Мариша приезжала

Скоро, уже скоро закончится урок, и я побегу домой, оставлю портфель, схвачу приготовленную сумку и на вокзал, куплю билет и сяду в автобус, который привезет меня к бабушке. Быстрым шагом дойду до забора, перепрыгну через сугроб, добегу до калитки и приложу усилия, чтобы открутить, развязать, а скорее распутать то, чем обмотана бабушкина калитка. Забегу в сени, а там… у плиты стоит моя бабушка, её все зовут -  Маруся: маленькая, сгорбленная, в полинялом фланелевом халате, сшитом мамой, и новеньком фартуке, который сшила я в школе на уроках труда к 8 марта. «Что-то вкусненькое мне готовит»,- пронеслась мысль и я, голодная, наспех сбросив сапоги, прямо в пальто открываю крышки  кастрюлек. Знаю, что это всё для меня, единственной внучки. Откуда-то знала бабушка, что приеду, ждала. Пока не накормит, ни расспросов, ни рассказов не будет. Главное для бабушки – чтобы никто не был голодным. Последствия пережитого голода. Ей кажется, что все всегда и постоянно хотят есть. А я действительно хочу. Дома некогда было, бежала на автобус. Соскучилась очень. Не виделись  всего-то пять дней. Бабушка, приготовив еду, спешит затопить печку, носит дрова, чистит поддувайло, колет лучинки, чтобы скорее огонь разгорелся. Заносит уголь в ведре. От ведра веет холодом. Пока печь разгорается, бабушка кормит кур, поросят, сена козе подкладывает, попутно пререкается с собакой и угрожает кошке.  Они все – её семья, пока я не приехала.   С ними она живет постоянно.
Я, наевшись, хожу за ней следом и рассказываю школьные новости. Бабушке или не очень интересно, или просто не может сосредоточиться, по нескольку раз переспрашивает. Я с удовольствием повторяю. А вечером…вечером бабушка мне погадает на картах (она считается популярной в станице гадалкой), заранее всё выспросив. Повторит мне всё другими словами, добавит свои пожелания и я, как всегда, поверю.
  Когда все дела будут переделаны, придет одна из соседок. Сядет на стул возле двери, и я вынуждена буду в течение нескольких часов слушать все станичные новости, обычно они ограничены территориально – одним кварталом.  Новости всегда одни и те же, только меняются лица. Я пытаюсь заснуть, мне жарко, душно, но проветрить нельзя, тепло надо сохранить. Бабушка несколько раз заботливо укрывает меня пуховым одеялом, несмотря на мои протесты. Утром все равно будет холодно. Провалившись в две перины, я ищу руками холодный подоконник и, держась за него, засыпаю. Утром  просыпаюсь под  звон  посуды, в печке трещат дрова.  В духовке стоит топленое молоко. На столе в горке муки лежат аккуратные вареники; на кровати, на пуховой перине, что-то спрятано под  полотенцами.  Это тесто подходит на пирожки. Все для меня, для внучки.  На стуле меня ждут теплые шерстяные носки. И когда их бабушка связала?  Я еще тихонько лежу, будто не проснулась.  Но бабуля уже догадалась, зовет кушать. Сейчас  она меня будет кормить горячими варениками с творогом, напоит молочком, и мы вместе будем лепить пирожки. Я, как маленькая, непременно слеплю  несколько колобков или колечек, может, косичку. Они кажутся вкуснее обычных пирожков.
 Тепло в комнате, а за окном вьюга, белым–бело. Дорожки расчищены. Их две: одна  к собаке, а другая к калитке, вдруг кто придет. Скучно бабушке одной, хоть и дел много. А все равно скучно, общительная она.  Вот сейчас напечет пирожков, проводит меня  вечером с полными сумками на остановку, посадит в автобус и пойдет соседкам пирожки разносить. Мы их много напекли, два ведра. Кто ж их съест? Нам с мамой на неделю хватит тех, что я везу.
  Вот я и приехала домой. На остановке меня мама встречает, волнуется,  всю дорогу  расспрашивает о бабушке: не болеет ли? тепло ли в доме? приходила тетя Маша? как тетя Шура? не болеет ли Вера?  Я рассказываю все новости, заполняю холодильник продуктами. Радуюсь, что  дома и на следующие выходные вроде бы не собираюсь ехать в станицу. Скучно все-таки там зимой. Все пластинки на проигрывателе прослушала, газеты прочитала (бабушка исправно выписывает местную газету, но читает только 4 страницу, чтобы знать, кто умер), телевизора у бабушки нет, некогда ей его смотреть. Это потом появится «для внуков». А для бабушки мой приезд был праздником. Всю неделю до следующей субботы будет соседкам рассказывать, что Мариша приезжала.
                15.03.2013
                по воспоминаниям 1986 г.  Старощербиновская


Рецензии