Голубой Жакет
Знаменитый английский художник – маринист Монтегю Доусон (1893 – 1973) всю жизнь рисовал парусные корабли. Его картины полны мощи парусов, стремительности в движении бегущих по морю судов, верной передачи их обводов, рангоута и такелажа, точной прорисовки водной и воздушной стихий.
Работы Доусона пользовались огромным успехом у знатоков и ценителей живописи, а сейчас некоторые из них являются гордостью морских музеев, но есть одно полотно, принёсшее художнику ещё большую известность – это картина «Американский клипер <Голубой Жакет>”. Стоит отметить, что во времена быстроходных парусников – клиперов был другой корабль со сходным названием – «Красный Жакет».
В проектировании клипера «Голубой Жакет» принимал участие известный американский кораблестроитель Мак Кей, прославившийся созданием скоростных парусных кораблей, не зря называвшимися «гончими океанов». «Голубой Жакет» построили на Бостонской верфи Роберта Е. Джексона в 1854 году для компании Секкомба и Тэйлора. Он предназначался для трансатлантической линии Уэйт Стар.
Это был совершенно новый корабль с превосходными техническими характеристиками и привлекательным внешним видом. Описание «Голубого Жакета» сразу же появилось на страницах американского Морского журнала, рассказывающего о новинках кораблестроения. Корпус клипера, выполненный из белого дуба и обшитый сосной, укреплялся железом по диагонали. Поражали богатством и роскошью внутренние помещения судна, оснащённые вентиляцией. Красочные панели из цветов, фруктов с позолотой, мебель из красной, розовой и атласной древесины, ковры: напоминали убранство дворцов в миниатюре.
На носу корабля выделялась поясная фигура моряка в старой морской форме американского и английского флота – тёмно – голубом жакете с жёлтыми пуговицами, расстёгнутыми спереди, без жилета, в рубашке и вязаном платке на шее, на поясе – широкий ремень с большой квадратной пряжкой и видневшейся рукояткой сабли сбоку. По обе стороны от головы фигуры находился свиток с надписью: «ГЛЯДЕТЬ ЗОРКО!»
Эта носовая фигура и дала название клиперу.
В свой первый рейс по маршруту Лондон – Мельбурн «Голубой Жакет» отправился 6 марта 1855 года под командой капитана Ундервуда. Он покрыл это расстояние за 68 дней, а обратный путь занял на один день больше. Другие клипера, например, «Лайтнин» («Молния») преодолевал тот же путь за 73 дня, а «Красный Жакет» - за 75 дней.
В 1859 году клипер совершал рейсы в Новую Зеландию из Ливерпуля в Окленд. С открытием золотых приисков, как в Австралии, так и в Новой Зеландии перевозил устремившихся туда старателей. 92 дня затрачивает на переход Лондон – Мадрас.
Трагическим для «Голубого Жакета» стал 1869 год, когда он возвращался из Литтелтона (Новая Зеландия) в Лондон с пассажирами и грузом льна, шерсти и золота. В районе Фолклендских островов на судне возник пожар, который команда безуспешно пыталась потушить, но в конце концов, вынуждена была покинуть клипер на шлюпках. 16 марта барк «Пирмонт» из Бремена подобрал спасавшихся и перевозимое золото на сумму около 15 тысяч фунтов стерлингов.
Так погиб прекрасный быстроходный клипер. Только 8 декабря 1871 года волны выбросили на берег острова Роттнест, недалеко от Фримантла (Западная Австралия), обгоревшую носовую фигуру «Голубого Жакета». Это произошло в 6000 милях от места его гибели!
Изображение клипера появилось и на картинах других художников – Генри Скотта и Томаса Бэйнса, ведь это был действительно превосходный парусный корабль.
P.S. О художнике М. Доусоне читайте очерк «Маринист из Саутгемптона» proza.ru/2015/12/15/1833
О клипере «Красный Жакет» - proza.ru/2020/08/05/1390
2 октября 2020 г. Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №220100101009