Моя родословная. Два письма Владимиру

 Не для широкого круга читателей, сохраняем скучные мелочи о своей семье.
             ********

 «Пенсию мне назначили 98 руб. 95 коп., но поскольку я работаю, то мне её доплачивают 55 рублей, до двести рублей максимум.
Зарплата 145+55=200. В общей сложности нам на четверых человек хватает. Живём можно сказать хорошо, чего и вам от всего сердца желаю.
Вова! Напиши свою материальную сторону. Кто у тебя начальник ЭТУС? (Электротехническое Управление Связи) Знаю ли я его? Дети у тебя молодцы. Помнит ли деда Саша? Сколько у вас платят гл. кассиру зарплату? ( Видимо, Татьяна была в то время главным кассиром при почтамте. От автора.)
Кто такой Штленок? ( неразборчиво фамилия)
В это лето обязательно соберусь побывать у вас, посмотреть твой сад с огородом.
Как мне жалко Яловца! Когда же он умер? Я ему послал открытку, поздравление с новым годом. Вообще мы с ним держали всё время письменную связь. Умер Яловец  от болезни или ещё как? А Данько какой, не Авраам ли Антонович?
Кто был в Куйтуре или Ядрико, я уже не помню. (неразборчиво)
Как живёт и работает Борисенко, Мельников, Лихота?
Бывает ли у вас Антонов, как он?
Найдёшь время, напиши мне про связистов, которых я знаю, буду рад, благодарен.
Скажи Саше, пусть деду напишет, он уже в 7 классе, так что может сообщить про свои дела.
Вова! У меня есть просьба к тебе. Если есть у вас в продаже кета или горбуша, пришли мне хоть одну, что будет стоить, я возмещу.
Соскучился я по этой рыбе, хочется хотя немного  попробовать.
А если у вас её нет, то напиши.
Вот пока кажется «всё».
Искренний привет от всех нас Вам и самые наилучшие пожелания.

     Ваш отец и дедушка
                Т. Дегтярь» (подпись, красивая!)

10 января 1967 года

г. Красноуральск, Свердловская обл.
ул. Чапаева 37, кв. 10»
 
******

   «Здравствуйте, дорогие мои дети сын Володя и Таня!
С горячим сердечным приветом к вам ваша мама. Поздравляю вас с наступающим Новым годом 1994м.  Желаю вам доброго здоровья и всякого благополучия в вашей жизни.
Вы нам ничего не пишете с тех пор, как я заболела, а я болею уже второй год. Не могла вам послать никакой весточки то и мне никто не пишет, а вот уже с полмесяца я стала чувствовать себя немного легче, навалилась на меня какая-то тяжесть, толи годы меня давят толи ещё какая напасть лекарства плохо помогают, только поддерживают. Живём мы по прежнему с Надеждой и Владимиром Сизиковым. Дети у них уже выросли, Оля работает в пошивочной мастерской портняжит, а Женя поступила в Юридический институт в Екатеринбурге - Свердловске бывшем.
Учёба платная долго очень учиться 4 года, нужны сила и воля. Если хватит ее, то ещё нужно устраиваться на работу, а время нынче тяжёлое да и не скоро , надеяться на хорошее не приходится, будет ли оно или нет. Надя у нас не совсем здорова, сердечница она, уколы и таблетки всё время, только ими и живёт, всё её раздражает. Не двигаться  быстро нельзя, говорить и то, сначала подумай, а потом скажи, или вовсе молчи лучше. Витьку просила, чтобы хоть он написал тебе письмо. Женька наш нынче на пенсию идёт. Антонина работает в Свердловске при авиамежгор-телефонной станции. Рассеялась моя семья по всему Союзу, и теперь по всей Руси, как рудые мыши и не собрать вас всех вместе, а я одна при больной дочери, некому письмо отнести на почту. И про вас Володя с Таней всё думаю, как вы там живёте? Вам труднее, вы тоже при живых детях одиноки, и Вера с Васей не в лучших условиях живут. Обо всех душа болит. Все бессонные ночи думаю напролёт.
Недавно получила письмо от Николая Васильевича, твоего дяди из Владивостока. Пишет тоже о своём одиночестве. Нашёл себе старушку, подобно себе, 1916 года рождения. Живёт, хоть сын у него почти рядом, а дома почти не бывает, всё время находится в плавании. Вот такая жизнь пошла, все врозь, никому не надоедаем.
Ну будьте здоровы мои дорогие дети Володя и Таня. Желаю вам дождаться светлого будущего.
До свидания, целую вас
Ваша мама
                АДегтярь (подпись)»

     ********

   Эти два письма Владимиру от отца и матери пришло ровно с интервалом в двадцать семь лет.  Одно было написано 10 января, другое, скорее всего, в декабре.



   Что я помню о своей бабушке?
Очень мудрая, наверное, слегка критичная, с сильным характером, большая чистюля. Хорошее чувство юмора. Могла говорить на любую тему, имела собственное мнение, аргументировала его. Я спрашивала её:
 - Ты говоришь, что ты гуцулка, скажи что-нибудь по-украински!
А она:
 - Скажу! Мотопэр подсрачники попэр!
Я кричу :
 - Бабушка! Что это?!
А она:
 - Что?! Это мотоцикл везёт табуретки! - и смеётся:
 - А вот ещё: Голы-босы гоп до кучи!
 Я с подозрением спрашиваю:
- А это что?!
- Пролетарии всех стран соединяйтесь! - и мы вместе хохочем...

   Бабушка была награждена орденом Материнской славы lll
степени за то, что родила и воспитала семерых детей. Получать орден она с дедом Тимофеем ездила в Москву, где в Кремле ей вручал его лично Калинин Михаил Иванович, видный в то время партийный и государственный деятель, называемый в народе «Всероссийским старостой», а позже просто «дедушкой Калининым».
Младшая дочь Тоня помнит, как из той поездки в Москву ей родители привезли немецкую куклу, у которой закрывались и открывались глаза. Судя по Википедии, Калинина не стало в  июне 1946 года, стало быть семья Дегтярь в то время проживала в Шимановске, было это скорее всего  в том же году, иначе Тоня не запомнила бы этого события. Настолько кукла поразила воображение маленькой девочки, что сегодня она вспомнила её.

   И вновь у меня возникает вопрос, на который я пока не нахожу ответа: многодетных семей было много в нашей стране, видимо списки подавались с мест, где проживали. Но все ли получали награды в Москве из рук «дедушки Калинина»? Думаю, сыграла роль работа моего деда в почтовой связи, ведь списки многодетных могли быть отправлены только через его ведомство. Хорошо представляю, как это происходило, потому что когда-то  видела хронику вручения наград в Кремле стареньким Калининым. Я любила и люблю ходить в кино, а раньше перед показом фильма всегда показывался киножурнал, отражающий события в стране и памятные даты. Если такового не было, то показывался «Фитиль», в котором высмеивались недостатки как отдельных людей, так и социалистических предприятий.

   Когда пришло время по возрасту бабушке Настеньке выходить на пенсию, оказалось, что ей не хватает трудового стажа, и бабушка пошла его «дорабатывать».

   Место, выбранное ею для работы было не в самом близком от дома месте. Это была Курганская филармония. Вначале бабушка работала в гардеробе, принимала и выдавала пальто, а потом контролёром (не знаю, как правильно называлась эта должность) у входа в зал. Она помогала зрителям найти свои места и следила за порядком. Это были 1966-67 годы, я училась во втором классе в городе Кургане. Именно благодаря бабушке,  я в этом возрасте впервые увидела балет, это было «Лебединое озеро».

   Мама очень любила приезжать в отпуск с далёкой Камчатки в Курган.  «Я еду к маме!» - говорила она. Они  в комнате бабушки, уже в новой трёхкомнатной квартире во 2- м микрорайоне,  вели долгие и неспешные разговоры. Поскольку эти приезды были два раза в  пять лет, в такой периодичности оплачивалась дорога в отпуска северянам, то обе получали большое удовольствие от этих бесед. Во время этих приездов нас с мамой укладывали спать в детской комнате, куда по утрам заходила уже принаряженная бабушка и будила нас к завтраку.
«А я уже встала давно! - говорила она мне, - Вот, блузку нарядную надела! И сарафан у меня новый! Сама сшила!»

   Моя бабушка наряжалась к завтраку, по утрам смотрела новости по телевизору в зале, читала газеты и обсуждала политику с зятем, Владимиром Сизиковым. Она могла выпить рюмочку водки, когда приезжали гости, накрывался большой стол и собирались все курганцы, дядя Витя и дядя Женя с семьями.
Она читала Байрона и презирала сидение соседок на лавочке у подъезда, лузгающих семечки и «собирающих сплетни».
 
   Меньше года проживёт ещё бабушка Настенька на этом свете после того, как напишет письмо своему старшему сыну. Она уйдёт 8 августа 1995 года, согласно документам, в 92 года. До последнего вздоха её за руку будет держать Виталий, рядом будут Женя и Надя.

   Мы приходим в этот мир одни, и нам страшно, и уходим, чаще всего одни...

   Будет ли кто-то нас держать за руку?..

   *******

   Первый лист письма деда утерян, но и из оставшейся его части можно понять,
что он скучает, и что ему недостаточно общения. Лично для меня в нём лишь один непонятный момент. Когда Тимофей пишет о своём доходе, он сообщает, что на ЧЕТВЕРЫХ его хватает.

   Известно, что он почти семь лет живёт в Красноуральске, у него вторая семья и усыновлённый ребёнок любимой женщины. Кто четвёртый?!
Может ли быть такое, что Владимир не в курсе нового семейного положения отца?
Нет, это невозможно, потому как даже Тоня, младшая из детей, уже выросла и живёт своей семьёй.

   Деда не станет ровно через четыре месяца после написания этого письма. Успел ли Владимир порадовать его посылкой с дальневосточной рыбой или же  ежедневные дела отложили выполнение заказа отца, никто теперь не узнает.
«Он же никогда не болел!» - скажет мне потом мама,
- «А тут какой-то грипп свалил такого здоровяка за три дня...»

   Какие чувства испытала моя бабушка и все его дети, оскорблённые, в большей или меньшей степени, семилетним по давности предательством, узнав о смерти мужа и отца?

   Антонина и сегодня уверена, что официального развода не было. Объявление в газете о расторжении брака позволило моему деду вторично вступить в брак. Какая была необходимость в усыновлении семилетнего ребёнка? Возможно ли, что связь эта продолжалась столько времени, что это был восьмой ребёнок Тимофея.  Мальчика звали Михаилом. Я не смогла найти в интернете никаких следов, но это не означает, что их нет...

И как бы не складывалась судьба родных мне по крови людей, -
это моя семья, это моя родословная.

P.S. Стилистика и орфография писем сохранены, некоторые знаки препинания добавлены лишь для лучшего понимания текста писем.


Рецензии