Ты не плачь старушка не грусти И That s All Right

В первые послереволюционные годы в Совдепии пели песни, где ведущей была тема деклассированности, нищеты, трудности жизни. Авторы музыки многих любимых народных песен той поры – В.Кручинин, а слов – Павел Герман. Множество из ими созданного, кроме «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», критиковалось, отвергалось, запрещалось официальной пропагандой. Герман был даже репрессирован как враг народа, но арестован поздно – в 1952 году, и быстро был реабилитирован.

По мере развития жанра «шансона» и общего изменения  окружающей среди («жисть» становилась лучше и веселее) ведущими персонажами в блатных песнях становились

а). коварная девушка-обманщица (эдакая Кармен),
б). образ матери.

Мать в песнях блатарей – идеальна. Она старенькая, больная, верная, ждущая, бесконечно любимая. Она хотя и предупреждала сына ранее, но он не послушался. Не надо было «водиться» с ней, роковой женщиной в первую очередь, а уж потом –  с ворами…

Помню, помню, помню я,
Как мать меня любила
И не раз и не два
Она мне так говорила:
Не ходи на тот конец, 
Не водись с ворами…
----------------------------------------------
Я подумал тогда – и пошел воровать
Из-за этой красивой девчонки
-------------------------------------------------
Ах, мама, мама! Родимая мамаша!
Забыл твой голос, забыл где ты живешь.

Сколько критических стрел обрушивалось на эти песни! Есть в них и пошлость и чуть ли не  клоунада...

А нам ЭТОГО не надо!

И как это можно серьёзную тему социалистического строительства в массы с помощью популярной песни не воплощать!? И потом, большинство из этого ШАНСОНА написано на мотивы чуть-чуть измененные, мотивы душещипательного мещанского вальса.

Однако исключительная популярность КАМЕРНЫХ (тюремных) песен свидетельствовала о другом: рабочие и крестьянские массы устали от хоровых революционных агиток  и потянулись к лирике - пусть и непритязательной...

Как бы то ни было, но они (шлягеры эти) заслуживают сегодня полной "реабилитации". Пусть «веселится и ликует весь народ»!...

***

А на другой половинке Земного шарика жил незаметно люмпен-пролетарий по имени
Артур Крюдап, чёрный неповоротливый гигант. Он родился в глуши штата Миссисипи  в семье наемных рабочих на плантациях. Стал он ещё мальчишкой петь ГОСПЕЛ (негританские песни-молитвы) в церквах, не отрываясь от тяжелой работы. Наконец его заметили и пригласили в ансамбль «Четверка, поющая всё». С этой четвёркой он добрался до Чикаго, где группа распалась и полностью растворилась в безвестности.  А «большой парень» - Вig Boy Crudup остался жить под мостом в картонной коробке, зарабатывая на хлеб игрой на гитаре и пением на улице. И года не продлилось такое существование….

Ему бросил милостыню продюсер фирмы Синяя птица Лестер Мельроуз.

То были трудные времена – 1940 год. Страна еще полностью не оправилась от депрессии.

Мельроуз нанял Большого Парня для участия в одной вечеринке-встрече музыкантов и богемы Чикаго. Выбравшись из-под картона своей берлоги под мостом, Парнишечка сотворил чудо – переиграл всех приглашенных на джэм-сэшн, в том числе и самого Большого Билла Брунзи. Невиданное и необъяснимое, «восьмое» чудо света…

Началась карьера великого музыканта стиля БЛЮЗ… Первые его грустные «романсы» покорили Америку. Слова, музыка и перформанс – всё слито воедино, всё пережито самим Большим Парнем.

Эх, мама мне твердила, папа тоже говорил:
Так, как ты живешь, сынок, и эта женщина – смерть твоя.
Но – всё в порядке, успокойтесь.
Мама, все в порядке, как бы тебе плохо ни казалось.

Каждая новая запись на пластинку – новые лучшие песни.  «"Rock
Me Mama," «Кто тебя обманывает», «Руки твои», «Я рад, что ты моя» «Этель Мэй»….

 К 1946 году он написал десятки песен. Наконец - шедевр "That's All Right",  который  в традиционном блюзовском исполнении Крюдапом остался почти незамеченным.

А дальше творческая жизнь прекратилась. Началась борьба за авторские гонорары с фирмами, поиски нового творческого амплуа в качестве трубача под псевдонимом Елмер Джэймс или исполнителя чужих песен в фирме Чеккер под маской имени Перси Ли Крюдап.
 
Большой Парень вынужден был из-за нехватки денег на жизнь уехать на родину в Миссисипи, где долгие годы работал сезонным рабочим на полях, а в перерывах – занимался контрабандой поддельного спиртного. Говорят, что это – хорошо сработанная журналистами легенда, которую сам придумал Крюдап в начале 60-х годов.

Когда Элвис Пресли исполнил свою первую песню в стиле рок-н-ролл с характерным движением бедер (за что получил прозвище Элвис-Пэлвис – Элвис-Задняя часть тела пониже спины), рукоплескали и воздвигли на вершину Олимпа именно его, красавчика
Пэлвиса, а не хрипящего и нефотогеничного Большого Парня. А потом настала очередь крюдаповской песни «Моя милашка меня покинула, не сказав ни слова», затем «Этель Мэй»… Удачливым был РИМЭЙКОВЕЦ Элвис Прэсли -  «Филипп Киркоров американской эстрады».

А вот она, без прикрас и купюр, оригинальная, спетая самим Крюдапом моя любимая «Мама» рок-н-ролла. Споёмте, друзья:

That's All Right, Mama  https://www.youtube.com/watch?v=h5vxQjOAt1A


That's all right now Mama, that's all right with you
That's all right now Mama, anyway you do
But that's all right, that's all right
That's all right now Mama, anyway you do

Well my Mama she done told me, Papa told me too
The life you're living, son, now women be the death of you
But that's all right, that's all right
That's all right now Mama, anyway you do

Baby, one and one is two, two and two is four
I love that woman but I got to let her go
That's all right, that's all right
That's all right now Mama, anyway you do

Babe, now if you don't want me, why not tell me so
You won't be bothered with me round your house no more
That's all right, that's all right
That's all right now Mama, anyway you do


Рецензии