Сестра Рэтчед, 1 сезон

Американская история сестры Рэтчед

Да кто же из нас не смотрел нетленку под названием «Пролетая над гнездом кукушки»?! Шедевр не только по меркам Голливуда 70-х – этот фильм закрепил за собой статус бессрочно культового. Помимо мощного сюжета и отличной актёрской игры всех причастных, конечно, запоминается напряжённое противостояние бунтаря Макмёрфи и старшей медсестры Милдред Рэтчед, олицетворяющей бескомпромиссную тоталитарную систему во плоти.

Поэтому, узнав о выходе первого из двух сезонов сериала, посвящённого той самой отбитой медсестре, я кликнула своих товарищей и товарок. Мы совершили чудо и собрались-таки, чтобы глянуть «Сестру Рэтчед». Все восемь серий происходило настолько живое обсуждение, что «Пусть говорят» и не снилось. Коллективный разум наш так пахал, только когда мы придумывали карантинные сто дел, скажу я вам. Особенно активно выступала моя подруженька Надя, работавшая какое-то время медсестрой в психиатрической больнице. Так что, погружение в атмосферу сериала у меня вышло на славу.

Сюжет

Дело происходит в 1947 году. Милдред Рэтчед *Сара Полсон*, прибывает в Калифорнию. Она имеет опыт работы медперсоналом во время Второй мировой войны, а теперь интересуется должностью медсестры в психиатрической больнице небольшого городка Лусия. Руководит заведением доктор Ричард Гановер *Джон Джон Брионс*, а на подпевках у него старшая сестра Бетси Баккет *Джулия Джонс*, влюблённая в своего чудненького и загадочного начальника.

В больнице практикуют странные эксперименты над человеческим разумом, вводят новые методики лечения ориентации *ахахахаха*, испытывают на пациентах сомнительные способы терапевтического воздействия вроде термических ванн и лоботомии через глаз, но финансирования деятельному доктору явно не хватает.
Тогда он решает встретиться с губернатором *Винсент Д’Онофрио*, как раз озабоченным рейтингами на фоне грядущих выборов. Помощница губернатора, мамзель средних лет по имени Гвендолин *Синтия Никсон*, способствует заключению соглашения между чиновником и доктором – Гановер получит финансирование, если признает нового пациента вменяемым и готовым предстать перед судом.

А пациентом этим оказывается некий молодой человек Эдмунд Толлсон *Финн Уиттрок*, зверски убивший четверых священников. Толлсону назначена психиатрическая экспертиза, которую ему предстоит пройти в больнице доктора Гановера. Губернатор надеется, что в случае осуждения преступника на казнь рейтинги поднимутся, и он будет переизбран. Чтобы достичь этого, он сулит Гановеру финансирование, даже не вникая в его методики и в прошлое, которое таит не одну мрачную тайну.

Доктор радуется перспективе новых денежных вливаний, но не подозревает, что эксцентричная миллионерша Ленора Осгуд *Шэрон Стоун* уже выслала к нему наёмного убийцу, чтобы отомстить за давние грехи.

Тем временем Милдред Рэтчед идёт на всё ради получения должности медсестры в этой больнице, ведь Эдмунд Толлсон представляет для неё особый, личный интерес….

Плюсы

Автор идеи и основной пахарь при создании – Эван Романски. Это его первый сольный крупный проект, в своё время он приложил персты к созданию «Лузеров», «Голливуда» и много чего ещё. Исполнительным продюсером наряду с Майклом Дугласом тут заделался сам маэстро Райан Мёрфи («Американская история ужасов», «Американская история преступлений», «Поза», «Вражда», «Голливуд»).

В «Сестре Рэтчед» балом правил именно Романски, использовавший традиционный для Мёрфи сеттинг, в котором, поди, создатели уже набили грёбаную оскомину на всех местах, клепая однотипные сериалы в особой стилистике. Детища Райана Мёрфи отличаются друг от друга только незначительными переменами в касте и разбросом при выборе локаций и временных рамок. В остальном – это зрелищное психоделическое фрик-шоу с полным набором персонажей-полудурков. И хотя Романски напрыгнул на эту высоту, я не могу сказать, что он её взял. Даже при участии самого Мёрфи.

Но всё-таки здесь чувствуется собственное восприятие создателей, которое мгновенно передаётся через экран, позволяя зрителю ощутить открытую пристрастность режиссёра по отношению к событию или персонажу. Если вы любите «Американскую историю ужасов», а особенно приглянулся вам второй сезон этой антологии: «Психбольница», то «Сестра Рэтчед» заставит визжать от восторга все восемь серий. Гарантирую.

Ибо чёртовы восемь серий у меня было стойкое чувство, что я всё-таки обозналась и включила второй сезон «Истории ужасов». До смешного – одна и та же сюжетная канва, драматические приёмы, актёры, даже диалоги в «Рэтчед» местами чуть ли не слизаны с предшественника. Однако, Романски взял из «Истории ужасов» только часть того, за что аудитории так полюбились проекты Мёрфи. Мог бы скопи****ить больше, преданные поклонники уссались бы от счастья.

Есть даже любимая сериальная фишка Мёрфи – когда посерёдке выплывает харизматичный персонаж, напрямую влияющий чуть ли не на каждого ведущего героя. Как правило, финалов у такого персонажа два: либо он выпиливается в той же серии, либо к концу сам становится основным. Драматический ход один-в-один, как в сезоне «Психбольница». Правда, ход хороший, и в «Сестре Рэтчед» он ничего не испортил, покуда дело не покатилось к финалу.

Сюжет балует зрителя пряничками в виде нескольких неплохих ВОТЭТОПОВОРОТов и НИЧОСей *НИЧОСИ – это когда ты в общем-то такого расклада ожидал, но всё равно немножко удивлён*. На самом деле, качественных ВОТЭТОПОВОРОТов было фиг да нифига, в основном момент удивления возникал за счёт муссирования сочных подробностей неприглядного прошлого Милдред Рэтчед или любого *на самом деле любого – там такой зоопарк собрался, что пипец* другого персонажа. Но для стилистики творений Райана Мёрфи, которой раболепски подражает Романски, это норма: кто смотрел его сериалы, тот поймёт.

Заглавной темой они выбрали «Пляску смерти» Сен-Санса и, сука, не промазали ни на миллиметр. Высокоинтеллектуальные ныряльщики жалуются, что при выборе музыки для заставки им не хватило глубины. Ну, ребят, сочувствую. Всплывайте на поверхность и утрите слёзки. Ибо мне воистину непонятны подобного рода претензии, поскольку «Сестра Рэтчед» не претендует на запредельную глубину, оставаясь неприкрытой копипастой со вселенной Мёрфи. В сочетании со смысловым рядом сочно снятых, насыщенных, зрительно вкусных кадров заставки музыка погружает в состояние тревожного ожидания, подтягивая тот самый саспенс, на котором обычно и выезжают проекты подобного типа.

Создатели явно любят историю своей страны *ну, или любят зарабатывать на ней *, и в «Сестре Рэтчед» они охватывают множество социальных повесток конца сороковых, находящих отклик и в сердцах современных людей. Борьба за права человека, гуманизм против смертной казни, эхо недавно завершившейся войны, самоидентификация сексуальной ориентации, анализ собственных пороков и столкновение с рамками общества, незавидная участь сирот, отголоски Великой депрессии, детская сексуальная эксплуатация, а также многое, многое другое зритель сможет уловить и проанализировать. Чтобы решить, согласиться ему с точкой зрения Романски или нет.

Надо признать, он умеет подавать определённые события не в занудном ключе, и лучше всего удаётся Романски сообщить важные факты из биографии героев. В ход идёт всё: от кукольного спектакля до своеобразной вербальной прелюдии между случайными любовниками – бац, и мы осведомлены о поворотных моментах в судьбе героя без клишированного трёпа глаза в глаза. Цветопередача и стилистика каждой локации очешуенна в своей футуристической вычурности с сохранением лишь малой толики атмосферы Америки конца сороковых. Здесь эстетика снова приближает скорее к китчу и гротеску, чем к ювелирной исторической достоверности. 

Пасхалок в сериале хоть отбавляй, и к финалу сезона чувствуешь себя херовым кроликом, то и дело вылавливающим эти самые яйца уже почти в каждой сцене: отсылки к реальным маньякам, множественные намёки на вселенную Мёрфи, библейские параллели - замучаешься перечислять. Да Хоспади, там даже были печи, при помощи которых недоубийцы уничтожали следы своих косяков! Прямо как во втором сезоне «Американской истории ужасов».

Первые серии – сплошной восторг. Вот их, кстати, Райан Мёрфи и снимал сам. Это прям чувствуется, потому что всё к месту: от трёхсот оттенков зелёного, до раздвоения экрана в нужный момент. Как создатель, Мёрфи умеет твёрдо удерживать повествование от падения в *беня несуразицы полюбившимися рычагами вроде ржачных диалогов, эффектного появления новых действующих лиц, точного выбора событий и так далее. Даже сильная половина нашей гоп-компании засмотрелась на симпатичные машины-жучки; на яркие финтифлюшки в декоре мотеля, где остановилась Милдред; на реально атмосферную психбольницу. Да чего уж –на бабьи шляпки залип даже наш брутальный Вовчик, а это о многом говорит: когда режиссёрское видение и талант актёра и костюмера так совпали, что смогли привлечь внимание зрителя, которому все эти компоненты прежде были до фонаря. Сара Полсон на мой взгляд справилась с ношением этих нарядов лучше других – она словно выпрыгнула из конца сороковых со своей безупречной причёской и идеально сидящими шляпками.

Без шуток, костюмы и реквизит очень красивые. Вдобавок, каждая актриса прекрасно и органично смотрится в одежде своей героини, будь то прибабахнутая миллионерша Ленора, энергичная помощница губернатора Гвендолин или дерзкая практикантка Долли. Макияж, украшения, аксессуары и мельчайшие детали декораций выше всяческих похвал.

Каст ветеранов Мёрфиады очень удачно разбавили Софи Оконедо и Шэрон Стоун. Они на самом деле были глоточками свежего воздуха: то ли у них другая актёрская школа, то ли другая подача персонажа, но факт остаётся фактом – зрителя весьма интригуют именно их героини: Шэрон в образе двинутой миллионерши Леноры с обезьянкой на плече и измученная жуткими пытками, психически больная Шарлотта в исполнении Оконедо. Хотя появляются они к середине сериала, когда, кажется, костяк действующих лиц уже сформирован, можно легко забыть о других персонажах, залипая на божественную игру той же Оконедо.

Сюжет похож на кубик Рубика, вертящийся на все лады, но изначально созданный из трёх цветов-направлений: безумие клиническое, безумие общественное, безумие цели. Создатели сразу объясняют это зрителю на примере доктора Гановера с его странными наклонностями, представляющего клиническое безумие; далее презентуют губернатора-политикана, олицетворяющего пороки «нормального» общества; и третья голова сюжета – ветка Милдред, одержимой своей целью, которую она поначалу возводит до абсолюта, едва не съехав головой. Пока режиссировал Райан Мёрфи, он твёрдо удерживал сюжет, не давая ему растечься к чертям. Если бы авторы остановились на развитии этих трёх линий, играя с ними по ходу развития повествования, сюжет получился бы просто великолепным, возродив всё лучшее, чем так славился в своё время Мёрфи. При этом у них удался бы действительно крутой приквел «Пролетая над гнездом кукушки» с перепрочтением тематики безумия и вопроса появления монстра искусственным путём – то есть, сделать всё, что посулил Райан Мёрфи в анонсе от Netflix. Ах, если бы… Если бы…

Минусы

Мёрфи и Ко нихера не поняли, когда отхватили по щам за «Вражду» сначала от Оливии де Хэвиленд, а потом огреблись со сценарием для второго сезона, который забраковали и не стали снимать. В погоне за стилем и эстетикой Романски с брызгами просирает уровень драматического конфликта, логику поведения персонажей и саму сюжетность тоже.

Сюжет, как я уже сказала, ни разу не сквозной – на середине эта уже и без того разветвлённая мразь раздваивается, растраивается как бошки Гидры, и ты сидишь и не понимаешь, за которой головой тебе следить, когда у тебя своя-то всего одна, да и та не особо шурупит после трудовой недели. Но повествованию на это плевать, и оно с бешеной скоростью несёт охеревшего зрителя по направлению к финалу сезона: больше персонажей, больше событий, которые ни на что не влияют, больше душещипательного трёпа, больше бабьих слёз, больше предыстории героев, от которой крыша съезжает с макушки, и хочется издать крик испуганного хомяка! И в довершение: н-на тебе открытую концовку! Сиди, гадай, чем там у них дело кончилось, и на что ты потратил восемь часов своей жизни, сука тупорылая! 
Логика машет одной из милашных шляпок Милдред Рэтчед и уезжает в сиреневые *точнее, в голубые* дали, оставляя нас с персонажами, которые начинают действовать простапатамушта. Вне зависимости от ориентации или половой принадлежности герои мнут сиськи в пяти, а то и десятиминутных диалогах со слезами, повторами слов «Я тебя люблю!» в ответ на «Я не хочу возобновлять это снова!». Христосе-Вестеросе, я смотрела почти все сериалы Мёрфи и усвоила, с каким пиететом он относится к ЛГБТ сообществу, сам будучи его частью. Однако даже в самом всратом сезоне «Истории ужасов» мне не приходилось наблюдать за такой ущербной любовной линией, какой автор наделил двух важных героинь истории. Боже, эти убогие бабские разборки, неправдоподобные диалоги, нелогичные поступки – на жопной тяге я едва не улетела на Плутон.

Создатели следуют новому веянию моды – прикрывать конченых ублюдков отношением общества, которое якобы и сделало из них чудовищ. Мол, монстрами не рождаются, а становятся, потому что когда-то с этими людьми очень плохо поступали. Они озлобились и пошли крошить направо-налево не только истязавших их гадов, но и ни в чём не повинных лиц. Когда Мёрфи пообещал показать в сериале эволюцию Рэтчед из обычной медсестры в полноценного монстра, он солгал *как и во многом другом*. Потому что Милдред с самого начала оказывается гнидой, которую ни разу не жалко, ведь сразу видно, что создатели истошно тужились, чтобы наградить персонажа максимально тяжёлым детством и кучей личностных проблем.

Чтоб уж наверняка проняло зрителя, надо сделать Милдред не только лесбиянкой, но лесбиянкой с трудной судьбой и тернистым путём принятия собственной ориентации. Пусть она будет суровой-жестокой бабой, бесчеловечно манипулирующей людьми для достижения своей цели в первых сериях, пусть травит стариков, шантажирует медсестёр, а потом – РАЗ, и пусть она помогает воссоединиться двум лесбиянкам, потому что расчувствовалась, вот почему. А единственный мужик, которому она искренне сочувствует, это старший медбрат Хак *Чарли Карвер*, являющийся инвалидом с обезображенным на войне лицом. Пусть она цапается со старшей медсестрой Баккет, строит ей лютые козни, но, когда Баккет расплачется после того, как её отошьёт доктор Гановер, Рэтчет должна, ДОЛЖНА, сука, успокоить её в больничном туалете. А потом – помочь заново нанести макияж и сказать, что этот мужик говно и не стоит такой крутой бабы, как Бэтси Баккет! Shto blyat`?! Это явно аллюзия на толкан одного из ночных клубов, где все успокаивают плачущую бабу, но на кой хер тут этот феминистский ход-то был?! *Романски, а ты хорош! Тебе надо оскаровские фильмы клепать – вон как толерантные комбо мутишь.*
Отсылок к «Пролетая над гнездом кукушки» нет от слова «совсем», разве что знаменитая лоботомия на разные лады и издевательские процедуры над больными. Но этого было совершенно чуть-чуть. Да, я знаю, что они не собирались *да и не должны* превращать приквел в раба фильма, однако и выдавать такой третьесортный радужный шлак – постыдились бы!

Каст сериала уныл до хруста челюстей при широченной зевоте. Такое чувство, что Мёрфи обзвонил кружок ближайших друзей-коллег и выцепил из нового поколения симпатишных ЛГБТ-персон, чтобы замесить вот такой вот толерантный междусобойчик со своими корешами-ветеранами Мёрфиады. Ну и Шэрон Стоун позвал, чтобы бабка поразмялась. *Справедливости ради следует сказать, что Райан любит отдавать предпочтение возрастным актёрам, не позволяя им выпадать из обоймы, что хорошо. Но ещё он любит фигарить уже почти бабушек в образах секс-бомб, что плохо.*
Сара Полсон, хоть и чудесно смотрится в костюмах конца сороковых, играет ужасно однотипно – в «Психбольнице» из серии «Американской истории ужасов» она старалась на порядок лучше. Да даже в «Восьми подругах Оушена» Сара блеснула ярче, чем солируя в «Сестре Рэтчед». *Чтоб два раза не вставать – мне пофиг на ориентацию людей. Вообще. В целом. Абсолютно. Я про это уже простыню в 5 страниц накатала. НО! Если уж вы хотите в своём проекте разобрать социальную повестку ЛГБТ-комьюнити *как по-умному сказанула-то, а!*, то будьте добры добавить к этому ещё и дельный сюжет, чтобы одно вязалось с другим. А не сливать героя в унитаз, посвящая целую серию лесбийскому счастью на берегу моря. Это всё-таки, не романтический розовый харчок!*

Большинство молодых актёров сыграли плохо, скорее кривляясь в подражании гротескной стилистике Райана, нежели вживаясь в образы своих персонажей. В процессе просмотра так и хотелось сказать: «Где эмоции, Лебовски?» Все, блять, ухмыляются, вихляются, растягивают слова. Итог – мы прикладывались к бокалам и стаканам каждый раз, когда выпиливали очередного долбогрёба, потому что сопереживать сложным персонажам, ювелирно прочувствованным актёрами - это одно, а смотреть на смазливых клоунов-ушлёпков – совсем другое.

Западная аудитория взвыла от однообразия «Сестры Рэтчед», в которой были использованы абсолютно все давно наскучившие фишки при полном отсутствии интересного сюжета, зато с добавлением явного толерантного подтекста. Даже терпимый Rotten Tomatoes отвалил сериалу лишь 60% «свежести» у критиков и 71% у зрителей. Честно, я думала, будет больше. Но, оказывается, помимо ЛГБТ персонажей, женщин, инвалидов и социальной повестки нужен ещё и добротный сюжет, харизматичные персонажи и актёры, которые известны не только хорошеньким хлебалом и камин-аутами, но и умением играть. *ВОТЭТОПОВОРОТ!*

Итого

«Сестра Рэтчед» - это сериал-кидок. Он накалывает наивного зрителя, посулив ему предысторию великой и ужасной предводительницы тоталитарной машины медсестры Милдред Рэтчед. На деле создатели подсовывают проект, созданный в попытке подражать жанровому своеобразию детищ Райана Мёрфи. Но и тут нас накалывают, потому что вместо качественного подражания мы получаем все приевшиеся штампы и все ошибки, которые были допущены ранее. 

Тут есть лозунги ради лозунгов, лесбийская любовь для галочки *потому что подобный поворот событий соответствует канонам Мёрфи*. А также персонажи, которые настолько заигрались в гротеск, что уже к середине растеряли изначальную изюминку, и вынуждены уступить место героям, которых вводят для привлечения внимания подуставшего зрителя.

Говорить, что Мёрфи или Романски - непрофессионалы как минимум тупо. Скорее всего, корень зла в контракте с Netflix на 300 миллионов долларов сроком на пять лет. И счётчик тут поставлен на количество, а не на качество. Сей факт печалит.
Важно! Никогда-никогда не делайте того, что сделала по своей дурости ваша покорная слуга. Если будете смотреть «Сестру Рэтчед», то сразу по окончании сериала не вздумайте поставить «Пролетая над гнездом кукушки». Не смотрите этот шикарный во всех смыслах фильм с великолепной идеей, актёрской игрой и сюжетом, трогающим за самое сердечко, после этой крайне херово скрученной психоделической кривозеркальной карусели!

И, нет, я не сторонница теории «А вот раньше было лучше!». Наоборот, уверена, что сейчас существует очень много талантливых творцов, способных не переписать старое, но привнести новое с уважением к уже существующему.

Романски и Мёрфи напролом влезли в полюбившийся бренд, заманив на эту удочку наивного зрителя, чтобы тупо скопипастить уже созданное ими же, да присыпать какой-то хернёй с намёком на продолжение. Потому что деньги заплатят за продлённые сезоны, один болт, хорошие или плохие – пипл всё схавает. Пополз слушок, что двухсезонная «Сестра Рэтчед» может размножиться на целых четыре. И если второй сезон я худо-бедно вывезу, то вот четыре – увольте. Тут я умываю свои ручонки и протираю спиртягой клавиатуру. *А заодно пару капель внутрь приму, чтобы пукан перестал дымить.*

Короче, свистеть про приквел полюбившегося фильма только ради заманухи зрителя на показ - это свинство. Свинство по отношению к тем, кто любит режиссуру и приёмы Райана Мёрфи. А также свинство по отношению к тем, кто любит первоисточник, с которого скопи****или имя медсестры Рэтчед, содрав его, как кожу с покойника, и напялив на бездушный манекен, светящийся радужным не сюжета для, а приколюхи создателей ради.

P.S. (Оффтопная болтовня, поток спойлеров и матерщины – для истинных ценителей прекрасного.)

Кто читал книгу Кена Кизи – шепните! А то я тут задумалась над приобретением бумажного варианта. Стоит ли с ней ознакомиться?

Внимательно выбирайте, с кем смотреть этот сериал! Одному, конечно, лучше всего, но...

Милдред Рэтчед – это, наверное, самый отвратительный персонаж всего сериала...

Мне очень нравится Финн Уиттрок, исполнивший роль Эдмунда Толлсона. Да и сам персонаж изначально был неплохим...

От линии миллионерши Леноры *героини Шэрон Стоун* и её сына-ушлёпка моя задница подлетела под потолок, потому что мне в душе неясно, на кой хер её тащат в следующий сезон...

Всё-таки не могла не вспомнить ещё раз «Пролетая над гнездом кукушки»... 


Да, я тут наставила интригующих многоточий, потому что на этом сайте нет возможности скрыть спойлерный текст. Так что милости прошу по этой ссылочке в свой уютненький ЖЖ блог https://galka-zheglova.livejournal.com/16538.html

Если кому-то интересно:
Пятистраничная простыня о толерантности в кино тут https://galka-zheglova.livejournal.com/12553.html

Карантинные 100 дел, которые мы придумали с сотоварищами - тут https://galka-zheglova.livejournal.com/9611.html


Рецензии
Чудесный обзор...

Олег Михайлишин   06.10.2020 20:55     Заявить о нарушении
Спасибо, старалась. :)

Галина Жеглова   07.10.2020 13:28   Заявить о нарушении