Голубой Жакет

                « ГОЛУБОЙ  ЖАКЕТ»


Знаменитый  английский  художник – маринист  Монтегю  Доусон  (1893 – 1973)  всю  жизнь  рисовал  парусные  корабли. Его  картины  полны  мощи  парусов, стремительности  в  движении  бегущих  по  морю  судов, верной  передачи  их  обводов, рангоута  и  такелажа, точной  прорисовки  водной  и  воздушной  стихий.
Работы  Доусона  пользовались  огромным  успехом  у  знатоков  и  ценителей  живописи, а  сейчас  некоторые  из  них  являются  гордостью  морских  музеев, но  есть  одно  полотно, принёсшее  художнику  ещё  большую  известность – это  картина  «Американский  клипер  <Голубой  Жакет>”. Стоит  отметить, что  во  времена  быстроходных  парусников – клиперов  был  другой  корабль  со  сходным  названием – «Красный  Жакет».

В  проектировании  клипера  «Голубой  Жакет»  принимал  участие  известный  американский  кораблестроитель  Мак Кей, прославившийся  созданием  скоростных  парусных  кораблей, не  зря  называвшимися  «гончими  океанов». «Голубой  Жакет»  построили  на  Бостонской  верфи  Роберта  Е. Джексона  в  1854  году  для  компании  Секкомба  и  Тэйлора. Он  предназначался  для  трансатлантической  линии  Уэйт  Стар.

Это  был  совершенно  новый  корабль  с  превосходными  техническими  характеристиками  и  привлекательным  внешним  видом. Описание  «Голубого  Жакета»  сразу  же  появилось  на  страницах  американского  Морского  журнала, рассказывающего  о  новинках  кораблестроения. Корпус  клипера, выполненный  из  белого  дуба  и  обшитый  сосной, укреплялся  железом  по  диагонали. Поражали  богатством  и  роскошью  внутренние  помещения  судна, оснащённые  вентиляцией. Красочные  панели  из  цветов, фруктов с  позолотой, мебель  из  красной, розовой  и  атласной  древесины, ковры: напоминали  убранство  дворцов  в  миниатюре.
На  носу  корабля  выделялась  поясная  фигура  моряка  в  старой  морской  форме  американского  и  английского  флота – тёмно – голубом  жакете  с  жёлтыми  пуговицами, расстёгнутыми  спереди, без  жилета, в  рубашке  и  вязаном  платке  на  шее, на  поясе – широкий  ремень  с  большой  квадратной  пряжкой  и  видневшейся  рукояткой  сабли  сбоку. По  обе  стороны  от  головы  фигуры  находился  свиток  с  надписью: «ГЛЯДЕТЬ  ЗОРКО!»
Эта  носовая  фигура  и  дала  название  клиперу.

В  свой  первый  рейс  по  маршруту  Лондон – Мельбурн  «Голубой  Жакет»  отправился  6  марта  1855  года  под  командой  капитана  Ундервуда. Он  покрыл  это  расстояние  за  68  дней, а  обратный  путь  занял  на  один  день  больше. Другие  клипера, например, «Лайтнин» («Молния»)  преодолевал  тот  же  путь  за  73  дня, а  «Красный  Жакет»  - за  75  дней.
В  1859  году  клипер  совершал  рейсы  в  Новую  Зеландию  из  Ливерпуля  в  Окленд. С  открытием  золотых  приисков, как  в  Австралии, так  и  в  Новой  Зеландии  перевозил  устремившихся  туда  старателей. 92  дня  затрачивает  на  переход  Лондон – Мадрас.

Трагическим  для  «Голубого  Жакета»  стал  1869  год, когда  он  возвращался  из  Литтелтона  (Новая  Зеландия)  в  Лондон  с  пассажирами  и  грузом  льна, шерсти  и  золота. В  районе  Фолклендских  островов  на  судне  возник  пожар, который  команда  безуспешно  пыталась  потушить, но  в  конце  концов, вынуждена  была  покинуть  клипер  на  шлюпках. 16  марта  барк  «Пирмонт»  из  Бремена  подобрал  спасавшихся  и  перевозимое  золото  на  сумму  около  15  тысяч  фунтов  стерлингов.
Так  погиб  прекрасный  быстроходный  клипер. Только  8  декабря  1871  года  волны  выбросили  на  берег  острова  Роттнест, недалеко  от  Фримантла  (Западная  Австралия), обгоревшую  носовую  фигуру  «Голубого  Жакета». Это  произошло  в  6000  милях  от  места  его  гибели!

Изображение  клипера  появилось  и  на  картинах  других  художников – Генри  Скотта  и  Томаса Бэйнса, ведь  это  был  действительно  превосходный  парусный  корабль.

P.S.  О  художнике  М. Доусоне  читайте  очерк  «Маринист  из  Саутгемптона»  proza.ru/2015/12/15/1833
О  клипере  «Красный  Жакет»  -  proza.ru/2020/08/05/1390

2  октября  2020  г.                Вячеслав  Прытков.


Рецензии