Обидное слово - аборигены?

ОБИДНОЕ СЛОВО – АБОРИГЕНЫ?
В соседнем от нашего дома квартале еще недавно был небольшой базар для торговли овощами и фруктами, который имел негласное название «Хитрый рынок». Но в период «прихватизации» его закрыли и продали в частные руки. Теперь там делают памятники для надгробий. А торговцы  переместились на тротуары ближайшего перекрестка. Торгуют почти с земли. Имеют при себе весы и безмены, переносные стульчики и лавочки. Цены такие же, как на колхозном рынке, и жители многоэтажных домов предпочитают делать покупки здесь. Близко, удобно, выгодно, не надо тратиться на автобус.

Я пользовался этим импровизированным базаром не один год.  Знал в лицо, а некоторых и по имени-отчеству, почти всех продавцов, да и покупателей тоже. Приходил на этот перекресток как в какой-либо клуб. Мужчин продавцов обычно здесь мало, все больше женщины и девушки. А иногда и дети. С одним поздороваешься, с другим побеседуешь о  погоде и урожае, а иногда и о политических событиях. Все это походя, с шутками-прибаутками, с широкими улыбками и веселым смехом.

Прежде чем сделать покупку, обходишь ряды и изучаешь предложение. И чего тут только нет! Весь ассортимент овощей и фруктов, которые выращивают в огородах и садах, предстает перед глазами как временной конвейер! Я не говорю о молоке, сметане и брынзе – они в продаже круглый год! Еще зима, а в рядах уже свежие зеленые огурчики и красные и желтые томаты. В селах вокруг города почти в каждом дворе есть теплицы. Кто-то торгует ранней продукцией на колхозном рынке, а некоторые предпочитают продавать ее здесь. Потом появляется розовая в крапинку клубника, темно-коричневая черешня и вишневая вишня, желто-оранжевые абрикосы, фиолетовые баклажаны, зеленые кабачки. Помидоры в продаже почти круглый год! А каких только сортов яблок здесь ни увидишь! И груши предлагают, и виноград. Все краски садов и огородов, все запахи и ароматы присутствуют здесь!

По привычке обхожу ряды. Изучаю, что сегодня продают. А покупаю почти всегда у одного и того же продавца. Нравится он больше других, вот и все. А потому, что это - молодая женщина, овощи и фрукты у нее всегда свежие, чистые, вкусные! И щечки розовые. И улыбка с лица не сходит. Ни у старушек, ни у мальчиков и девочек таких продуктов нет, потому что выбор у них невелик. Много ли вырастишь на городском приусадебном участке? А тут и без вопросов понятно: налажены поставки с больших площадей. И есть забота о товарном виде.

По четвергам в ряду торговцев появлялся продавец меда. Это крепкий мужчина пенсионного возраста. У него своя пасека. Приезжает он на машине, которую оставляет неподалеку. Ставит раскладной столик, на него – полулитровые банки с медом. Однажды купив у него, я уже больше ни у кого не приобретал. Это был натуральный мед, без всякого обмана, и не только «молодой» - жидкий, но и выдержанный, уже засахаренный. Всегда приносил такой мед для меня, мне такой нравился больше.

Мне было интересно, как городской житель умудряется содержать пасеку? Пчеловод рассказал, что ульи у него установлены на тракторном прицепе. И как только в полях начинают цвести клевер, гречиха, а в лесопосадках белая акация и японская софора, другие деревья, вывозит прицеп в поле. Естественно, по договоренности с агрономами колхозов. Выгодно и пасечникам – пчелы собирают нектар, и колхозам – насекомые опыляют посевы. А еще важно, чтобы не попасть в зону применения ядохимикатов против вредителей и болезней растений. Так что вывоз пчел всегда согласовывается с местными руководителями.

- Поставишь прицеп на краю поля, откроешь летки у ульев, и что тут начинается! Одни пчелы возвращаются со взятком, другие уже освободились от него и улетают вновь. Воздух колышется от снующих пчел! – рассказывает пасечник. Он оживлен, весел, разговорчив. Сразу видно, что это – его любимый конек!

- А однажды был очень удивлен поведением пчел. Они прилетали и улетали так интенсивно, что получился как бы живой ручей из насекомых. Никогда такого не видел! И я пошел по их маршруту. Примерно через полкилометра нашел небольшой стог соломы. Вот к нему и летели пчелы. И что я увидел? Кто-то спрятал в нем мешок с сахаром. Мыши проделали дыры. Пчелы учуяли и налетели! Мне такой мед совсем не нужен! Я эту халтуру пресек, забросав мешок большими охапками соломы. Тогда только пчелы переключились на гречиху. 

На этом базаре знали, что я журналист, хоть и на пенсии. Поэтому иногда обращались с разными вопросами. Знакомый покупатель однажды спросил меня:

- Что означает слово «априори»? Например, вопрос этот не может быть решен априори.

Я, как мог, ответил: «изначально, вообще никогда, заранее известно». Почему-то я раньше не задумывался над этим словом, понимал его на уровне интуиции. А дома открыл словари. Оказалось, это сложный философский термин, вокруг которого было много споров и утверждений! «Априори (лат. a priori — буквально «от предшествующего») — знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание), то есть знание, как бы заранее известное». Успокоился: ответил совершенно  правильно! 

А однажды мне пришлось претерпеть сразу за всех журналистов городка. Шел я себе вдоль рядов торгующих, никого, как говорят, не трогал. И вдруг дорогу преградила женщина лет тридцати пяти, строго одетая, явно служащая. Взгляд ее пылал! В нем была какая-то решительность и даже злость. Без всяких предисловий она громко сказала прямо мне в лицо:

- Прекратите называть нас аборигенами!

- А кто вас так называет?

- Кто! Кто! Вы, газетчики!

Пока я соображал, как ей объяснить, что ничего в этом слове обидного нет, она круто развернулась и гордо удалилась. Будто бы исполнила свой долг! Мне хотелось ее окликнуть, но женщина-продавец, рядом с которой произошел разговор, сказала:
- Не связывайтесь с ней. Это известная скандалистка.

А меня задело за живое. Ведь явно не понимает значения слова, а идет в атаку! Аборигены для нее, видимо, звучит как «дикари», «туземцы», «индейцы». Фактически это просто «коренные жители».  Дома я распечатал на принтере определение слова из энциклопедии, вернулся на базар и попросил торговцев вручить той женщине, если она появится. Они пообещали.

 Я все гадал: почему она не полюбила это слово? Может быть чего-то не понимаю? Ведь местность в Одесской области между реками Днестр и Дунай, так называемый Буджак, что переводится как «угол», в разное время занимали разные народы. А когда территория вошла в состав России, то сюда пригласили переселенцев из Болгарии, Румынии, русских «некрасовцев», бежавших в свое время за Дунай, немцев-колонистов. Может и правда никто себя не считает аборигенами?

Так и застряло это слово в моей голове. Кто же и где употребил его в газете? Это для меня тоже осталось загадкой.  Во всяком случае я  никогда им не пользовался.  Да и население в Буджаке уже не назовешь пришлым, оно веками живет здесь. В сентябре 2020 года Измаил отметил свою четыреста тридцатую годовщину со дня образования. Конечно, предки основателей города и есть настоящие аборигены! О чем тут спорить? Гордиться нужно тем, что Измаильщина – древняя земля, а живущие на ней люди – носители богатой национальной культуры и традиций.

В Измаиле прекрасная картинная галерея, в которой выставлены картины многих местных художников – членов Измаильской организации Национального союза художников Украины. Во всем СНГ известны музей имени генералиссимуса А.В.Суворова, панорама битвы при штурме крепости Измаил. Славен своей работой  краеведческий музей Придунавья. Не ставлю целью перечислять все то, чем знаменит Город Русской Славы Измаил. Суток не хватит, чтобы со всем познакомиться! Есть в нем поэты и писатели, композиторы и музыканты, народные и самодеятельные артисты, спортсмены почти всех видов спорта. Город богат творческими людьми. И никогда не прерывалась связь с историческим прошлым, на основе которого строится настоящее. Слава аборигенам Измаильщины!


Рецензии
Василий,про мед понравилось. Издорово как вы нашли этот мешок с сахаром. Я бы никогда не догадалась.
Вы пишите про музеи. Их уже там нет.
С уважением.
Иралео

Ирина Склярова   16.02.2023 15:32     Заявить о нарушении
Доброго дня, Ирина!
Я удивляюсь, как Вы читаете? Кто Вас торопит? Почти в каждом рассказе Вы что-то путаете. Разве я нашёл мешок с сахаром? Пчеловод мне рассказал. И так каждый раз. Всего Вам доброго!
Василий.

Василий Храмцов   16.02.2023 16:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.