Браслет

Мне было семь лет, и я заболела корью. Болела так тяжело, что запомнила на всю последующую жизнь. Металась в бреду, и только бабушкины любящие руки спасали меня - она нежно прикладывала мокрое полотенце на мой пылающий лоб, что на короткое время облегчало мое состояние. Время от времени я открывала глаза и видела образ моей милой бабушки Мавры Никитичны. Сгорбленная от переживаний и усталости бессонных ночей, с красными глазами, она, слегка покачиваясь, сидела у моей постели и держала наготове книжку. То ли в бреду, то ли наяву, я, возвращаясь в реальность, сквозь пелену моего сознания,тихо просила ее:
  - Бабушка, почитай! И дай мне свою руку!
Бабушка улыбалась, гладила меня по головке, поила клюквенным морсом, губами нежно прикасалась к моему лбу - так она всегда мерила мне температуру, никогда не ошибаясь. Брала мою маленькую руку в свою и тихо причитала:
   - Горюшко ты мое, луковое! Девочка моя маленькая!

Потом начинала читать. Голос бабушки, тихий и выразительный, мелодичный и напевный, убаюкивал и всегда успокаивал. Позже меня всегда удивляло - насколько правильной и литературной была бабушкина речь.

 Дети капитана Гранта, путешествуюшие по океанам и материкам в поисках своего отца, сопровождали меня всю мою болезнь - наяву и в бреду. Приходя в себя, я рассказывала бабушке один и тот же страшный сон: к паруснику, на котором плыла и я, неумалимо приближался огромный, но почему-то совсем черный айсберг, постепенно он превращался в грозовую тучу и накрывал наш корабль. И это было очень страшно! И такого страха в жизни я больше никогда не испытывала...
Да и потом, именно это состояние надвигающегося айсберга с черной тучей накрывало меня в тяжелых состояниях при высокой температуре.
Когда мне полегчало, бабушка стала меня уговаривать немножко поесть, пичкала меня любимыми вкусностями, но я отворачивалась - меня мутило только от мыслей о еде.

 - Покушай, доченька, сил прибавится, - ласково ворковала со мной бабушка, а сама незаметно вытирала слезы. Моя бабушка вырастила семерых  детей, и сама всегда лечила их от всех болезней. Она выходила всех - все обошлось без последствий. Никого не потеряла от болезни. И меня, заболевшую, не позволила забрать родителям, строго сказала им:
    - Семерых вырастила и лучше врачей знаю, как лечить! Пускай приходят врачи, но ребенка никому не отдам! Ни в какую больницу!

Помню, как однажды пришла участковая врач, разделась, помыла руки и спросила у бабушки:
   - Ну что, Никитична, не померла она еще у вас, жива? - бабушка глянула на нее каменными глазами и строго указала "докторице" на дверь, сказав, больше не приходить.
Когда читать бабушка уставала, начинала рассказывать про свое детство. А детство у бабушки и ее сестры Саши было нелегким. Совсем крохами  они остались без отца, растила их мать. Строгая и не ласковая, совсем еще юная, она замкнулась в себе после гибели мужа, и при первой возможности отдала девочек в няньки, помогать растить господских детей. Моя бабушка помнила свое тяжёлое детство, и уже своих детей и внуков она растила в большой любви и ласке.
Бабушкины добрые руки и ласковый голос, а еще мое желание жить сделали свое дело - вскоре я пошла на поправку. Потом уже пришла доктор из маминой циковской поликлиники и удивилась - слабенькая девочка, была в таком тяжелом состоянии и так быстро стала выздоравливать! И после осмотра всегда расспрашивала бабушку и что-то записывала себе в тетрадку. Бабушка делилась с ней своими знаниями и огромным опытом ухода за больными детьми. В последнее посещение доктор показала бабушке исписанную тетрадку и сказала ей:
- Да, Мавра Никитична, теперь буду диссертацию писать...

    Я выздоровела, но была одна проблема - я ничего не хотела есть. А те деликатесы, что мне давали во время болезни для поддержания жизни в моем маленьком тельце, например, редкие в те времена бананы или дорогую (по сегодняшним меркам, а тогда еще недорогую, но дефицитную) черную икру, я с отвращением отвергала - не было аппетита и не чувствовала вкуса. И на многие годы я возненавидела бананы и черную икру.
Мама приезжала каждый день, с надеждой скоро забрать меня домой, смущенно улыбалась, иногда плакала, но с бабушкой не спорила - авторитет бабушки в большой семье, у пятерых дочерей и их мужей был велик и неоспорим. В ней удивительным образом совмещалась особая, но не агрессивная авторитарность со спокойной любовью ко всей семье. Все ее очень любили и слушались. Пять дочек - души в ней не чаяли, а двух сыновей - восемнадцати и двадцати лет - забрала война...
    - Ты не волнуйся, - говорила бабушка моей маме, - все будет хорошо, дети часто болеют, а потом все быстро забывается. И кушать будет, надо побольше радовать ребенка и много гулять. Вот увидишь, нагуляем аппетит - скоро будет сама просить поесть!

И бабушка начала выводить меня, прозрачную и бледную, подышать воздухом. Сначала по чуть-чуть во дворе, но слабость в ногах была такая, что ноги меня не держали - я еле ходила, а любой порыв ветра мог унести моё легкое, как тростинка тело, потом уже начали гулять подольше. Бабушка начала меня соблазнять разными фруктами и ягодами, тем что было тогда доступно. Время было осеннее, на рыночных прилавках лежали горы яблок разных сортов, груш, винограда и дынь с арбузами. Что-то мы покупали домой, но я с огромным интересом смотрела на людей, торгующих за прилавками. Наш рынок у метро Аэропорт, со странным названием - "Инвалидный", ныне уже не существующий, тогда мне казался самым интересным местом на земле! Чего там только не было - кроме овощей и фруктов там было все на свете! Мне нравилось наблюдать за молочницей, наливающей огромным черпаком из бидона молоко, рассматривать цветные мячики, прыгающие на резиночке в руках у старьевщиков (они меняли свои игрушки на старые вещи), сшитых руками мастериц кукол с лохматыми головами и вышитыми губками и глазками-пуговками, а самыми вожделенными для меня были разноцветные уточки и лебеди из воска или парафина, плавающие в огромном медном тазу. Они, плавно покачиваясь, плыли навстречу друг другу или в разные стороны - это было чудесно и сказочно! Несколько уточек уже переселились к нам домой, и мы с дедушкой запустили их в свой тоже медный старинный таз. Всем им я придумала имена и подолгу завороженно наблюдала за их общением и настроением. И придумала про них сказку. А в следующий раз я засмотрелась на рынке на рыжего клоуна с красным шариком вместо носа. Он пытался веселить толпу зевак, шутил и кривлялся, но когда, нарочно спотыкаясь, начал падать, чтобы еще больше рассмешить толпу, мне стало совсем грустно. Вдруг противный старик замахнулся на клоуна палкой, громко при этом захохотав, я пожалела его, заплакала. а бабушка увела меня, сказав что это спектакль, что все это по-нарошку, и мы дальше пошли по рядам.
Люди продавали разные вещи, завлекая покупателей, , я отвлеклась от грустного клоуна, и стала разглядывать интересные предметы старины: витиеватые ручки золоченой сахарницы с петушком на крышке, удивлялась, как внутрь стеклянного графина, оплетенного серебряным кружевом, мог попасть  настоящий маленький кораблик с парусами и человечками-матросами на палубе, вертела в руках вырезанные из кости шахматные фигурки. И вдруг я остановилась, как вкопанна, - увидела необычную старушку. В шляпке с опущенной на лицо вуалью, она будто сошла с книжной картинки или экрана  кино: на плечах ее лежала черная лиса с мордочкой и лапками, как сказала бабушка - это была чернобурка, а длинное платье старушки с кружевной накидкой и юбками в несколько ярусов - напоминало о старинных балах. В руках она держала предмет необыкновенной красоты - это был браслет! Я как-будто вросла в землю, остолбенела от увиденного, раскрыла рот и неожиданно громко вскрикнула:
  - Бабушка, смотри! Это же царское украшение!
Сквозь вуаль старушка внимательно на меня посмотрела, браслет в ее руках зазвенел и заискрился, она покачала головой и хорошо поставленным голосом строго сказала:
   - Деточка, разве вас не учили здороваться? Вы - барышня и должны быть воспитанной!
Бабушка стала извиняться за меня, объяснив мою несдержанность недавней болезнью, сказала, что мы только начали выходить "в свет". Но я уже ничего не слышала - просто впилась глазами в нереальную красоту браслета из многих отдельных деталей, скрепленных между собой, а каждая часть содержала определенный сюжет с драконом. Крылатые драконы сверкали зелёными глазами, а из их пастей вырывалось пламя - сверкающие красные камешки! Мне все хотелось рассмотреть, запомнить и потом нарисовать - ничего подобного в то время, время моды украшений из пластика простых форм, какие носила моя модница тетя Рита, я раньше не видела. Для меня, эмоциональной девочки, это украшение казалось просто царским. Бабушка с большой радостью заметила мой детский восторг - она давно не видела у меня таких горящих глаз. Даже в свою любимую куклу Наташу я после болезни не играла. Тогда я зачарованно смотрела на украшение, думая уже о том, как я смогу нарядить свою куклу. И придумала много интересного - и на головку в виде короны приспособить, и на талию ей приладить, и еще много всего разного. И мне сразу захотелось сшить кукле Наташе бальное платье!
Глазки драконов сверкали зеленым хитрым цветом, споря с красным цветом камней, извергающих огненное пламя из открытых пастей драконов!  Драконы были добрыми - они  улыбались! Бабушка спросила у старушки, что это за вещь, из чего она, и не жалко ли с ней расставаться. Сначала старушка гордо подняла подбородок и молодым голосом сдержанно ответила, что продать эту вещь её вынуждают обстоятельства. Но потом, отбросив гордыню, она уже совсем другим голосом, тихим и мягким,  рассказала историю своей жизни. Она оказалась из рода князей Мещерских. После Революции она вместе с семьей покинула Россию, а в 30-е годы из Харбина или Шанхая вернулась уже с мужем обратно в Россию. Потом мужа сослали в лагерь, и он умер в ссылке в Сибири.  Теперь ей, совершенно одинокой, ничего из прошлой жизни не нужно, но она собирает деньги на памятник мужу. Бабушка поахала, посочувствовала старушке, спросила цену браслета. Старушка снова вздернула подбородок и гордо ответила:
    - Три рубля! И это, поверьте, совсем не те деньги, что он стоит! Это редкость большая, серебро ручной работы, вещь старинная.

Бабушка, никогда не носившая никаких украшений, даже обручального кольца у нее не было, скромная и простая, с маленькой копеечной в те годы пенсией, которую ей, матери-героине, воспитавшей семерых детей, потерявшей на войне двух сыновей, только недавно начислили - не хватало стажа. Обратившись ко мне, она сказала:
   - Доченька, давай я куплю тебе этот красивый браслет, будешь наряжать свою Наташу!
Я не могла поверить в свое, свалившееся на меня такое огромное счастье, кивнула головой, не сводя глаз с волшебного браслета. И бабушка отдала старушке три рубля, потом, немного подумав, дала ей еще рубль. Старушка с достоинством приняла деньги, поклонилась бабушке, взяла ее руки в свои и сказала:
  - Спасибо, милая, берегите, девочку, она чувствует толк в хороших вещах, радовать будет! И браслет берегите, это серебро, но ценность его в другом - редкость большая! , Потом пригодится вам, но не скоро еще, не продавайте его раньше времени! Он счастье приносит. Жизнь такая сложная штука...
Она погладила браслет, приложила его к своей щеке на прощанье, завернула в шелковый вышитый платочек, нагнулась ко мне, погладила мою голову и протянула бабушке браслет.
На прощанье она откинула вуаль, лицо ее оказалось не  старым, а почти молодым и очень красивым! И махнув нам на прощание рукой в ажурной перчатке, она быстрым шагом пошла к выходу. Мы с бабушкой стояли и смотрели ей вслед... Взяв меня за руку, бабушка повела меня домой - денег на фрукты, молоко и хлеб у нас уже не было.
Про браслет бабушка домашним не рассказала - дедушка скорее всего не понял бы ее, а младшая дочь Рита, моя тетя, интересовалась только тем, что было модно в то время - носила клипсы, крупные браслеты из пластмассы, одевалась модно и стильно.
 
Когда Рита увидела мой волшебный браслет, она посмеялась над архаичной, по ее мнению, старомодной вещью, обсмеяла мою куклу Наташу, сказав что куклу наряжать нужно не в старье, а в новое. Я не обижалась на Риту, я очень ее любила и знала, что меня она тоже любит. Тогда еще юная Рита училась в МГУ на биофаке, ее почти никогда не было дома, времени на меня у нее не хватало, но я тянулась к ней, хотела быть на нее похожей - она была моим кумиром! Она не жалела для меня ничего - даже обещала мне подарить свои фигурные коньки, о которых я мечтала после первых своих "Серебряных коньков", вытаченных руками моего дедушки из швейцарской стали. Каталась я в раннем детстве на залитом для меня моим дедушкой крошечном катке. И голубой свитер с белыми оленями после моей болезни, так напугавшей ее, Рита тоже обещала подарить мне, когда вырасту. А пока еще он мне был совсем велик. А нам с Наташей наш браслет очень нравился, мы с ней наряжались, представляя себя принцессами. Моя кукла Наташа отвечала мне большой любовью и прожила со мной долгую жизнь.

   Прошло несколько лет. Я училась уже в третьем классе и жила у родителей. Мне было трудно уезжать от бабушки с дедушкой - самое счастливое время закончилось, началась новая жизнь с новыми друзьями, с работающими постоянно родителями, но постепенно я привыкла, скрашивали одиночество множество книг и мой соседский друг -  ровестник Колька. Я была довольно стеснительной девочкой, без особых способностей, но склонной к творчеству и любила все красивое. Быстро образовался кружок детей, интересующихся театром, и мы ставили ряды стульев для взрослых и детей и представляли разное действо. Самым интересным во всем этом было для меня одевать моих "артистов", делать им прически и наносить грим. Я красила всем актерам глаза и брови черной краской, а губы Красной помадой, прямо как всем известная Тетя Оля,  румянила щеки, ставила черным карандашом родинки на щеке. Вот уж где я преспела - это в в костюмах, в ход шли отрезки тканей, что у кого было, кружева, украшения и конечно же - главны украшением был мой браслет! В него наряжали всех - и Красную Шапочку, и Дюймовочку, и даже Дездемону. Правда, мы тогда не совсем понимали, за что же её задушил негодяй Отелло. Я училась уже в третьем классе и по весьма странным обстоятельствам вскоре пришло время расстаться с моим браслетом... Моя мама не носила украшений, кроме обручального кольца, браслету моему она не придавала значения, его ценности она не понимала и воспринимала его лишь моей игрушкой.
Приближался женский праздник восьмое марта. В нашем классе тогда было принято приносить учительнице к празднику подарки, все родители заранее готовились, и в последний учебный день перед праздником, мы шли в школу с цветами и заготовленным заранее подарком, купленным родителями. Но вечером накануне, я поняла, что моя мама, замученная работой (рассказ " Шелковое платье"), про подарок учительнице забыла. Идти без подарка мне было стыдно и перед учительницей, и перед учениками. Идти в школу было страшно. Вдруг все подумают, что я жадная. И я, уже самостоятельная к тому времени, приняла решение - подарить учительнице самое дорогое, что у меня было. Браслет. Другого выхода я не видела. Оторвав от сердца старенькую бархатную коробочку, я упаковала свой браслет и назавтра унесла в школу. Как и все я положила коробочку на стол учительнице, она кивнула, ничего не спросив, а ее стол уже был весь завален разными подарками: вазами, статуэтками, коробками конфет, перевязанными лентами, игрушками и другими приятными вещами. Веточки мимозы кустились огромным пушистым букетом. Учительница сегодня была довольна, и улыбка не сходила с ее лица. А вечером мама спохватилась - как же так случилось, что я ушла без подарка!? И достала коробку конфет. Сказать маме про браслет было стыдно, не хотелось ее  расстраивать, я взяла коробку вишни в шоколаде конфет из циковского буфета. Я не нашла в себе сил все ей рассказать. Но разве я могла прийти завтра в школу и сказать учительнице, что я должна поменять подарок?! Мне было очень стыдно, и я мучилась. Коробку конфет я спрятала под кроватью, потом  хотела рассказать все маме, но вскоре забыла об этом несчастном и постыдном для меня случае. Прошло несколько дней, мама в выходной день стала вытирать пыль и под кроватью обнаружила коробку. Пришлось все рассказать. Мама не ругала, винила себя, а за меня очень переживала. Как же я могла подарить такую дорогую для меня вещь! Хотела сразу же звонить учительнице, исправить ситуацию, но потом решила, что это может отразиться на отношении ко мне, тем более, что мама никогда не ходила на собрания, не состояла в родительском комитете. И еще. Эта наша учительница Анна Алексеевна была совершенно одинокой, говорили, а сын её был серьезно болен, да и сама она была всегда бледной  и совсем худой. И судя, по всему, довольно бедной -  всегда была плохо одета. Мы с мамой тогда решили оставить все как есть. Мама надеялась на нормальную реакцию педагога - увидит браслет и возникнет вопрос - кто подарил?! Принес ученик без ведома родителей. Но этого не произошло...То ли браслет понравился, то ли что-то другое. Вполне возможно, что кто-то из ее окружения слишком хорошо разбирался в украшениях эпохи Мин или Цинь...

Прошло восемь лет. Наша семья уже давно переехала на Ленинский проспект, и с шестого класса я училась уже в другой школе. Нам было по 15 лет, и мы с подругой Ленкой куда-то собираясь ехать, подошли к трамвайной остановке рядом с метро Шаболовская. Сначала дождик накрапывал, потом разошелся, и мы спрятались на скамеечке под навесом остановки. Мило "чирикали", настроение было шутливым и веселым! Вдруг к остановке подошла странная старуха, с клюкой в руке. Она действительно была странной - в лохмотьях, свисавших до земли, за плечами висел мешок, а взлохмаченные седые волосы торчали из-под платка в разные стороны. Она подошла к нам и властно, хорошо поставленным голосом, так не вязавшимся с ее полоумным видом, весьма сурово и требовательно, приказным тоном потребовала:
   - А ну, пуститите меня в уголок!
Мы с подругой, две пятнадцатилетние юные нахалки, неприемлющие властного тона и еще мало понимающие в тонкостях  жизни, довольно весело и нагло "огрызнулись":
  - Чтоб никто не уволок???
И подвинувшись, громко захихикали. Вдруг, старуха распрямилась и снова, как на сцене, четко и громко произнесла:
  - Встать, я сказала! И не сметь говорить со мной так!

Она вся затряслась и гневно  стукнула клюкой об асфальт! Мы переглянулись, и как ошпаренные, спрыгнули со скамейки под дождь, уступив ей место под навесом. Старуха покачала головой, странно посмотрела на нас, неспешно села в самый угол, сняла с плеча мешок, удобно устроилась и продолжила:
    - Глупые, вы не понимаете, кто перед вами - я княжна Мещерская! Фрейлина ее величества императрицы Александры Федоровны!
А дальше она заговорила по-немецки, потом перешла на французский, а закончила уже снова по-русски, но уже спокойнее:

   - Когда-то, много лет назад, я подарила маленькой девочке очень ценную вещь для меня - почувствовала в глазах ребенка большой интерес к жизни и хорошее воспитание, мне хотелось передать в хорошие руки ту мою ценность. Неужели я ошиблась?

Старуха, казалось, говорила сама с собой, уже не обращая на нас внимания, она бубнила себе под нос что-то еще, но мы решили идти пешком, оставив старуху в одиночестве... Мне было не по себе. Голос старухи казался очень знакомым, незабываемым! Я оглянулась, но странно - трамвай мимо не прошел, а старухи на остановке уже не было... Ленка притихла тоже, иногда вопросительно на меня поглядывая. Настроение было испорчено, но вскоре мы по юности наших лет забыли об этом происшествии.

    Прошло еще чуть больше десяти лет. Я все чаще вспоминала историю моего браслета и ту странную старуху. Меня тревожила мысль о том, что моя бабушка, совершенно простая, неразбирающаяся в украшениях, с крошечной пенсией, не пожалела для меня тогда денег, возможно последних, на баловство, купила мне тот браслет как игрушку, в огромном желании порадовать меня, не понимая истинной ценности предмета. Я в подробностях помнила каждый сюжет с драконами, даже помнила, как выглядело клеймо, что там было изображено. И теперь уже понимала, что это было сделано ювелиром в технике литья. И с каждым годом он всплывал в моей голове все яснее и четче. И многие из моего окружения знали эту историю. Бабушка моя была жива, но никогда не спрашивала и не вспоминала о браслете. Для нее это было одним - она доставила  ребенку радость! А мне все время казалось, что я предала чувства своей любимой бабушки и подарила дорогую для меня вещь  какой-то невнятной, и судя по всему, не очень порядочной учительнице. Но я была еще так мала, что не понимала, на какой шаг пошла бабушка в те нелегкие в материальном смысле годы. Теперь же я жалела о том, что прошли годы, а я не нашла в себе сил пойти к учительнице и рассказать ей, как дорог мне этот браслет. И вернуть его, предложив за него деньги. Вполне возможно, у нее он тоже не сохранился - вряд ли обычная женщина, не сильно разбираюшаяся в истории ювелирного искусства могла его оценить. Но как я ошибалась!

Однажды, в середине 80-х г, мы с моей грузинской подругой, аспиранткой, девушкой из очень обеспеченной аристократической семьи из Тбилиси поехали в ювелирный комиссионный - она хотела присмотреть для своей мамы подарок ко дню рождения. И разглядывая на прилавке за стеклом выложенные ювелирные украшения, она воскликнула:

   - Смотри! Это же твой браслет!?

Я подошла, в груди у меня застучало, кровь ударила в голову - это был он! Подарок моей бабушки, мой браслет, он лежал под стеклом! Зеленые глаза драконов теперь гневно сверкали на меня, а языки пламени вырывались из их открытых пастей... Я стояла, как и тогда в детстве, завороженно и остолбенело смотрела под стекло, а видела тот браслет в моем далеком детстве в руках у старушки! Вардико, моя подруга, видя мою растерянность, попросила показать его нам. Цена у браслета была невероятная! Две тысячи рублей - это была в то время огромная сумма! Купить я его тогда не могла - мы с мужем только купили в ЖСК квартиру, и часть денег заняли. Мы с Вардо держали браслет в руках, она говорила мне, что я так четко описывала браслет, что она уже знает каждую деталь. Посмотрели клеймо - все было на месте! Потом она отвела меня в сторону и твердо сказала, что не будет покупать подарок маме (деньги ей прислал отец из Тбилиси), а отдаст их мне и еще попросит прислать недостающую часть. Я, конечно же, отказалась. Она долго убеждала меня, что нужно его выкупить, а сдал браслет скорее всего в комиссионный сын учительницы - второго такого  в стране быть не может! Мы расспросили продавшицу о происхождении этой вещи, времени изготовления, возможной истории создания и услышали ошеломительное для нас - "моим" браслетом уже интересовался музей -  древних ювелирных изделий из Китая династий Мин или Цинь в стране практически не было! Но времена тогда были непростые, музеи постепенно приходили в упадок, многое разворовывали, переставали приобретать у населения редкие вещи. Вардико настаивала на покупке, я отказывалась, понимая, что не смогу отдать подруге быстро деньги, она сказала, что возвращать не нужно. Я не могла так поступить, и мы уехали. Через несколько дней Вардико приехала ко мне очень грустной и рассказала, что сегодня поехала в комиссионный покупать для меня браслет, а его там уже нет! Купили! Я была тронута заботой подруги, но все так и должно было произойти. Когда-то бабушка купила его, чтобы порадовать меня, вывести из тяжелой болезни. Я поправилась и браслет украшал мою детскую жизнь. Потом я рассталась с ним, видимо уже наигралась. Ребенка не возможно заставить отдать то, что ему дорого! А о бабушке я тогда не думала, не понимая ее роли! А потом эта старуха на трамвайной остановке - я уверена, это была та красивая старушка, продавшая нам с бабушкой браслет! За много лет с ней что-то произошло. Возможно, от старости и одиночества вошла она в образ "городской сумасшедшей". Бабушка меня вылечила, спасала мне жизнь и всегда меня радовала своей любовью. Она много для меня значила в моей жизни и без чужого браслета. А он пусть спасает жизнь и радует теперь других. А может быть он уже давно в нашем музее или в другой стране. Ну и пусть.


Рецензии
Просто ВОСХИТИТЕЛЬНО! Вы - мастер создавать настроение! Так тонко, нежно - ласково, порой грустно, с изысканнейшим юмором - лёгким-лёгким, штрихами разноцветными, солнечно о чувствах ребёнка и деликатности взрослых...

Вера Данилова 2   28.08.2021 11:21     Заявить о нарушении
Дорогая Вера! Я искренне рада вашей оценке, спасибо! Просто то, о чем я обычно пишу, идет всегда из глубины сознания, я не вымучиваю - что написать и как. Столько всего вокруг, только приглядись и уже рассказ! Заходите пожалуйста, всегда буду рада вам.

Лариса Гогуева   31.08.2021 14:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.