Еврейский пассаж

Уважаемый Евгений Оленко! Своё обещание разыскать подробности жизни Ваших предков в Петербурге выполнил, докладываю.

Установить местожительство каждого с фамилией Войнюнский по справочнику «Весь Петроград» нетрудно. Однако листать по порядку все 1800 страниц на предмет нахождения этой фамилии в числе подателей коммерческой рекламы, равно как и домовладельцев дело безнадёжное или по крайней мере бесконечно долгое.

Сузить область поиска мест возможной занятости помогло знание истории дореволюционного города. Одна из деталей: люди селились поближе к работе. Это только сейчас мы не ропщем на своё порабощение городским транспортом, а до революции тратить на езду к месту работы час туда, час обратно было бы безумием. Посмотрев на карту, где находились доходные дома, в которых Ваши предки снимали жильё, я понял, что надо искать по рынкам. Только непосредственная торговля на рынке позволяет быстро переключаться с лоскутной торговли на шляпы, а потом на шорные принадлежности.

Подавляющая часть рынков размещалась вдоль Садовой. Объём информации для просмотра тоже немал… но тут мне повезло. Первый по алфавиту, Александровский рынок, выходил на Майорова (Вознесенский) как раз напротив домов, где жили ваш прадед и его сыновья! На рынке том было под тыщу торговых мест, но всё-таки мне хватило терпения и внимательности. Итак, в 1917 году они платили за торговое место №637. Что оно собой представляло, чуть позже, а пока цитата из справки об Александровском рынке.

_____
«Внутри рынка было три пассажа: тот, что шел от Фонтанки, параллельно Вознесенскому, назывался Татарским, так как большинство лавок принадлежало татарам. Параллельно Садовой, продолжением Татарского пассажа, шел Садовый пассаж; продолжением его, вдоль Малкова переулка, но отступя от него, тянулся Еврейский пассаж, опять выходивший к Фонтанке. Таким образом получалась как бы подкова из пассажей. Между Татарским и Еврейским пассажами простиралась громадная площадь, которая делилась на три части крытыми галереями, соединяющими эти пассажи. На всех этих частях площади производилась особая торговля — толкучка и „вразвал”. Посредине средней площадки стояла часовня, здесь-то и был самый центр этой своеобразной торговли.»
_____

Ваши предки не относились к числу богатых еврейских торговцев Петрограда. Лавки собственно в «Еврейском пассаже» были для них слишком дороги, и поэтому Абель Войнюнский торговал на «толкучке» — официально на карте и в справочнике она называется «Толкучая площадь». Цифры торговых мест на толкучке трудночитаемы, но в пределах сотен я сориентировался и обвёл кружком то место, где Ваш прадед ставил ручную телегу с подпорками и выкладывал на неё шорный товар. Очень удобно: с утра товар из дома завёз, а вечером покатил назад. Хранил же он этот товар у дворника — вот откуда пошла эта давняя связь, которая помогла Вашему прадеду найти, где приютиться в 1926 году по возвращении в Ленинград из Берлина.

По сложившейся традиции, ещё с дореволюционных времён, и вплоть до советского Ленинграда дворниками были татары. Один мой университетский приятель, а в 1990-е председатель одного из банков нашего города — татарин, потомок такого питерского дворника… Как видите, помимо дворницкого дела татары активно занимались торговлей — не случайно на Александровском рынке, кроме «Еврейского пассажа», на карте показана и площадка для торговли татарской диаспоры.

Торговать Вашему прадеду было нескучно: ведь его соседкой по месту на толкучке была Роха Гиршевна Абрамзон. По данным справочника, Роха (не Роза! имя в справочнике повторено дважды) торговала одеялами и подушками, а жила в одном доме № 47 с Абелем. Поутру на рынок вместе уходили, вечером вместе возвращались. Может родственница, а может и просто соседка… сюжет для романа почти готов — дарю!

_______

Завершение диалога и исследования: «Еврейский капитал в доходных домах Петрограда: пример схемы» — http://proza.ru/2020/10/02/799


Рецензии