Красавица

  В трельяжном зеркале в  модной ореховой оправе  отразился тревожный взгляд  голубоглазой красавицы.  Цвета спелой пшеницы волосы  были небрежно заплетены в длинную  косу ,  лёгкий румянец  , нежно-перламутровая кожа   и   высокая  грудь под белой батистовой сорочкой, отделанной тонким  изящным кружевом… Полнота  совсем не портила Фаину, скорее наоборот.
« Художник слишком болен, чтобы меня соблазнять. Он  всё-таки  друг Фёденьки  Шаляпина»,- пронеслись в голове мысли о последней встрече с  Борисом Кустодиевым.  Так красавица пыталась успокоить себя.
  В  этот день  извозчик привёз  Фаину из  театра в Камергерском переулке  несколько позже обычного.

 Уже не в первый  раз  за кулисы к ней , театральной приме  и любимице  Константина  Сергеевича Станиславского, заходил усталый художник, мучительно-болезненно опирающийся  на  трость.
Он работал над декорациями к  спектаклю "Смерть Пазухина ".  Через некоторое время всем стало приметно, что , делая  эскизы к женским сценическим костюмам, художник рисовал одно и то же лицо – лицо Фаины Шевченко.
  Скромно, нежно  и ,одновременно, настойчиво  живописец уговаривал  Фаину позировать ему  для картины обнажённой…

  Впервые актриса увидела Бориса Кустодиева в перерыве  между  репетициями спектакля.  Именно тогда,  уже очень известный  художник,  и предложил  Фаине стать моделью для его работы.
 На первое предложение позировать для  картины Фаина легко и быстро согласилась, будучи польщена .  Но когда узнала, что позировать придётся голой, возмутилась.
  Она прекрасно понимала, откуда ветер дует : « Ах, Федя, Феденька! Неуёмный!..»
 Несколько  раз  актриса с возмущением отказывала  Борису Кустодиеву:
- Мне такой позор не нужен. Я – актриса Художественного театра. И что? Тысячи людей увидят меня голой?
- Фаина Васильевна, - обращался Борис Кустодиев к двадцатилетней актрисе, - поймите же, это нужно для искусства. Я же не для себя прошу вас раздеться, а искусства ради. Пройдёт время,  и Вы будете благодарны мне за то, что  смог запечатлеть Вашу неповторимую  красоту.  На этой картине вы всегда будете молоды и прекрасны».
  Воспользовавшись некоторым замешательством собеседницы, Борис  Михайлович  нежно взял её за пухлый локоток…
  В голове Фаины эхом пронеслось:  «всегда …молоды и прекрасны...это надо же как…»

И что-то будто щёлкнуло, переключилось. Она поняла, что художник всё-таки прав и, кто знает, может быть это единственная, в своём роде,  возможность остаться молодой …навсегда. Да, эта извечная женская мечта  обезоружила молодую артистку

                ***

  Незаурядность характера, импульсивная  энергия,  естественность и  живой интерес  к собеседнику в сценическом общении делали Фаину очень заметным  явлением в  театре.
  Известный в своё время  театральный критик  П. А. Марков  писал о Фаине Шевченко: «…ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем…»

  Казалось, что нет  такой характерной роли ,с которой она  бы не справилась. Как из рога изобилия  лепились галантно-манерные купчихи и  весёлые пышногрудые торговки,  искрящиеся  юмором . Достоверность  образов просто зашкаливала . Её  любили  и в самом  театре, и вне его .
Соня Гиацинтова старалась запомнить каждое движение и интонацию , ей вторила  юная Фаина Раневская,  будто бы проговаривая губами  каждое слово с совершенно особенной  мимикой, которую видела у Фаины Шевченко...

  Нередко в  гримёрке устраивались  девичники.  Своих приятельниц-актрис Фая высматривала из окна гримёрки и отчаянно зазывала низким бархатным  голосом:
-Девки, идите какао пить с пирожками!»
Если же дамы сопротивлялись,  в  ход с весёлыми искорками смеха  пускались  шуточные угрозы
-На возвратном пути придете, не выпущу! Пить-есть надо!

Зрители  подолгу не отпускали  Фаину со сцены , а её  гримерка после спектаклей наполнялась ароматами  цветов . Эти  букеты в изобилии приносили   поклонники талантливой актрисы  , нередко  в них были вложены  и трогательные записки.  Мужчины Фаину боготворили.
  Но театральная дива  была дама была весьма рассудительная…  Вот  только Феденька, Фёдор Шаляпин…Но разве здесь можно было устоять!?.

Борис Кустодиев работал окрыленно, легко и быстро, несмотря на сильные боли в позвоночнике.
Вдохновение притупляло боль и уводило её на задний план. 
В Москве был сделал основной  эскиз с натуры , а полотно  в целом    завершалось  уже в Петербурге.

  Там же  и прошла  знаменитая выставка «Мира искусства», с блистательной  « Красавицей»  Бориса Кустодиева.
Сказать, что работа произвела фурор – ничего не сказать.
  Сливки общества, рафинированная публика  прекрасной  эпохи роняла лорнеты и по многу раз протирала носовыми платками запотевшие  линзы моноклей…
  Из розовых волн стеганного шелкового одеяла и белой пены роскошного кружева в нежном перламутровом люстре  являлась  миру  русская красавица, от которой  невозможно  было оторвать взгляд.
 На фоне картин  с анемичными  и искусственно-манерными  дамами  эпохи модерна , «Красавица» была действительно  ослепительна.

Когда сама Фаина увидела на выставке картину, то  поморщилась и низким грудным голосом произнесла :
 - Очень толстая!
 - Какая есть, - улыбнулся живописец и с нежностью поцеловал её душистую розовую  ручку.

Были и довольно курьёзные  случаи.
Один из церковных иерархов после посещения выставки  с «Красавицей» сам, собственными руками, наложил на себя епитимию. Вот что им было когда-то  написано: «…Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою „Красавицу“, ибо смутил он навек покой мой. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои…»

  Известие о позировании для картины в  стиле «ню» сильно огорчило руководителя МХАТа  К.С. Станиславского.
 - Прочь с глаз моих, -с горечью возопил  Константин Сергеевич, - распутница!!!
Вот тогда-то небо показалось Фаине с овчинку… Все думали , что её уволят.
Но…гениальный режиссер оказался  отходчив. Выше  его сил было не видеть и не слышать любимую приму в своих спектаклях.
Угроза увольнения  благополучно миновала, а актриса получила новые роли…
           ***
 Спустя десятилетия Фаина будет снова вглядываться  в то самое зеркало в ореховой оправе с искусной  резьбой в стиле модерн… Как сквозь призму времени, увидит себя молодой, именно такой  , какой запечатлел её Борис  Кустодиев.

  Знаменитая  актриса, народная артистка СССР, орденоносец и лауреат двух Сталинских премий с  тёплой  и нежной грустью снова прошепчет:
«Ах, Федя, Феденька… Неуёмный…» На  туалетном столике перед зеркалом стоял хрустальный  флакон  французских духов…тех самых, что  так любил Фёдор Иванович…

  Гастроли в Париже, их встреча…  романсы на два голоса, от которых хотелось летать!
Вспомнила, как на этих гастролях муж Саша с револьвером искал в пылу ревности Фёдора Ивановича  по гостиничным номерам, но не нашёл…  Еле успокоила…
               
                ***

  Ф.И. Шаляпин до последних дней хранил небольшой портрет Фаины, который  живописец сделал специально для своего друга . Это был  оригинальный ракурс, где его возлюбленная  была  изображена со спины…
Фаина счастливо проживёт в Москве со своим вторым  мужем  Александром, артистом  театра им. Вахтангова,  до самой смерти последнего . Александр приходился братом  её первому мужу  Григорию Хмаре  -  когда-то известному в России актёру , а в эмиграции  - владельцу и режиссеру  собственного русского театра в Париже.

 Когда я работала над эссе , то нашла в интернете любопытное  интервью  Надежды Дунаевой  с внучкой  Фаины Васильевны : « Как Фаина Шевченко разбила сердце Фёдору Шаляпину», напечатанное  в еженедельнике «Вечерняя Москва» от  7 ноября 2012 года.
 Интересный факт, который не засвечен  больше ни в каких других, известных мне, источниках от лица внучки актрисы Екатерины Дмитриевны: « Когда МХАТ отправился на гастроли в Париж, Фаина встретилась с Федором Шаляпиным».

 И вот ещё:
 «Сама бабушка о романе с Шаляпиным не рассказывала. Но некоторые факты говорят сами за себя. Фаина Васильевна до конца своих дней бережно хранила портрет известного певца. А он, в свою очередь, заказал у Кустодиева портрет актрисы. И Борис Михайлович еще раз написал для него «Красавицу».
По возвращении из Парижа жизнь продолжалась.
У Фаины Васильевны родилась дочка Фаина, которую родные называли Флена»…

Но главной  любовью всей жизни Фаины Васильевны  останется всё-таки сцена.
Так бывает…

В  1971 году замечательной артистки  не станет. Покоится Ф.В. Шевченко  на Введенском кладбище в Москве.

                ***

 А  великолепие  женской красоты радует нас и поныне.

Всмотритесь в эти прекрасные, лучистые, наполненные светом  и трогательной мечтательностью,  бирюзовые глаза кустодиевской «Красавицы».
Они  цвета высокого апрельского неба  посреди   берёз…
Утонули?..  Вы их запомните навсегда.
Вот такое оно – настоящее искусство.

Художник несколько  раз  повторил  портреты Фаины Васильевны ,   каждый раз привнося нечто  характерное  и особенное  на момент  написания портрета.
В Государственной Третьяковской галерее  в Москве хранится самый первый оригинал картины «Красавица» 1915 года. Когда-то он находился в частном собрании Игоря Грабаря. Там же представлен   и другой  вариант картины от 1921 года .
 А в Тульском  музее изобразительных искусств – «Красавицы»  1918 и 1919 годов.
В частных коллекциях России есть ещё несколько их авторских повторений.
Своему другу Константину  Коровину Б.Кустодиев подарил оригинально- шутливый вариант «Красавицы» - "Купчиха и домовой" (1922)

Но первый, исполненный любовного озарения художника , перламутрово-нежный и прекрасный – мой самый  любимый.

  В мае 2003 "Красавица" на лондонском аукционе "Сотбис" ушла за немыслимую сумму – 845 600 фунтов. По курсу американского доллара на  день продаж  это составило  порядка 1,2 миллиона долларов – фантастическая сумма для произведения искусства .  Покупатель из России  пожелал остаться  неизвестным. Это была та самая «Красавица»,  которую Борис  Кустодиев написал для своего друга Фёдора  Ивановича Шаляпина.



                Фото. Борис Кустодиев "Красавица", 1915г.


Рецензии
С удовольствием и большим интересом прочитала ваш талантливый рассказ! Картина Кустодиева мне была известна, а вот остальное узнала с вашей помощью. Написано легко и с любовью.
С уважением,

Лариса Чурилова   19.12.2022 13:00     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Лариса!
/
Прекрасного новогоднего настроения и вдохновений!
С теплом душевным,

Наталья Николаевна Максимова   24.12.2022 14:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.