Пути самопреодолений

«Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например убийством, грабительством и т.д., – а оттого, что от него бывают гибельные последствия».
Преподобный Варсонофий Оптинский

Я давно заметил на практике, что чем меньше ты расспрашиваешь, о чём бы то ни было людей, тем большего доверия и откровения вызываешь у них.
Но одно дело заметить, и совсем другое воплотить эту черту в собственный характер – мне пришлось немало потрудиться в жизни, вырабатывая в себе это умение: умение подавлять в себе любопытство. Хотя я с детства не отличался особым сованием носа не в свои дела, но вдруг просыпающийся во мне интерес к какому-либо предмету, бывало, перехлёстывал природные свойства, в том числе – не совать свой нос с расспросами к человеку и вот тогда я был назойлив, что и сам в себе замечал. Именно над этими моментами в своей жизни мне и приходилось много и долго работать над собой, пока я преодолел в себе, какую бы то ни было страсть пытливости.
Всякое усиленное желание задать интересующий меня вопрос я преодолевал прижатием собственного горла: если человеку надо будет излиться, то он, так или иначе, облегчит свою душу и без расспросов. Вот этот приём запрещения я начал практиковать ещё во время службы в армии, а через несколько преодолений себя добился полного и ровного отношения к людям.
Причём, несколько позже, проанализировав достоинства не любопытства, я с каким-то приятным чувством удовлетворения заметил в себе пришедшее спокойствие.
Это внутреннее самообладание было ещё очень далеко до той тишины души, которая пришла позже. Из всякого анализа внутренней деятельности – я сделал вывод: земной путь самооисправления велик и даже, в чём я более и более утверждаюсь – при земной жизни человека недосягаем.

И особенно важную деталь в этой внутренней деятельности, которую необходимо вытесать в себе, как указующую веху добродеятельного пути – это всегдашнее призывание помощи Божией. Без этого святого навыка вся внешняя и внутренняя деятельность человека обречена на провал, а значит, обще людской путь продолжится, и колея эта приведет в тупик самообмана.

Да поможет всем нам Господь, желающим преодолевать свои навыки в пороках и дурных привычках! Аминь.

Октябрь, 2020.


Рецензии