Фортепиано

Фотрепияно.

Последние пятьдесят  лет.

Инструмент стоял в зале типичной панельки на восьмом этаже.

Квартиру получил Доктор.  В 1968 году. Первые высотки в Минске. Микрорайон Восток. А Инструмент достался Доктору от его войскового товарища. Старшины Якуба Желудовича , бывшего солдата войска Польского.

Бежавшего из немецкого плена, потом из советского. Воевавшего в партизанах Бельского. И по приходу Красной армии, влившегося в части . В полевой госпиталь. Страшиною в звании, прошедшем поверки СМЕРШ и НКВД. Как не запятнавший , но знающий польский , немецкий , русский , белорусский и идиш.

Доктор и Старшина прошли до Болгарии.

Доктор резал-шил и руководил. Старшина обеспечивал. Чтобы раненые могли выжить.

Такой симбиоз.

По возвращению в СССР, на одной из станций в Польше, на импровизированном базаре у путей, на фортепиано играл старый поляк с безумным взглядом.

Увидев Доктора и старшину, он завыл нечеловеческим голосом. И потом резко встав с ящика, заменявшего винтовой стул. Сказал: пане офицеры, я давно ждал вас. Этот инструмент для вас. Он играл  в Треблинке.  Я играл на нем. Он ждал только вас. Мне ничего не надо от вас. Спасите инструмент.


Инструмент играл.

Вальсы. Шопена. Листа.

Песни Окуджавы и Галича.

Панелька принимала всех друзей.



Дети Доктора погибли смертью храбрых.  Дети Старшины - сгорели в печах Майданека и растворились в вечности.

Но они оба всегда были вместе.  И благодарностью им  за их существование  были тысячи жизней выживших раненых.
Нет Доктора. Нет Старшины. Завхоза старой больницы.

Продана квартира на Востоке.

Звонок по объявлннию.

- Здравствуйте! Мы приобрели Инструмент . Как первый , для нашей Доченьки, заниматься.

Вы не могли бы настроить Инструмент. Он очень старый. Но необыкновенный. Мы чувствуем.

В назначенное время пришел настройщик. Профессор Консерватории, как оказалось впоследствии. Увидев Инструмент,  его глаза наполнились слезами.

Разложив инструменты , Профессор бережно снял панели , чистил, что-то смазывал. Настраивал. Затем , заглянув  в самое сердце Фортепиано, длинным медным крючком  достал свернутое в трубочку Нечто.

Я сидел как заворожённый рядом с Профессором.

Профессор медленно развернул небольшой свиток, покрытый пылью и вечностью.

Я не читаю по польски.

Но я понял все.

...Kahany Yakub! przyszli po nas. pamiеtaj o nas zawsze ...


Рецензии
Спасибо большое за память.

Михаэль Верник   06.10.2020 16:38     Заявить о нарушении
Спасибо. Пока я жив - всегда!мои дети помнят!_

Ёхан Леверда   06.10.2020 16:44   Заявить о нарушении