За письменным столом

                За письменным столом
 
Всего сильней меня тянуло за письменный стол, там я себя чувствовала уютно, там я была на своем месте. Помню хорошо: я то рисую, то пишу что-то в тетрадь, сидя за столом, у окна, в своей жарко натопленной зимой комнате. Так проходили месяцы и годы. Сколько себя помню, я росла с книгой в руках. Книг у нас в семье было не слишком много, но в дом все же, время от времени, попадали книги. По большей части для взрослого чтения. И вот в возрасте 15 лет, когда я уже, как и многие другие школьники, «переболела» детективными приключениями обожаемого мной Конан Дойла, в мои руки попала, недавно купленная, в заводском книжном киоске, книга, совершенно неизвестного мне ранее русского автора, писателя-классика, это явствовало из заявленной на книге серии: И. А. Бунин. Избранные сочинения. Москва. Художественная литература. 1984 год. Книга была прекрасно отпечатана, бумага высшего качества, редкие, но интригующие читателя акварельные иллюстрации, наконец, содержательно написанная статья об авторе этой книги. Статья называлась: О Бунине  (1870 -1953) и подпись: Олег Михайлов.  И начиналась она так: "Сухощавый, синеглазый, со своей знаменитой эспаньолкой, он казался современникам верхом сдержанности..." А дальше, еще интереснее. Что правда, я тогда не знала, что такое эта загадочная эспаньолка и после, пользуясь текстом, решила, что речь шла о внешности писателя, который носил красиво остриженную небольшую бородку, какая ему очень шла. Знакомясь с книгой, из серии «Библиотека классики», я с неподдельным интересом читала названия избранных рассказов: 
«Поздний час», «Соотечественник», «Мистраль», «Галя Ганская», «Грамматика любви», «В одной знакомой улице». Названия были точные и хлесткие, и потому чрезвычайно мне нравились. Даже в самих названиях хорошо просматривался сам автор, его характер, стиль и неповторимое мышление. Первый рассказ, какой я решила прочесть, был почему-то рассказ «Мадрид». Из знаменитой серии: «Темные аллеи». Приступив к чтению, я сразу же попала в этот водоворот достоверных событий
и совершенно переместилась во времени. Подо мной исчез сначала диван, потом окна и стены родного дома. За окном было жаркое, полное соблазнов лето, а я была ни здесь и не теперь. Когда рассказ, с огромным удовольствием был прочитан, и «обморок» закончился, я долго не могла понять, каким образом автор достиг такого на меня влияния, чтобы я отчетливо увидела каждую описанную им деталь, увидела именно так и никак иначе! Я была в полном смысле слова ошеломлена. И не только кратким каким-то полнокровным сюжетом любовного рассказа, необычайно увлекшим меня, но и уровнем мастерства и самим русским языком, каким излагал сам автор. Какой, в общем-то, небольшой рассказ. И какой силы! С этого все и началось. Статья была мной зачитана до дыр, многие рассказы не раз прочитаны, но и они, к великому моему сожалению, не давали ответа на животрепещущий вопрос, каким таким образом совершилось такое удивительное путешествие в прошлое?! Тогда я еще не знала, и никто из моего окружения не мог мне подсказать, что всего-то на всего, автор, умело пользуясь суммой литературных приемов, заставил мое воображение работать. Забегая наперед скажу, чем закончились мои поиски ответа на этот самый обычный и достаточно простой вопрос. Мои поиски закончились горой, читанных и перечитанных и заученных местами, книг и весьма крепким впоследствии сотрудничеством с зарубежным переводческим издательством. Вот между этими двумя, связанными между собой, событиями и проходила моя  жизнь. С этого самого момента, совершенно покоренная красотой бунинского литературного языка, я стала стремиться овладеть писательским мастерством настолько, насколько это было возможно в тех условиях, в каких я находилась. Однако надо отметить, замечательного наставника я себе выбрала: академик, первый русский Нобелевский лауреат, натура сложная и во всем волнующая молодое воображение. Крупный русский писатель с обширным литературным наследием и сложной судьбой. С момента знакомства с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, я уже не могла не мечтать о том, что когда-то буду непременно писать и писать очень хорошо! Позже в этой серии на полке у меня появился Александр Иванович Куприн и  Николай Васильевич Гоголь. Полноценное знакомство и с этими авторами принесло мне множество приятных минут, и к тому же, почти незаметно для меня, начался сложный и долгий процесс обучения литературному художественному изложению.





               


Рецензии