Мюзикл Король Артур, полгода спустя

Полгода пролетело. В наших сегодняшних условиях прошла целая эпоха. Полгода назад, в феврале всё было иначе. Мир предчувствовал, но не боялся. Полгода назад, в конце февраля, ощущение угрозы уже было, а самой угрозы мы ещё не осознавали.
Конец сентября. Конец эпохи пост-изоляции. Уже не сложно высидеть два часа в маске. Но до сих пор сложно без слёз досмотреть спектакль "Король Артур". Слишком многое заложено в этом спектакле, и не с первого раза пришло понимание, о чём или о ком говорит музыка, стихи и актеры со сцены.
"Камелот, мир волшебных грёз" вернулся. И вернулся Герард Вячеславович Васильев - на сцену, к зрителю, в театр.
Два с половиной часа с антрактом проходят так быстро. В метро дольше ехать с одного конца Москвы на другой.
Это странно и страшно - приходить в театр за час до первого звонка. Проверить температуру на входе, проверить маску на лице, обработать руки. И сдать одежду в гардероб, где все служители - в масках или лицевых щитках, и все - в обязательных перчатках. Казалось бы, есть время прогуляться по этажам Театра Оперетты, рассмотреть фотогалерею, увидеть, какой фотостенд сделали к юбилею Герарда Вячеславовича в зале портретов.
Пустые этажи. Сверкающие зеркала, поручни, паркет. Зрители собираются постепенно, не скапливаются ни в гардеробе, ни в туалетных комнатах, ни в буфетах. Дистанция, маски, вдумчивое время до первого звонка. Непривычно много времени. И оттого в зрительном зале к третьему звонку возникает особое настроение. И то, что в феврале, на прогоне, смотрелось и слушалось взахлёб, сегодня, в пост-изоляцию, воспринимается намного глубже.
И хор горожан вернёт тебя в те месяцы, когда шумной была Москва, как любой крупный город. "Счастлив тот, кто здесь живет", и как мы были счастливы, сами того не понимая. Просто жизнь изменилась.
Дуплетом и в цель - Моргана (Наталия Мельник) и Мэрлин (Александр Николаевич Маркелов), зал загорается, как один человек. Эликсир бессмертия - смех, а два волшебника на сцене одновременно включают всех в действие. Мир по эту сторону оркестра забывает, что "дистанция, дезинфекция, статистика" - и смеётся, чуть глухо из-за масок на лицах. И начинается полгода назад утраченное волшебство - театр.
Что знает о себе Джиневра, если король Артур был единственным в её короткой жизни? 
Что знает о себе Ланселот, чья история так напоминает историю из другой сказки?
А что узнает Артур после всей этой истории? Любовь. В которой и заключено всё в этой жизни. И слава, и честь, и она сама, последняя и единая во всех лицах.
И как бы ни старалась Моргана изменить предначертанное, как бы ни предупреждал Мэрлин, как бы ни грозил Роспотреднадзор...но легенда продолжается, театр жив.
Музыка Гельсят Шайдуловой - мостик между фольклорными мотивами средневековой Англии и мюзиклом сегодняшних дней, между лейтмотивами героев и лейтмотивом пьесы, о том, что Камелот - он в сердце, а не на картах. Пьеса Жанны Жердер связывает нас с теми временами, когда по Европе бродили куда более страшные эпидемии, чем сегодня. И во время чумы, и во время войны важнее всего были люди и то, что происходит между ними. Всё вместе - складывается, срастается с нами сегодняшними. Где эпоха короля Артура, а где мы с нашим "коронованным вирусом"? Знаете, всё там же: там, где мы выбираем, что делать. И что прокричит нам Мордред, а о чём скажет не так громко, но твердо король Артур - всё сводится к тому, как мы сами поступим. И от нашего поступка зависит то  будущее, которое пытаются понять или изменить волшебники. 
Страшное время, когда зрители в масках по эту сторону оркестра. Но зато актеры - без масок. Мы поменялись местами, но не ролями. И король на сцене - король в жизни, юность на сцене - многообещающая молодая актриса Дарья Январина. Мордред (Артем Маковский) расширяет диапазон, задавая сложные задачи самому себе. И Шут (Александр Каминский) не столько веселит, сколько показывает нам, что надо держать форму, надо танцевать и петь, надо дарить радость, потому что испытания пройдут, а дух останется. Тот дух, что ведет нас.
Круг рыцарей на сцене - "когда не предаст брата брат". И вспоминаешь, как в самые тяжелые дни самоизоляции приходили на помощь друзья. Как эти простые понятия братской помощи вернулись к нам всем, как возникли волонтерские движения в каждом городе, в каждом районе. И стало понятно, что люди - это не только ковид-диссиденты, а в большинстве своем - понимающие опасность и ответственность соседи на твоей улице, в твоей стране. Когда ты в ответе за тех, кто рядом с тобой.
Но всё будет правильно. И Камелот обретает нового хозяина, но остается неизменен. Уходят в легенду Моргана и Шут, король Артур и Мэрлин. И мы - между той легендой, что случилась на сцене, и той, что мы знаем. Нам подарили сил и вдохновения, три часа отдыха от нашей реальности и всё ту же реальность. Просто теперь у нас чуть больше знаний, что такое правильно, а что такое легко. Время продиктовало столько условий с февраля. И мы их приняли, но не изменились в самом главном. Спектакль напомнил, только напомнил о том, что всё уже было в нашей истории. Но кончаются эпидемии. Закончится и та, что выпала на нашу долю.
Мы уже приходим в театр. Чтобы провести три часа в том месте, где играет живой оркестр, где выходят на сцену наши актеры, возникает и развивается одна из самых известных легенд в мире. О том, что Камелот - больше, чем замок, Король - больше, чем король, а человек - больше, чем то, что с ним происходит.


Рецензии