыслью из-за тесноты пространства, времени и возможностей восприятия. Пусть это будет мысль про буковку «у» в Ин.1:1. Предлогом «у» здесь переведен греческий предлог «прос», который обычно означает «к» или «по направлению к».

Да, Карсон пишет, что в греческом языке I в. предлог «прос» уже начал приобретать значение предлога «с»: «Не здесь ли, между нами, Его сестры?» (Мар.6:3); «Каждый день бывал Я с вами в храме» (Мар.14:49); «водвориться у Господа» (2Кор.5:8); «Я хотел при себе удержать его» (Филим.13); «жизнь, которая была у Отца» (1Ин.1:2).

Но я хочу уцепиться за буквальное значение предлога – движение по направлению к чему-то. Дословно часть стиха можно прочитать как «Слово было к Богу». Выражение «лицом к лицу» в 1Кор.13:12 содержит этот же предлог: pros;pon pros pros;pon. Это вечная направленность Сына – к Отцу. Как стрелка компаса всегда направлена на север. Первая мысль Его на земле в каждой ситуации всегда была: какова воля Отца, как сделать угодное Отцу. Последняя мысль на кресте перед физической смертью: об Отце, к Нему.

Кстати, вторая часть инклюзио содержит ту же идею: Сын «сущий в недре Отчем» (ст.18) – Он постоянно пребывает у груди Отца. Где бы Он ни был физически во время земной жизни, Он оставался сущим, пребывающим у груди Отца.

Влюбленные в мелодрамах бесконечно бегут вдоль моря по направлению к друг другу – и мы понимаем, что это только красивые кадры, никто не показывает в кино последующую тяжелую жизнь, недосыпание, пеленки, усталость на работе и т.д. Потому что там этой красоты безошибочной и неотвратимой направленности любящих друг к другу уже в большинстве случаев не будет. А в отношениях Сына и Отца она была всегда.

Все молитвы Сына начинались одинаково – с обращения «Отец» (кроме последней, на кресте, но на то были основания). И эта направленность «к» взаимна: все упоминания Отца с неба о Сыне тоже имеют одинаковую языковую формулу – «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Отец всегда добавляет это слово «возлюбленный». Бог Сын всегда любимый для Бога Отца.

Рождение свыше (мысль о нем в Ин.1:1-18 находится ровнехонько в центре хиазма и соответственно является центральной в прологе, но об этом не успеваю рассказать) переориентирует поломанный грехопадением компас сердца на магнитные поля отношений внутри Троицы: стрелка, которая была эгоистически направлена на себя, теперь тянется к Богу из любой локации и ситуации.

И это есть признак жизни вечной – термин Иоанна, часто неправильно понимаемый как «жизнь бесконечная по длительности», тогда как он подразумевает качество, наполненность жизни познанием Отца и Сына: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).

30.09.2020


Рецензии