География коронавируса в сентябре

     В сентябре в Зарубежной Европе начался особенно резкий подъем заражений, особенно во второй половине месяца. В Северной Европе и в Балтии он относительно слабый, но в Исландии, Эстонии, Латвии и Литве на фоне их в целом мягкой короновирусной истории, сентябрьский подъем очень заметен. В Швеции идут регулярные сбои в информировании. В Норвегии и Финляндии зараженность растет небольшими числами, в Дании и Ирландии – сильнее. 
     Проще сказать о том, какие части Европы «держатся», поскольку большее ее пространство отличается сильным нарастанием заражений. Наиболее проблемны Испания и Франция, по абсолютным дневным приростам они постоянно в мировой десятке, а то и в пятерке. В этих странах еще и самая пляшущая информация с многодневными пробелами. Такое в сентябре допускают кроме Швеции еще и Нидерланды, Люксембург Швейцария, Исландия. По Косово информация в сентябре полностью перестала поступать. Великобритания имеет прибытия стабильно очень высокие, прогрессирующие (в Западной Европе ежедневно третья).
      Восточная Европа также переживает подъем заражений. Это не только Украина, Польша, Румыния, Чехия, но и почти всегда спокойные в этом отношении Словакия, Венгрия, Словения, Хорватия. В конце месяца обозначился небольшой рост в Беларуси. Балканский полуостров – относительно благополучный.  Германия с начала августа, Италия с конца августа, а Португалия с начала сентября медленно идут по зараженности вверх, не имея таких высоких проблемных значений относительно численности населения, как их соседи. В микро-государствах Европы эти значения не высоки.
    В Западной Азии по сравнению с летним периодом пандемия где-то неуверенно идет на спад. Это чувствуется в Саудовской Аравии, Катаре, Сирии, затихло в Йемене и Кувейте, но в ОАЭ и Бахрейне наметился некоторый подъем, а Оман и Ливан уже допускают информационные сбои.  На очень высоких, иногда и повышающихся, значениях ежедневных заражений уже несколько месяцев держится Ирак, а Иран - еще дольше, но самым проблемным государством с пляшущими значениями новых заражений (от 3 до 11 тыс. в день) в этом регионе является Израиль.
     В Закавказье пандемия почти успокоилась в Армении и Азербайджане, но с середины месяца пошла вверх в Грузии, правда с относительно небольшими приростами. Средняя Азия – относительно спокойный, в этом плане, регион.
     Афганистан, Пакистан, Шри-Ланка, Мальдивы и даже Бангладеш укрощают пандемию, чего нельзя сказать об Индии. В Индии прирост новых заражений наибольший в мире. В Непале с августа, а в Мьянме с сентября идет рост заражений. Небольшие волны подъема новых заражений в июле в Китае, в августе в Южной Корее,  а в августе-сентябре в Японии завершились или находятся на спаде.
      Страны Индокитая в рассматриваемом отношении практически безпроблемны. Наметился небольшой подъем в Малайзии. В Филиппинах и Индонезии приросты заражений постоянно очень существенные, а в Индонезии они еще и нарастают. Австралия, Новая Зеландия и страны Океании показывают почти полное отсутствие эпидемии.
    В Африке пандемия затухает или затихла, за исключением некоторых стран Средиземноморья. Проблемным лидером на континенте после Египта весной и ЮАР летом, в сентябре установилось Марокко. Информационные перебои в некоторых странах есть, например, в Камеруне, Тунисе, Ливии, но они не такие резкие как в Европе и Латинской Америке.
     В Южной Америке спад эпидемии хорошо чувствуется только в Боливии и Чили, в Бразилии он ощущается особенно в конце месяца. Переживает эпидемию наиболее мягко Уругвай. Аргентина в августе-сентябре была одной из десяти стран мира с самыми высокими ежедневными заражениями. Колумбия, Эквадор и Перу имеют высокие «пляшущие» значения. Северные Анды уже много месяцев остаются одним из самых проблемных регионов мира.
     Центральная Америка и Карибия смягчают проблему. Это особенно видно на примере Доминиканы и Панамы – длительных лидеров по зараженности. Для многих стран характерна нестабильная информация, это Никарагуа, Гондурас, Гватемала, Сальвадор, Коста-Рика.
     В США и Мексике идет медленный спад ежедневных заражений, значения которых в США еще экстремально велики. В Канаде с началом сентября пошел довольно ощутимый подъем заражений.
     В России зараженность усиливается, особенно в Москве, но не только. Регионы страны можно разделить на группы. Первая группа регионов, самая многочисленная. Эти территории после существенного или заметного спада прироста новых заражений в июле-августе начали увеличивать зараженность (Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия – Алания, Ингушетия, Дагестан, Ленинградская, Новгородская. Архангельская, Тверская, Брянская, Калужская, Липецкая, Тамбовская, Рязанская, Воронежская Самарская области, республика Коми, ЯНАО и ХМАО, республики Хакассия и Тыва, Забайкальский край).
     Вторые регионы имели высокие, почти не снижающиеся летом, значения зараженности, которая в сентябре также несколько возрастает (Оренбургская, Ульяновская, Саратовская, Волгоградская, Ростовская области). Третьи регионы  весной, и летом отличались относительно мягкой ситуацией с зараженностью, которая стала сильно или заметно нарастать в сентябре (Крым, Севастополь, Удмуртия, Вологодская область, республика Бурятия, Еврейская АО).
     Четвертые регоны держатся постоянно на относительно низких значениях зараженности (Татарстан, Чукотский АО).
     Пятые продолжают тенденцию к спаду эпидемии (Башкирия, Иркутская, Сахалинская области, Приморский и Хабаровский края).
     Если пытаться почувствовать какую-либо глобальную тенденцию в закономерном географическом движении пандемии, то следует прежде всего обратить внимание на сезонность. К сентябрю и в сентябре спадает прирост новых заражений в южном полушарии, где заканчивается зимний сезон, и нарастает проблема в северном полушарии планеты в преддверье холодного периода. Эту ситуацию в обратном виде страны мира переживали в конце мая – начале июня.


Рецензии
Александр Иванович, видел ли статью Н.Зубаревич в "Региональных исследованиях"?

Татьяна Герасименко   01.10.2020 06:11     Заявить о нарушении