О моей поездке в Суздаль и Боголюбово

Я вышла в прохладный воздух. Ранее утро. Оказалось не так сложно просыпаться ранним утром, когда еще не рассвело, когда есть, зачем просыпаться, и сама эта цель раннего вставания взбудораживает каждую клеточку тела от восторга.

Раннее утро я провела не в спешке, наслаждаясь каждой его секундой. Не спеша выпила кофе, не спеша позавтракала, не спеша собрала вещи, и также не спеша спустилась по лестнице на улицу и с силой распахнула дверь наружу. Поражает тишина раннего утра, даже птицы молчат, сидя на веточках. Мир наполнился тишиной. Пройдет еще несколько часов прежде, чем этот мир наполнится звуками человечества, но сейчас в 5: 30 утра он тих и нем. Только-только недавно рассвело, и небо кажется мне светло-голубого оттенка. Не видно ни одного облачка. Солнце медленно поднимается из-за горизонта на востоке, отбрасывая длинные тени, удлиняя мою собственную на асфальте. Солнце украсило фасады домов, облило их утренним золотом, дома светятся природным светом.

На остановке  мало людей. Все с удивлением смотрят друг на друга, как будто мысленно вопрошают, куда вы, молодая девушка, направляетесь в такую рань, в субботнее утро, когда все ваши сверстники еще видят десятый сон в своих постелях. Я бы с радостью ответила им, что я еду на дачу. Это могло бы оказаться правдой тоже, несомненно, но в то субботнее утро я отправлялась в свой долгий, но короткий путь- в поездку в Суздаль.

На самом деле все мои мысли занимал не сам Суздаль, об этом городе я знала только его название, и смутная давнишняя рекомендация подруги посетить этот город. Суздаль – город древний. Даже само название отдает стариной, С-У-З-Д-А-Л-Ь.
Но Суздаль остался на затворках моей памяти, потому в  своей голове, стоя на остановке, а затем едя в метро, а затем всю дорогу на автобусе, я воображала учебник по истории. Я вспоминала станицу с параграфом, где описывались памятники древнерусской архитектуры. И на этой странице, в любом учебнике, всегда была она. Ее название завораживало меня, как и год ее постройки. "Церковь Покрова На Нерли".  Что такое 12 век? Как давно это было? Насколько давно? Мой мозг не в состоянии представить столь отдаленные временные  величины. Юрий Долгорукий? Но что может сделать эфемерная персона, несколько строчек о которой сохранилось в летописи, которую я никогда в жизни не видела, против церкви, материального объекта, сохранившегося с той эпохи, которую я увижу уже сегодня. Смотря в окно автобуса, переводя взгляд с поля на деревья и обратно, я чувствую, как мое сердце наливается теплом от восторга. 

Экскурсовод низким спокойным голосом ведет свой рассказ о былых давних временах, вводя людей в сонное состояние. Автобус, мирно покачиваясь едет то вверх то вниз.
Всю дорогу до Суздаля я смотрю в окно. Я не могу сказать про себя, что я путешественница, я мало где была и мало, что видела. Поэтому сегодня я наблюдаю, гляжу и запоминаю все, на что упадет мой взгляд. Мы проезжаем деревни, чьи дома стоят прямо на междугородней трассе, дома старенькие, перекошенные.

Мы проезжаем поселок городского типа. С быстрой скоростью мимо меня проносятся пятиэтажные дома, но я успеваю заметить ЭТО, и мое сердце вмиг наливается жалостью. Я понимаю, что людям на самом – то деле некуда уезжать из таких домов, никто не приобретёт квартиру в таком доме, но какого должно быть тяжело и горестно жить в доме аварийного типа, с которого, кажется, еще 30 лет назад, отсыпалась вся фасадная плитка, обнажив рассыпчатый кирпич внутри. Когда постоянно живешь в крупном городе, принимаешь как данность все жизненные условия, которые предоставляет Москва, и не задумываешься о тех людях, которые вынуждены жить в других условиях. Это ни в коем случае не жалость к ним, но это чувство сожаления и злости, что подобные дома вообще существуют, и что они обитаемы.
Экскурсовод заканчивает свой рассказ многозначительной паузой, извещая скорейшее прибытие в город. Церковь Покрова На Нерли, гвоздь программы, ожидается вечером. А наш автобус тем временем переезжает мост через реку и выезжает на объездную дорогу вокруг Суздаля, с которой нам открывается панорамный вид на город. Все разом поворачивают макушки и глядят вдаль.

Открывшийся вид на горизонт поражает воображение. То здесь, то там блестят золотом верхушки церквей. Наш автобус словно проделывает путешествие в прошлое: мы едим по дороге настоящего и через широкие окна, завешанные занавесками, мы глядим вдаль, до самого горизонта на старинный город, россыпью драгоценных камней стоят деревянные яркие одноэтажные дома. Вся атмосфера места будто шепчет нам: Добро пожаловать в старину!

Спустя некоторое время автобус останавливается у широкой стены Суздальского женского монастыря, куда мы заходим, пройдя через узкую дверь, заблаговременно надев косынки на головы.

Я гуляю вдоль по главной аллее, по левую сторону от которой стоят новые деревянные домики- монастырские кельи. На террасе одного из таких домов я замечаю женщину в черном одеянии- платье в пол, которая сидит на стуле, подставив лицо теплому солнцу. Она оживленно с кем-то разговаривает по телефону.

На обратном пути к автобусу замечаю пару- маму с дочкой. Они стоят за воротами, у монастырской стены, девушка,  выставив ногу вперед, в лучших традициях псевдомодельного ремесла, скрутив губы трубочкой, и изогнув тело в вопросительный знак, позирует у стен монастыря! Я прохожу мимо и тихо усмехаюсь. Мама фотографирует свою ненаглядную дочурку, но она чувствует неловкость и, возможно, стыд за сие действие, и через каждые несколько секунд она жалобно просит ее прекратить и вернуться в автобус, на что дочь ей грозно просит  продолжать фотографировать. Как же нелепо! Мне стало жалко маму.

К обеду нас привезли в ресторан, где рассадили за 4- местные столики в произвольном порядке. Соседи по столику попадаются разные, потому что, конечно, все люди разные. В этот раз напротив меня сели две женщины средних лет, они подруги, работающие в школе. А рядом со мной села молодая девушка чуть постарше меня. Сначала мы ели в тишине, бывает неловко начать разговор с незнакомыми людьми, боязнь потревожить их спокойствие или наткнуться на стену непонимания. Некоторые люди спокойно переносят вынужденное молчание, занимаясь своими делами и мыслями. Но девушка, сидящая рядом со мной, видимо, не относилась к категории подобных людей, а была им противоположна. Поелозив на стуле, усевшись по удобнее, она громким голосом задала вопрос, от чего женщины и я удивленно подняли свои глаза от тарелок.

- Ну так что, вы часто ездите на экскурсии? Где бывали? Что видели?
Женщины кратко рассказали о своей недавней двухдневной поездке в небольшой русский город, почти село, на что молодая девушка, удивленно вскинув бровь,  спросила:
- Но что там такого интересного? Вот мне нравятся Владимир или Ярославль…
- Там у них есть местный мастер- художник, который разрисовал им все дома…- робко ответила женщина.

- Так вы бы мне посоветовали туда сьездить?- спросила молодая девушка, бойким звонким голосом.
-Да, там красиво.-  сказала женщина и разговор замолк.
Девушка была весьма претенциозна.

Повисло  неловкое молчание. Чтобы продолжить разговор я спросила у девушки:
- А вы где бывали?
- Ой, да я много где была,- она перечислила с 10 городов. – Но больше всего, конечно, понравился Ярославль. – я ей посоветовала съездить в Нижний Новгород.
- А это не деревня? Не люблю деревни…-
- В Нижнем Новгороде даже метро есть.- на этом я хотела закончить разговор с ней, но мне вспомнилось ее мимолетное упоминание Плеса, в который я уже почти год лелею надежду съездить, насладиться красотами Волги и заглянуть в музей Левитана.
- Вы были в Плёсе? Как вам?
Наверное, и правда, у меня есть черта, переоценивать людей, приписывать им хорошие качества. В конце концов, надеяться, что , возможно, они разделяют те же ценности, что и я. Хотя бы отчасти.

- Плес мне вообще не понравился. Деревня деревней. Жить бы я там не хотела. – она это сказала, как отрезала. Повисла гробовая тишина за нашим столиком. Снова все уткнулись в тарелки.
Женщина напротив тихим голосом сказала мне:
- Если вам нравится живопись, Вам понравится Плес. Там есть музей Левитана.

Я кивнула головой в ответ, соглашаясь с ней и разделяя наши общие ценности.
Оставшееся время за столиком никто не разговаривал. Закончив кушать, девушка сухо поблагодарила нас за проведенное время и ушла. Наверняка, она посчитала нас за очень скучных собеседников.

Сразу после обеда нас ждало веселое развлечение- дегустация хмельной медовухи. Из ресторана мы вышли на главную площадь Суздаля, впервые окинули взглядом город. Стояла хорошая погода, было солнечно. Синее небо над головой, река блестит вдали. Обойдя центральную гостиницу Суздаля, мы вошли под низкую каменную арку и оказались в небольшом ресторане, оформленном в русском стиле. Стены были украшены узорами, напоминавшие русские мотивы. В дегустационном зале стояли длинные столы и лавки, а у стены расположилась огромная белая русская печь. Взгляд не мог не заметить большой деревянный трон, выполненный в стилистике времен Ивана Грозного. Детишки со смехом зализали на него, и  усевшись удобно, властным взглядом оглядывали дегустационный зал, представляя себя властителями мира.

Для нас специально накрыли стол, поставили русские подносы, на которые поместили двенадцать небольших чашечек, в которых было налито горячительное.  Молодая девушка, одетая в русский кафтан и с красовавшимся на ее голове красным кокошником, рассказывала историю каждого напитка, описывала вкус и материалы изготовления. Медовуха оказалось немного крепким напитком. В нашей группе царила веселая атмосфера, все шутили и смеялись. Особенно всех забавляла пара подружек, уже женщины в возрасте, которые уселись сбоку от стола на перекошенную лавку, их излюбленной шуткой были слова о том, как бы им не упасть с лавки вниз под стол.
Медовуха была вкусной. Компания, окружавших  меня людей, была доброй и веселой. Закончив дегустацию, все разбрелись гулять по городу в наше небольшое свободное время.

Наконец,  выйдя из ресторана, впервые с приезда я смогла окинуть взглядом улицы, посмотреть внимательно на здания.

Свернув на небольшую улицу, я поразилась контрасту времен. Несомненное ощущение, будто попал в далекое прошлое, когда человечество еще не знало автомобилей, а люди передвигались на экипажах, которых здесь можно было лицезреть в огромных количествах, всех мастей и форм. Конечно, это было своего рода аттракционом для туристов, но лошади, запряженные в экипажи, добавляли свой колорит и очарование городу, застрявшему в прошлом.

 В этом городе торговал каждый, кому не лень. Все главные улицы заполнены уличными торговцами, продававшими всякие безделушки. Рядом с церковью стояла девушка с гитарой в руках, она пела русские народные песни.

Пройдя по этой дороге до самого конца, я уткнулась в стену Суздальского Кремля, который стал для меня совершеннейшим открытием. Я даже не подозревала о существовании кремля в Суздале!  Мне очень захотелось зайти внутрь, но вход был платный и время поджимало.

Сразу за кремлевской стеной находилось широкое поле, где поколениями была протоптана широкая дорога, соединявшая две части города- жилую и центральную . Я немного прогулялась вперед, насладилась широтами среднерусской равнины, оглядела панораму города и вернулась обратно.

Уже спеша к автобусу, проходя мимо насыпных валов, я не смогла отказать себе в удовольствии не забраться на его верхушку и не оглядеть в последний раз этот прекрасный город. Тот последний взгляд на церковь, на поле, на реку, на деревенские дома вдали я запомню на всю жизнь.

Я пришла несколько раньше назначенного времени к месту сбора и решила сесть на скамейку в ближайшем парке. Ко мне вскоре присоединилась та пара- мама с дочкой, остальные лавочки в парке оказались заняты.

Как часто бывает, что мы грубим близким людям, и сами даже не замечаем этого. Но именно нагрубивший человек не замечает того, что он нагрубил. А тот, кому нагрубили, всегда это замечает, и затем грустит.  Так поступала та дочка по отношению к своей маме. Она постоянно грубила ей, говорила обидные вещи, обижалась на нее, а мама всегда лишь отмалчивалась  и грустно смотрела на проезжающие машины. Воспитание детей это тяжело.  Конечно, чересчур строгим родителем не стоит быть, но еще хуже быть бесхарактерным родителем, и позволять своему ребенку помыкать тобой.

Наконец, автобус приехал, и мы отправились в долгожданное мною место- чистое поле, через которое придется пройти 2 километра пешком. Столь долгий путь стоит свеч, ведь в конце этого пути нас будет ждать старинная церковь, шедевр древнерусской архитектуры- Церковь Покрова На Нерли.

Нас высадили из автобуса в маленьком местечке, название которого известно нам очень хорошо из школьных учебников по русской истории- Боголюбово. Нынче это представляет собой небольшое село, в котором находится известный монастырь, а на отдалении от стен в чистом поле, на разливных лугах стоит небольшая древняя церковь.

Честно признаться, меня мало интересовал этот монастырь, мне хотелось поскорее увидеть ЕЕ. Но зайдя на территорию и обойдя главную церковь, все мое сожаление разом улетучилось. В нашей группе повисла тишина, никто не мог вымолвить ни слова, все в немом удивлении и в изумлении, подняв свои головы, смотрели на странное сооружение. Как нам объяснил экскурсовод, эта постройка еще древнее Церкви Покрова на Нерли, ее построил Андрей Боголюбский для своего дворца. Дворец не сохранился, осталась только эта башня с тех древних времен.

Это было невероятной красоты сооружение. Его никак нельзя было отнести к православной традиции архитектуры, но, отнюдь, это было смешение из православной и католических традиций. До сих пор не известно имен людей, которые построили этот замок. Возможно, это были итальянцы.

Мы обошли это здание и остановились у его задней стены, где на постаменте стоит табличка: "Здесь был убит Боголюбский".

Экскурсовод попросила обратить наше внимание на стены башни. Она показала нам следы соскабливания горных пород с камня. Их выскоблили в каменные блоки. В это трудно поверить, что подобной красоты здание построили в самом начале 12 века.
Наконец, шагая по узкой тропинке через заливные луга, меня посещали мысли: бытует мнение, что русское домонгольское творчество не представляло из себя ценности. Все было примитивным и доморощенным. Но глядя на эту башню, я просто не понимаю, как можно придерживаться подобного мнения. Да, старинных построек, относящихся к тому времени осталось очень мало, можно сосчитать на пальцах одной руки, но это же не может означать отсутствие какой-либо ранней культуры. И церковь, купол которой уже начинает медленно подниматься из-за горизонта, наглядное тому подтверждение.

Она оказалась намного меньше, чем я себе представляла ее. Это что-то среднее между часовенкой и полноценной одноглавой церковью. Очень воздушная, легкая. Фасад украшен лепниной на растительные и животные мотивы. Подобная лепнина встречается только в данной местности, это было местное, как бы это сейчас сказали, ноу-хау.

Меня поразил рассказ экскурсовода про строительство Церкви Покрова- На- Нерли. Оказывается, фундамент ее составляет несколько метров, в землю вбиты глубокие сваи, потому что внизу ее расположились заливные луга, которое частенько бывает после дождей разливаются в одно сплошное озеро. В 12 веке люди уже умели строить здания в крайне сложной местности.

К сожалению, все внутреннее убранство церкви утрачено. Эту церковь хотели снести.. Все фрески были сбиты. Но церковь удалось спасти, а фрески так и остались утрачены. Сейчас внутри церкви на тебя смотрят голые бетонные стены. Печальное зрелище.

Рядом с церковью стоит аттракцион для туристов, повозка, запряженная в лошадь. При мне семья сядет в нее и умчится прямо через заливные луга к железнодорожной станции. Пока я буду шагать обратно, где-то далеко в поле я буду наблюдать развивающуюся гриву лошади и фигуры людей. В той части поля пустынно , и подобный вид повозки и лошадей в тумане, среди травы, больше напоминает таинственный мираж из прошлого.

Начинало уже темнеть. У железнодорожной станции я купила себе магнитик на память с изображением Церкви Покрова На Нерли.

Спустя некоторое время мы тронулись обратно в Москву.

Тогда уже совсем стемнело, и внутри автобуса зажгли свет. Мне нравится любое время, проведенное в путешествии, но путь домой в темном автобусе, глядя в окно на включенный свет в окнах и теплые фонари, занимает особенное место в моем сердце.

Одна моя мечта сбылась. Я увидела своими глазами Церковь Покрова На Нерли.
В автобусе я дала себе обещание в следующий раз обязательно отправиться в Плёс.

(Аудио- спектакль доступен по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=DiYUfh65puI)


Рецензии
ВИОЛЕТТА!

занимательная экскурсия-мне ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ В ПЛЁСЕ... У ТРАВКИНА он возродил древнерусское хозяйство с кузней и тд...купил оберег...
но экскурсия была теплоходная на 5 дней... масса впечатлений и веселья-хотя было холодное начало августа с ливнями...

а церкви до 12 в строили из розового туфа возле суздаля тоже были залежи-он отлично пилится но прочный...

с добр нч!

Ник.Чарус   10.05.2021 11:34     Заявить о нарушении
Спасибо большое!

Виолетта Мерцалова   10.05.2021 13:49   Заявить о нарушении