Мастер и Маргарита. ЭТО О ЧЕМ?

Когда мне довелось прочитать М&М (а в 1986 году, это могло только «довестись», роман в СССР купить было невозможно), впечатление оказалось сильным.
Сегодня, когда этот роман читан-перечитан десятки раз, изучены горы литературоведческих произведений, просмотрены фильмы… ощущения, конечно, иные.
Но я вспоминаю то, первое.
Что задевает в этом произведении Булгакова?
Действие?
Надо сказать, что М. Булгаков действительно «изобрел» совершенно новый вид экшена: до него темные силы выглядели совершенно иначе. Они были ужасны, или, по крайней мере, их пытались таковыми изобразить. Они могли быть такими, как в «Фаусте», но нигде до Булгакова, они не были наделены столь колоритным чувством юмора, или сатиры, если угодно.
Да, это действительно новаторски и хорошо.
Но роман, все-таки, привлекает не только и не столько сценами (по сегодняшним дням совсем невинных) хулиганств Бегемота и Коровьева.
Есть иное – главное, что отличает М&М, от всех остальных произведений о дьяволе, делающих роман уникальным.
Мировая литература до Булгакова была полна описаниями взаимодействия человека с дьяволом, а сегодня не только полна, но и переполнена. Схема однообразна: дьявол дает нечто, взамен требует самое дорогое, чаще всего – душу. Человек всегда борется с дьяволом и его слугами.
А кто в романе Михаила Афанасьевича воюет с силами всемирного зла? Поэт Иван Бездомный и милиционеры? Кто еще?
Главным героям это не приходит в голову.
Почему?
Вот здесь и суть: дьявол у Булгакова исполняет роль, которую не исполнял ни в каком ином случае - утешителя и успокоителя. Он прилетел в душную Москву для того что бы покарать гонителей Мастера. Мастер его об этом не просил. Воланд сам пришел и наказал. А Мастеру дал то, в чем он более всего нуждался – покой.
Вот здесь и кроется основная суть этого романа. Вселенское Зло в нем – положительный герой. И заметьте: дьявол-Воланд в романе абсолютно бескорыстен, ничего (включая душу) он не требует в обмен на свои благодеяния (как не дико звучит это слово, применительно к их источнику).
Высшее, огромное зло, дьявол, черт, Люцифер, сатана, лукавый, демон… оказывается той , позитивной по смыслу романа, силой, которая так нужна и Мастеру, и Маргарите для отмщения.

Роман М.Булгакова М&М своей достаточно завуалированной сутью противостоит идеям христианского смирения и всепрощенчества.
Конечно, Булгаков написал сказку, в которой он реализовал самое жгучее, накопившееся к концу его жизни, желание отомстить своему окружению. Булгаков-Мастер слаб и немощен, но месть в сказке состоялась, поскольку в этом волшебном мире есть "высший судия" для наказания "наперсников разврата". Но это совсем не Божий суд. Это идет из другого, противоположного лагеря.
Да, Мастер в романе недееспособен. Он не может ни принять, ни отвергнуть «дары» Воланда. Но общий настрой романа в связке Мастер-Воланд создается Маргаритой – душой привязанной к Мастеру. Именно Маргарита создает импульс их, в завершении романа совместной, тяги к мщению.

Сила романа еще и в том, что его основная линия – месть за страдания Мастера, сопровождается описанием параллели – страданий Иешуа. Аналогия между страданиями Мастера и Иешуа доведена до такой степени, что для полноты и завершенности романа в этом его смысле, не хватает только сцены спасения Воландом Мастера от сожжения на костре советской инквизиции.

Иешуа добр, смиренен, страстотерпим …, но идущие за ним не получали и никогда не вкусят  сладость самого яркого душевного лакомства – мести. А именно это ощущение реализует автор в своем романе, а вслед за ним и любящие это произведение читатели.
Именно современному читателю идея наказания за попрание справедливости в том виде, в котором это описал Булгаков - без собственного участия, наиболее близка, а ее реализация безмерно желательна. И совсем не важно, кто и что несет вам это наслаждение - созерцание наказания тех, кого вы считаете виновными в ваших бедах - ощущение реализованной чужими руками вендетты. Если это  черт, значит это черт.


Рецензии