Урок рисования Элизабет Эдвардс

ЖЗЛ


1981
Любопытное наблюдение сделала американская преподавательница рисования Элизабет Эдвардс.
Её ученики нередко лучше справлялись с копированием сложных рисунков, если эти рисунки предъявлялись им в перевернутом виде.
Заинтересовавшись этим явлением, Эдвардс провела следующий эксперимент: 84 ученика копировали рисунок - портрет Стравинского (композитора, не путать с психиатром) работы Пикассо, установив его правильно. А другие 84 ученика должны были перерисовывать портрет, перевернув его.
Результаты превзошли все ожидания. Во второй группе копии получились гораздо более близкими к оригиналу, хотя уровень рисовального мастерства у обеих групп был одинаков.
Глубже изучая этот феномен, Эдвардс пришла к следующему выводу.
При рисовании, считала Эдвардс, левое полушарие, более рациональное и логичное, стремится осознать, назвать словами рисуемый объект. Этим оно только мешает правому полушарию, которое специализируется на восприятии образов, образном мышлении. Перевернув копируемый рисунок, Элизабет затрудняла его понимание для "логичного" левого полушария, и в дело вступало правое, без труда улавливающее взаимное расположение линий и пятен и копирующее их на бумаге, не особо задумываясь, что же означают эти линии.
Наверное, так оно и есть. Если проще - без всяких полушарий - при правильном положении оригинала довлеет образ, копировщик находится в виртуальной зависимости от него. В подчиненном положении. И нервничает...


Рецензии