Страшная тайна гибели парома Эстония вскрыта?
Страшная тайна гибели парома «Эстония» вскрыта
В день памяти жертв крушения парома «Эстония» премьер-министр прибалтийской республики Юри Ратас на специальной пресс-конференции заявил о необходимости нового расследования катастрофы, случившейся более четверти века назад
Поводом для внезапного заявления политика стал вышедший в этот же день на телеканале Discovery документальный фильм «Эстония»: находка, которая меняет все».
Находка — это пробоина длиной около четырех метров и шириной примерно 1,2 метра в корпусе судна. Ее подводные съемки и были показаны в фильме.
А сенсацией это стало потому, что в официальном отчете расследования, которое было окончательно прекращено в 2009 году, нет ни единого упоминания о данном повреждении.
Чтобы попытаться понять, как такое вообще оказалось возможным, стоит напомнить ключевые факты.
Паром «Эстония», следовавший из Таллина в Стокгольм, потерпел крушение ночью 28 сентября 1994 года в финской зоне ответственности по поиску и спасанию на море. Из находившихся на борту 989 человек выжили 137. Остальные 852 человека погибли и/или считаются пропавшими без вести, поскольку были обнаружены лишь 94 тела. Кораблекрушение остается самым крупным из случившихся в Балтийском море в мирное время.
Итогом многолетнего расследования стали выводы комиссии, что причиной затопления парома стали отвалившиеся носовые ворота (визоры) и сильный шторм.
Швеция, Эстония и Финляндия ратифицировали специальное соглашение о могильном покое, согласно которому приближение к погибшему парому запрещено и наказуемо. Это единственный подобный случай на планете.
Более того, шведами разрабатывались планы залить судно бетоном, превратив в саркофаг, но в итоге все ограничилось тем, что его засыпали несколькими тысячами тонн гравия.
Однако документалиста Хенрика Эвертссона не остановили запреты и год назад он спустил к остову судна робота, который и сделал те самые съемки, что ныне произвели эффект разорвавшейся бомбы.
Опрошенные кинематографистами эксперты дружно утверждают, что такая пробоина в корпусе не могла стать результатом взрыва на борту. По мнению профессора морских технологий Йоргена Амадала, подобные повреждения могли быть вызваны внешним ударом силой в 500-600 тонн.
Ну а бывший глава эстонской комиссии по расследованию гибели парома Маргус Курм прямолинейно предположил, что причиной крушения стало столкновение с подводной лодкой. Шведской подводной лодкой.
Кстати, в том районе тогда действительно проходили натовские военные учения.
Теперь властям трех стран, но в первую очередь Швеции, предстоит ответить на чрезвычайно неприятные вопросы, а для начала: почему и каким образом до сих пор не было известно о многометровой пробоине?
Повреждения находятся на участке корпуса, который был виден и в 1994 году, а значит, по словам Курма, либо паром тогда вообще не сочли нужным исследовать, либо пробоину зафиксировали, но не сообщили о ней общественности.
При этом политический антураж в виде уникального запрета приближаться к затонувшему парому и попытки засыпать его (особенно тот самый пострадавший правый борт) гравием дают повод думать не о халатности следствия, а о куда худшем — заговоре на самом высоком государственном уровне с целью скрыть истинные причины произошедшего.
Важное обстоятельство: 26 лет, прошедшие с 1994-го, — довольно большой срок, но не настолько, чтобы они стали седой древностью. По сей день жива значительная часть спасшихся с «Эстонии» и близких родственников жертв. Также здравствуют многие из государственных деятелей, принимавших непосредственное участие в тех событиях.
Например, премьер-министром тогда был Карл Бильдт. Да-да, тот самый Карл Бильдт, больше известный миру как бывший министр иностранных дел Швеции в 2006-2014 годах и яростный русофоб.
Он покинул премьерское кресло в начале октября 1994-го из-за поражения на выборах, прошедших в середине сентября, но было бы очень любопытно услышать в свете новой информации его комментарии о самых первых днях после катастрофы.
Вот только Бильдт — как и его преемник Ингвар Карлссон — уже отказался общаться на эту тему с прессой.
Интрига в том, зададут ли бывшим и действующим шведским руководителям неудобные вопросы так, что они будут обязаны отвечать, или же заинтересованным силам удастся в очередной раз все замять, как они это делали предыдущую четверть века.
Подробнее - выделить ссылку, правая кнопка мышки, перейти по адресу
Если длинная ссылка исчезла - выделить название, правая кнопка, найти в Яндексе.
Свидетельство о публикации №220100100512
"Опрошенные кинематографистами эксперты дружно утверждают, что такая пробоина в корпусе не могла стать результатом взрыва на борту". Простите, о чем можно говорить? При чем тут эксперты? Достаточно посмотреть, в какую сторону загнуты её края. (Если пробоина есть, конечно), и если она есть, причем от внешнего воздействия, то надо подумать, откуда она взялась.
Насчет столкновений - к гадалке не ходи: других судов в районе парома не было, да и не обошлось бы без его повреждений, или повреждения подводной лодки. Скрыть такое было бы невозможно.
Я в таких случаях привожу слова Мюллера из к/ф "17 мгновений весны": "Что знают двое, то знает и свинья". Вы можете себе представить, что о том могли не знать экипаж подводной лодки, персонал базы, куда она возвратилась (не могли ведь она погибнуть тоже и остаться в месте гибели парома) и персонал дока, где её должны были бы ремонтировать.
Что касается взрыва на борту - выжившие после крушения парома, хотя бы два-три человека из всех, которые не спали, такого взрыва не слышать не могли. И потом - интересная форма пробоины. Опять же, если она есть. И еще интересно то, как можно увидеть её в тысячах тонн гравия, которым засыпали паром. (Засыпали, скажут те, кто это сделал, чтобы рыбаки об него не рвали сети).
Стремление в верхах не раскачивать особо тему тоже рождает сомнения...
Не спорю, загадок много (как и в случае гибели "Курска"), но, на мой взгляд, мистики в таких случаях больше, чем фактов.
Очень интересно Ваше мнение. Тем более, если учитывать заголовок Вашей статьи.
Альберт Иванович Храптович 02.10.2020 07:25 Заявить о нарушении
И заметьте - моя статья отнесена к рубрике "репортажи". То-есть я просто информирую читателя о том, что появилось новое об этом трагическом происшествии.
А Ваша рецензия - полезное дополнение к вопросу. Спасибо.
Евгений Ширяев 02.10.2020 09:37 Заявить о нарушении
Я по старой привычке прицепился к мелочам, Извините.
Но, всё-таки, обратите внимание на заголовок к своей статье. Может к нему приставить знак вопроса? (Никогда не поздно).
Всего Вам доброго,
Альберт Иванович Храптович 02.10.2020 19:11 Заявить о нарушении