Что приведет к краху Израиля

Готовность ультраортодоксов заразиться приведет к краху Израиля

Мейрав Арлозоров
Мейрав Арлозоров
14:00
Перед принятием решения об ужесточении карантина правительство ознакомилось с такими данными: на следующий день после праздника Рош ха-Шана 26,3 процента проверок на коронавирус среди ультраортодоксов дали положительный результат. Аналогичный показатель в арабском секторе составил 13,6 процента, а в целом по Израилю – 9,7 процента.


В честь Рош ха-Шана гурские хасиды провели массовый молебен, в котором приняли участие около 2000 человек. 260 из них заразились коронавирусом. Число инфицированных вследствие этого молебна наверняка будет только расти. Большинство ультраортодоксов не соблюдает соглашение, в соответствии с которым до и после праздника им следует находиться в изолированных группах.

В связи с резким скачком заболеваемости после Рош ха-Шана министр внутренних дел Арье Дери заявил в канун Йом Кипур, что будет молиться на открытом воздухе. Но в то же время он пригрозил, что возглавляемая им партия ШАС выйдет из правительства, если в этот день будут введены ограничения на коллективные молитвы.

Все попытки закрыть синагоги в Йом Кипур наткнулись на решительное сопротивление со стороны ультраортодоксальных политиков и общественности, которую они представляют. В молебнах Йом Кипур ежегодно участвуют около 2 млн человек, включая детей и пожилых людей – наиболее уязвимую группу риска. До сих пор ультраортодоксы спокойно относились к росту числа инфицированных в своей общине, потому что это касалось, в основном, молодых йешиботников. Следствием массовых молебнов на Йом Кипур могут стать многочисленные летальные исходы.


Ультраортодоксы говорят, что они отстаивают свое право на коллективные молитвы точно так же, как светские израильтяне отстаивают свое право на проведение демонстраций. Это некорректное сравнение. Все акции протеста против Нетаниягу проходят на открытом воздухе и не собирают более 30 тысяч человек. Это не 2 миллиона молящихся в Йом Кипур.

В среде ультраортодоксов раздаются и другие голоса. Это заняло немало времени, но некоторые раввины уже поняли, что игнорирование правил минздрава угрожает людям смертельно опасным заболеванием. Сейчас они призывают своих последователей молиться на открытом воздухе небольшими группами. Тем не менее, синагоги остаются открытыми, и все попытки добиться их закрытия оказались тщетными.

Таким образом, упрямые ультраортодоксы достигли очередного дна на пути саморазрушения, по которому они идут уже много лет. Они продолжают отстаивать свой нежизнеспособный образ существования, и израильское общество позволяет им это делать.

На протяжении многих десятилетий ультраортодоксальные партии пользуются политической ситуацией, чтобы жизнь и ценности представляемой ими общины оставались неизменными. Ультраортодоксы по-прежнему отказываются изучать математику, естественные науки и английский язык. Они не хотят служить в армии и предпочитают учить Талмуд, а не работать.


Используя механизм парламентской демократии, ультраортодоксы добились для себя особых прав. Это – деструктивное явление, которое ведет Израиль к неизбежному кризису. Если этот процесс не остановить, Израилю грозит судьба Ливана – хорошей страны, вставшей на неверный путь.

Все правительства вносили свой вклад в разрушение собственного государства. Давид Бен-Гурион предоставил 400 йешиботникам отсрочку от призыва в армию. Менахем Бегин зазвал ультраортодоксов в коалицию, приподняв потолок предоставленных им льгот.

Саморазрушение Израиля продолжилось при Ицхаке Рабине, который в 1992 году заложил в основной закон о бюджете финансирование независимой системы ультраортодоксального образования, не настаивая на включении в него основных школьных дисциплин. Юли Тамир, министр просвещения в правительстве Эхуда Ольмерта, закрепила в законе освобождение йешиботников от их изучения. Принятый в 2002 году закон Таля не только не решил проблему призыва ультраортодоксов в армию, но подтолкнул их к дальнейшему увиливанию от участия в рынке труда.

Этот процесс саморазрушения ускорился в течение последнего десятилетия. В 2009 году премьер-министр Биньямин Нетаниягу связал свою судьбу с ультраортодоксальными партиями. Его бывший советник Исраэль Бахар вспоминал недавно, как Нетаниягу мучительно колебался перед тем, как возобновить финансирование йешив, которое он сам же и урезал в 2003 году, будучи министром финансов . Как глава правительства, он понимал, что речь идет о серьезном ущербе для экономики страны, но все равно решился на этот шаг.


За прошедшие с тех пор 11 лет Нетаниягу не раз пришлось капитулировать перед новыми требованиями ультраортодоксов. Сегодня он столь сильно в них нуждается для собственного политического выживания, что даже когда речь идет о жизни и смерти граждан – в борьбе с эпидемией коронавируса – он не решается выступить против них.

Сегодня ультраортодоксы представляют 12 процентов населения Израиля. Но по прогнозу ЦСБ, в силу высокой рождаемости в 2060 году их доля в населении страны достигнет 60 процентов. Иными словами, саморазрушение ультраортодоксального сектора приведет к полному краху всего государства.

Если образ жизни ультраортодоксов не изменится до 2060 года, Израиль не выживет – по крайней мере, как современное государство с развитой экономикой. Сегодня работают только 50-52 процента ультраортодоксальных мужчин, и заняты они, в основном, на неквалифицированной, низкооплачиваемой и малопроизводительной работе. Мысль о том, что экономика Израиля сможет выжить с такими кадрами, является иллюзорной. Израиль неизбежно станет страной Третьего мира.

Главный вызов, стоящий перед нами, сформулировал два года назад управляющий Банком Израиля, профессор экономики Амир Ярон. Он заявил, что если страна и дальше будет развиваться подобным образом, доход на душу населения сократится к 2065 году на 60 процентов. Чтобы избежать этого, необходимо сделать ставку на человеческий капитал. Израилю необходимы образованные граждане. И главную проблему здесь представляют ультраортодоксы.

Это известно всем уже много лет, но политики оказались неспособны остановить процесс саморазрушения Израиля. Сейчас мы видим это собственными глазами: ультраортодоксы готовы совершить самоубийство, заразившись коронавирусом, а политики готовы позволить им это сделать.

Мейрав Арлозоров, «ХаАрец»,

ик

К краху Израиля ничего не приведет.Тут ничто не зарабатывает.Деньги валятся со стороны.


Рецензии