ОТ МОРЯ И ДО МОРЯ. Рассказ 3

ЧТО-ТО ЕЩЕ ОСТАЛОСЬ В ПАМЯТИ …

Да-да. В  памяти еще остались какие-то проблески, реминисценции  детского калейдоскопа о жизни на Камчатке.

Бодливый бычок
Я выбрался из барака, чтобы немного погулять. Мне еще мало лет. На полянке около дома откуда-то взялся бычок.
Да-да, маленький бычок, у которого еще нет рогов и на месте, где у него когда-то вырастут рога, всего лишь маленькие бугорки.
Я – ребенок, да и бычок тоже ребенок.  Ребенок коровы.
Он увидел меня и игриво двинулся в мою сторону, чтобы познакомиться со мной.
Я инстинктивно почувствовал, что мы с ним в разной весовой категории и не стремился к тесному общению с ним. Он же, не желая причинить мне зла, хотел просто со мной поиграть как с равным.  Мордой и головой, где у него маленькие бугорки, стал катать меня по земле.
Я испугался и стал кричать…
Кто-то из взрослых вышел из дома и отогнал бычка.
Откуда он взялся бычок?
Дело  том, что в поселке, в гарнизоне некоторые семьи офицеров держали коров и другую живность.

ххх
ЛЫЖИ
Живность держала и моя мать. Держала кур в пристроенном к бараку сарайчике. Там же хранились мои санки и маленькие лыжи. И я как-то  зашел в этот сарайчик.
Нашел свои лыжи, но мне, чтобы их взять, пришлось маневрировать среди залежей птичьего помета. Детским умом я все-таки понимал, что топтаться по этим залежам все-таки не комильфо.
Осторожно выбрался из сарайчика.
А вообще-то любопытная вещь: в возрасте 3-4 лет дети на Камчатке уже умели ходить на лыжах.
Это вроде как в приморской зоне Крыма большинство детей этого возраста умеют плавать.

ГАРМОШКА
Люди в гарнизоне жили как бы одной семьей, одним двором.
Я с одним солдатиком, молодым деревенским парнишкой-новобранцем разобрал мою гармошку, которая прекрасно пиликала, и на ней даже реально можно было исполнять простые мелодии. Нам хотелось из одной гармошки сделать много гармошек. Да и вообще хотелось очень увидеть,  что там внутри этого инструмента.
Разобрали и дергали отдельные детали, которые издавали дребезжащие звуки.
Отец мой увидел результаты нашего творчества и сказал: «Ум  короткий и у малого дитя и у взрослого».

ххх
ЛЕТЧИК ГРИГОРЬЕВ
- Да, черт побери! – раздавался голос летчика Григорьева почти всегда, когда он заходил  к нам в гости. Из-за своего  двухметрового роста  ему редко удавалось не задеть головой о коробку (притолоку) низкой входной двери…
Он дружил с моим отцом,  летал с ним в одной эскадрилье.
Сухопарый, жилистый и очень сильный.
Заядлый охотник, рыболов. Неутомимый рассказчик, увлекающийся человек. Позже, в другое время жизненные пути моего отца и летчика Григорьева снова пересекутся в таврических степях Украины, где они снова будут летать в одной эскадрилье.

ххх
ЯПОНСКИЕ ВОЕННОПЛЕННЫЕ
 Во время войны с Японией летчики камчатского гарнизона оказали  существенную поддержку нашим героическим десантникам при взятии островов Курильской гряды. Советские бомбардировщики подавляли огневые точки противника, расположенные в укрепленных сооружениях на островах.
По окончании боевых действий на Курильской гряде появились первые японские военнопленные. Были они и у нас на Камчатке в гарнизоне в Елизово. Использовались на хозяйственных работах и содержались в нормальных условиях.  Конечно, плен это не курорт. Но, тем не менее, в условиях незавершенной войны, их бытие сильно контрастировало с тем, которое описывается некоторыми авторами, когда речь идет о содержании японских военнопленных в других регионах СССР после окончания Второй Мировой войны.

Волею случая  моя семья как-то «столкнулась» с японскими военнопленными на Камчатке.
Мне об этом рассказывала мать.
Отец однажды прислал несколько японцев к нам домой, чтобы они накололи дров на зиму. Внешне они выглядели необычно: в темной одежде, сзади на поясе закреплены маленькие полотенчики. Вообще, надо отметить: японцы очень чистоплотная нация.
Пленные солдатики принялись за работу и часа через 2-3  все закончили.
После этого мать решила их покормить и пригласила в дом. На стол она накрыла типично русский стол: закуска, первое, второе блюдо, десерт. Для общего пользования хлебница с хлебом и сахарница с колотым сахаром.
Все по очереди японцы исправно съели, попили без сахара чаек, а потом принялись за кусковой сахар и весь его «сгрызли».
Мать с удивлением за этим наблюдала. Но кульминация наступила, когда, уже собираясь идти на выход, один из военнопленных на верху платяного  шкафа увидел японский самурайский меч, который был  у моего отца в качестве трофея.
Япончик попросил у хозяйки дома разрешения посмотреть меч. Хозяйка разрешила.
А дальше случилось что-то невероятное. Японец  начал разглядывать оружие, что-то на нем увидел, какие-то иероглифы, прочитал их. Потом стал причитать, выть, безумно кричать.
Мать с перепугу выбежала на улицу.
Но все закончилось благополучно. Японец угомонился, либо его товарищи его угомонили. Обошлось без эксцессов.

ххх

О ЧЕМ ГОВОРИЛИ ВЗРОСЛЫЕ

Взрослые часто вспоминали о своей жизни в камчатском крае. Рассказывали друг другу, как наши летчики летали в командировки в Хабаровск, который для камчадалов был более южным и благодатным городом. А сама Камчатка в то время административно входила в Хабаровский край.
В моих документах и, в частности, в паспорте, в графе «Место рождения» так и пишется: «Село Начики, Петропавловского района, Хабаровского края».
Сегодня не все обитатели полуострова знают об административном подчинении в прошлом их края  другому краю.
Уже в 90-е годы, мне, будучи в санатории на Кавказских минеральных водах, пришлось поспорить с одной дамой, приехавшей на отдых в Ессентуки с Камчатки, об административной   принадлежности ее края в 40-е годы ушедшего столетия.
Ей было лет 45, она много лет прожила в Петропавловске Камчатском, работала завучем в школе, вырастила дочь, но упомянутого мной факта не знала.
Стала со мной спорить.
- Чего спорить? – парировал я и показал ей разворот моего паспорта, где было четко прописано место моего рождения.
Конечно, такая информация для нее была откровением.

Но вернусь в русло моего первоначального разговора о жизни летчиков и их семей на краю света в те далекие времена, в годы Второй Мировой войны.
Так вот, летчики иногда летали по рабочим делам в командировку в Хабаровск и, вернувшись в свои гарнизоны, привозили в свои семьи экзотические для Камчатки овощи и фрукты. Например, помидоры и огурчики, яблоки и груши.  Откуда эти деликатесы появлялись в Хабаровске?  Ведь этот город и его окрестности далеко не субтропики и даже не средняя полоса европейской России!
И разгадка этого лежит в том непреложном факте, что в этих краях, в Хабаровском крае до войны, а также какое-то время после нее  во Владивостоке и других местах чуть севернее Приморского края потомки казаков и украинцев приспособились каким-то образом в закрытом грунте выращивать разного рода зелень и овощи.

И вот, камчатские летчики привозили из Хабаровска гостинцы.  А дома, чтобы надолго и всем хватало,  бритвенными складными лезвиями, похожими на складные ножи,  разрезали тонкими ломтиками помидоры и огурцы …
Смаковали и растягивали удовольствие…

Привозили летчики  также и простой одеколон, типа тройного. Использовали его вместо лосьона после бритья.
К моему отцу как-то повадился один  приятель и выпрашивал у него очередной флакон одеколона, якобы чтобы освежаться после бритья.  Слишком часто обращался с этой просьбой, так что возникло подозрение, что он использовал одеколон не по назначению. Пил его, наверное, вместо спирта.

ххх
Между взрослых шли также разговоры о полетах наших советских летчиков на американских самолетах, которые они «перегоняли»  по ленд-лизу из Америки. В северных, заполярных широтах эти самолеты были капризными, давали сбои. Иногда застревала какая-нибудь льдинка в бензопроводе, и самолет падал на землю где-нибудь в тундре. Бывало,  падал на болото, либо на водное зеркало какого-нибудь озера.
Другим летунам приходилось идти к ним на помощь и спасать их …

Было ли это правдой или вымыслом, сегодня сказать трудно…

Слышал также неприятную историю о пилоте бомбардировщика, у которого в экипаже также был штурман и стрелок-радист. Каждый из них располагался в отдельной кабине. В аварийной ситуации экипаж имел право покинуть самолет. В таком случае пилот давал команду и каждый из членов экипажа самостоятельно покидал самолет, выпрыгивая из своей кабины с парашютом.
У пилота бомбардировщика произошли два трагических случая. В первый раз, вероятно пилот запаниковал в воздухе, потому что ему показалось, что с самолетом творится что-то неладное. И он, по всей видимости, не предупредив других членов экипажа  о своем решении покинуть борт самолета, выбросился из своей кабины с парашютом. Сам спасся, а два других его сослуживца погибли, потому что не получили вовремя команды об эвакуации.
После этого шло расследование, но доказать вину пилота не удалось.
Он снова был допущен к полетам. Летал с другим экипажем.  Вскоре история повторилась. Пилот спасся, два других летчика погибли
Опять шло служебное расследование. Доказать ничего не удалось, настолько все было сложно…
Тем не менее, все-таки командование  решило пилота комиссовать, уволить из рядов вооруженных сил.
Вот, пожалуй, на этом и заканчиваются все мои реминисценции в калейдоскопе детских воспоминаний.

МОСКВА       сентябрь  2020 г.


Рецензии
Александр, с интересом прочитала Ваши воспоминания о камчатском детстве. Как дальневосточница потомственная и хабаровчанка хочу внести некоторые поправки, подобные вашим спорам с сорокапятилетней дамой.
Посмотрите хотя бы в Википедии про климат Хабаровска. Мои предки, прибывшие под Благовещенска в конце 19-го века выращивали здесь все, в том числе и фрукты. А бабушка со стороны мамы так готовила их на продажу. Торговала всю зиму.
А в 90-тых годах, когда опять у нас открылась торговля с китайцами, они завезли свои помидоры. На коробках было написано - выращены без применения грунта. Из-за полной разрухи брали эти твердые шарики одинаковые по размеру и совершенно не вкусные, с запахом хлорки. Я добыла из них семена, посадила на даче, урожая не получила.
А сами китайцы, когда увидели, что их помидоры не особо пользуются спросом, начали брать наши "хабаровские розовые". И теперь круглый год нас ими снабжают. И красными разных сортов.
Не знаю, насколько это правда, но, якобы, у них помидоров доселе в питания не было, они очень быстро овладели и развили культуру их выращивания именно в девяностые годы, приглядевшись к дальневосточникам.
В то время журналисты рассказывали об этом как об образце китайского предпринимательства.
Жизнь Ваших родителей, которые были намного моложе моих, была, конечно, намного легче. Времена изменились. Видела я землянки еще и в пятидесятых годах в Сибири. Далеко от войны и по времени, и по расстоянию. Написала в главе В НАЗАРОВО. Тяжело жилось людям.

Успехов Вам

Надежда Дьяченко   05.12.2020 22:33     Заявить о нарушении
Надежда, спасибо за ваши ценные замечания. Я позже на основании их внесу коррективы в мое повествование.Постепенно буду читать и осваивать вашу семейную сагу. Все очень интересно. Вы проделали большую работу. А я, в свою очередь, приложу усилия, чтобы завершить мою сагу.
История освоения Дальнего Востока хранит в себе еще много не раскрытых тайн, неизвестных для массового российского читателя.
С величайшими симпатиями к вам и вашему творчеству
Александр Попов

Александр Попов 8   07.12.2020 18:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.