Секретик моего детства

     Если спросить современного ребёнка, что такое «секретик», то продвинутое дитя компьютерного века, скорее всего,  ответит, что это тайное послание, посланное лучшему сетевому другу  в личку. А уж  если  поблизости не окажется компьютера, а друг, наоборот, окажется в непосредственной досягаемости, то секретик можно, как ветхозаветные времена, просто  прошептать ему на ухо.

     Но во времена моего детства «секретик»  обозначал как устное послание, так и  совершенно иную вещь. Это было что-то сродни искусству. Для создания «секретика» требовалось совсем немного: ямка в земле, кусочек стекла чуть большего  размера, чем сама ямка,  и сокровище, которое необходимо спрятать от посторонних глаз. Чтобы уберечь богатство, случайно попавшее в твои руки  от алчных взглядов дворовой братвы, ты, как пират, захвативший сундук с золотом, спешил спрятать свою добычу в земле далекого необитаемого острова. В разряд  сокровищ  моего детства входили вещи, ценность которых понятна только детям лет пяти-двенадцати.  Яркие фантики от конфет, цветная фольга от шоколадок, стеклянные шарики, миниатюрные фигурки ковбоев и индейцев, разноцветные бабочки и просто майские жучки, бусинки, необычные пуговицы и даже желтые цветы одуванчика, не говоря уже о более благородных цветах, - все это в определенном возрасте обладает неизъяснимой притягательностью и высокой ценой.

      Если капризная фортуна подбрасывала тебе что-то из перечисленных богатств, то можно было,  конечно, заняться вульгарным обменом своих сокровищ на что-то равноценное, а при наличии деловой хватки и таланта можно совершить сделку с явной выгодой для себя. Например, за найденное красивое перо птицы  можно, основательно поторговавшись,  получить цветной стеклянный шарик. Или  же трёх головастиков, пойманных в соседнем пруду, если повезёт,   обменять на пластмассовый свисток. Причём каждый участник натурального обмена, считая себя гением торговли и рекламы, полагал что смог провернуть необычайно выгодную сделку.

      Но ежели ребёнок не обладал деловой хваткой, а был художественной натурой, и  в его руки попадал предмет достойный увековечивания, то тогда, спеша обессмертить своё сокровище, он строил ему мавзолей, в сравнении с которым даже Тадж-Махал мог посереть  от зависти. Вот для этого  и нужна была ямка в земле, а совсем не для того, чтобы шептать ей про уши царя Мидаса. В ямку, вырытую в укромном месте двора, надо было положить своё сокровище, предварительно украсив дно тайника фольгой от шоколадки или красивыми листьями, затем поверх этой  инсталляции помещалось  и аккуратно присылалось землей стекло. Время от времени можно было навещать «секретик» и, аккуратно расчистив пальцем окошечко в земле, любоваться на свой клад. Когда «секретик»  имел  чисто художественную ценность, например, если в нем покоилась красиво подобранная цветочная композиция, то в этом случае его можно было показать подруге, облеченной особым доверием. «Секретики», таящие в себе материальную ценность, обычно не показывали никому. Я уже не помню, сколько таких «секретиков» я сделала за время своего детства, но один из них врезался в память на всю жизнь.

     Однажды в результате обмена в мои руки попала стеклянная подвеска для  новогодней елки. Это была прозрачная, чуть голубоватая  сосулька сантиметров пятнадцати в длину. Я долго не могла найти осколок стекла подходящего размера. Когда же я его нашла, то выкопала ямку в зарослях сирени, находившейся во дворе нашего дома, и задрапировала ее дно обрывком серебристой парчи, которую мне дала мама для кукольного платья. Затем я   положила на ткань  подвеску и  накрыла «секретик» стеклом. Налюбовавшись вдоволь на своё произведение искусства, я засыпала его землей и уже собиралась уходить, как вдруг  заметила в просвете  между ветвей белёсые вихры. Такими светлыми  волосами обладал только один ребёнок в нашем городке - Славка из соседнего двора, который учился на класс старше. Мы не были друзьями,  а просто жили по соседству. Когда в наших дворах затевались игры в разведчиков или в казаков-разбойников, я и Славка обычно оказывались по разные стороны баррикад.

     Как-то во время такой игры моей команде надо было выкрасть секретный план, охраняемый нашими «врагами». Не знаю почему, но эту ответственную миссию поручили мне. Пока соратники отвлекали основные силы противника, я подкралась к  вражескому «штабу», который был расположен в  игровом  домике на детской площадке. Штаб охранял Славка. Мне удалось незаметно подобраться к охраняемому объекту с противоположной стороны. Через небольшое окошко в стене я увидела на полу домика железную банку, в которой и находился секретный план. Стараясь не шуметь, я залезла внутрь через окно, схватила банку, намереваясь незаметно смыться, но тут в домик вошёл Славка с игрушечным автоматом наперевес. Я замерла, прижимая к себе ценный объект, и приготовилась к худшему. По логике вещей и по правилам игры, часовой обязан был захватить меня  в плен и передать своему командиру. Меня должны были допрашивать, «пытать», а потом «расстрелять». Представив по кинофильмам о войне все ожидающие меня испытания, а главное, испытывая стыд за проваленную операцию, я заплакала от безысходности ситуации.  Тут Славка подошёл ко мне и протянул руку. Я ожидала, что он схватит меня и потащит к своим. Но он только забрал банку с секретным планом и велел мне уходить. Я ожидала чего угодно, но только не такого поворота событий. Видимо,  часовой перегрелся на солнце, а поэтому вёл себя не по правилам. Поэтому, не раздумывая долго над причинами, побудившими Славку к  такому непонятному поступку, я убежала к своей команде. Единственный вывод, который я сделала  после этого события, было осознание факта, что Славка не является злыднем и скотиной, а скорее всего, - человек хороший и порядочный. Поэтому я не стала перепрятывать  «секретик», а, полагаясь на извечный «авось», решила, что он не видел меня и  моих манипуляций, а если даже и заметил, то не стащит мое сокровище. Дети - существа беспечные и наивные.

     На следующий день я решила на всякий случай проверить сохранность  клада, а заодно полюбоваться на сосульку, которая так красиво блестела на своём ложе из парчи. Каково же было мое изумление, когда я увидела, что подвеска исчезла, а на ее месте лежала брошка в виде стрекозы. Придя в себя, я раскрыла «секретик» и вытащила брошку. Это было украшение из темного металла, скорее всего из серебра или мельхиора. Тельце стрекозы и окантовка крыльев были  металлическими, а глаза и  основа крыльев - из разноцветного перламутра. Это была необыкновенная вещь. Я не знала ее истинной стоимости, но даже ребёнку десяти лет было понятно, что это не простая поделка из дешевого магазина.  Сразу возник вопрос - как объяснить родителям происхождение этой брошки. Я и сама не могла понять, каким  образом она попала в мой «секретик». Единственное объяснение этого загадочного события (может и очевидного для любой другой девочки, обладающей наблюдательностью и здравым смыслом) не приходило мне в голову по причине дремучей наивности и веры в сверхъестественное. Я вообразила, что это дело рук какой-нибудь доброй феи или таинственной волшебницы. В тот момент меня волновал всего один вопрос: как объяснить родителям появление у меня такой красивой вещи. Однако правдивый  рассказ, как я предчувствовала, мог вызвать у родителей сомнение в моей искренности. Подумайте сами - часто ли случается такое чудо, когда зарытый в землю пятак наутро превращается в рубль? Поэтому я сочинила историю о том, что нашла стрекозу на газоне, в парке. Мама моя была равнодушна к украшениям, а может быть, в ее глазах брошка не имела особой ценности, поэтому она не придала большого значения моей находке. Папа же, рассмеявшись, посоветовал мне в следующий раз найти более ценный и полезный предмет - перочинный ножик или, скажем, трёхцветный фонарик. Итак, я стала обладателем тайного волшебного дара, придумывая все новые и новые варианты, объясняющие появление красавицы-стрекозы, но все они были из мира фантастики.

     Однажды меня  послали  в наш гарнизонный магазин за молоком, и  там я встретилась со Славкой и его мамой. Пока мы стояли в очереди, Славкина мама обратила внимание на мою брошку, приколотую к обшлагу курточки. Она поинтересовалась, откуда у меня такая красивая стрекоза. Славка вдруг почему-то покраснел, набычился, буркнул, что ему надо посмотреть отдел канцтоваров и испарился. А я, не знаю сама почему, рассказала ей всю правду: как я сделала «секретик» и как я нашла в нем на следующий день эту замечательную стрекозу. Мама Славки почему-то мне сразу поверила, вздохнула и наказала беречь  и никому больше её не отдавать.
 —У меня была похожая  брошка,  сказала она.
 —Муж подарил мне ее, когда ухаживал за мной. Ты не поверишь, но эти  стрекозки приносят  счастье, - ещё раз вздохнула Славкина мама и поискала глазами сына. Славка так и не подошёл к нам. Я увидела, как за окном мелькнула его белёсая шевелюра, и  по-прежнему, прибывала в святом неведении относительно истинного положения вещей. Витая в своих фантазиях, я не желала расставаться с миром сказок и трезво смотреть на очевидные факты.  Славка же, встречая меня ненароком в школе или во дворе, все так же дулся и отворачивался, словно я была в чем-то виновата перед ним. Впрочем, месяца через три он переехал с родителями в другой военный городок, и наши пути с ним разошлись навсегда.

     Брошку я хранила  долго. Однажды, когда мне было уже лет двадцать, я перебирала шкатулку с украшениями. В моде тогда были яркие пластмассовые безделушки. Перебирая эти недолговечные предметы изменчивой моды я вдруг наткнулась на бумажный конвертик, в котором лежала моя заветная стрекоза. Вытащив ее на свет божий, я погладила  почерневшее от времени тельце и перламутровые крылышки,  вспомнила давнюю историю из моего детства, и тут меня, наконец, осенило. Только теперь я поняла,  кем  был мой таинственный даритель. Мне стало стыдно за свою тупость, но также я испытала огромную благодарность его маме за редкую мудрость и душевную деликатность. Ведь окажись на ее месте другая женщина - и не избежать бы мне и Славке жуткой сцены с разоблачениями и  изъятием драгоценного украшения. Я попыталась вспомнить лицо моего тайного воздыхателя, но в памяти осталась лишь голенастая худая фигура и льняные, торчащие во все стороны вихры.
       
     Бесценный дар детской влюбленности долго ещё путешествовал со мной с квартиры на квартиру, из города в город, из страны в страну, пока вскоре после моего замужества не исчез однажды так же загадочно, как и попал ко мне. Но в те дни, когда на душе становится пасмурно и тревожно, чтобы отогнать от себя мрачные мысли и хандру, я начинаю перебирать  самые приятные воспоминания моей жизни. И тогда из далекого детства прилетает ко мне волшебная стрекоза и, трепеща радужными крыльями, садится  на плечо. И я вспоминаю двор моего детства, влажные кусты сирени и волшебный свет, мерцающий в глубине «секретика», доверенного мне таинственным другом.


Рецензии
Трогательно! Поистине удивительная и добрая история!

Карина Манукян   01.05.2023 12:22     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.