Человек жалующийся? Человек размышляющий? Человек
Общественное внимание обращено на открытое письмо Марии Шукшиной, которое она разместила в одной из социальных сетей. (Полный текст, например, воспроизведен в материале Мария Дубинская «Медленное убийство души человека»: Мария Шукшина написала открытое письмо властям.
Письмо называется «К властям светским и духовным» (1 октября 2020 года). Сразу оговоримся, что власти духовные мы в нашей рецензии не берем для рассмотрения.
Мария Шукшина – деятель советской и российской культуры. Она – человек известный. Она имеет огромный опыт.
Что обращает на себя внимание в этом письме?
Главное – искренность.
Далее – обобщения. «"Не в том беда, что наглой челяди достался жирный ананас, а в том, что это манит в нелюди детей, растущих среди нас". (…)
Масс-медиа давно стали антинародными, антигуманными, антигосударственными!
Это медленное убийство души человека, его внутреннего света, данного при рождении!
И мы уже видим эти последствия: озлобленность, сплошное потребительство, одиночество, пустота и разврат...»
В общем, видно, что писал человек с огромным опытом.
Теперь переходим к нашим сомнениям, возникшим после прочтения Открытого письма.
Кого Мария Шукшина видит в качестве основных действующих лиц в культурной сфере?
Она их перечисляет… «которые тоже активно за поправки выступали, а "за культуру, духовность и нравственность" почему-то молчат».
Мария Шукшина известна как деятель кино-искусства.
Трудно переходить из одной сферы в другую. Мы это знаем по себе… Недавно пробовали свои силы в разработке киносценария… Что в итоге? Не хотят замечать, не дают федеральных денег кино-олигархи...
Будучи человеком, интересующимся историей литературы, и написавшим некоторые работы об Иване Тургеневе, попытаюсь подойти к открытому письму Марии Шукшиной с формально-логических позиций.
Кто она (как автор)? Человек жалующийся? Человек размышляющий? Человек поучающий?
От этого зависит общий подход к тексту. Творческая стилистика.
Если она человек жалующийся, то следует решить: кому и на кого жаловаться?
Есть те, кому жалобщик подает жалобу, и есть те, на кого жалобщик жалуется. В обычном варианте – это разные люди.
Если адресат жалобы и лицо, на которое подается жалоба, совпадают, то это задает особые требования к стилистике текста. Почему-то вспоминаются фамилии таких авторов как Михаил Булгаков и Михаил Зощенко. Они ощущали огромный психологический и культурный дискомфорт и пытались найти для выражения дискомфорта соответствующую стилистику. «Собачье сердце» Булгакова, «Обезьяна» Зощенко… Разные есть варианты…
Если Мария Шукшина – человек размышляющий, то вариантом может быть философское эссе или стихотворение в прозе. Здесь можно проверять тональность и стилистику, например, по стихотворениям в прозе Ивана Тургенева.
Допустим, Мария Шукшина выбирает для себя позицию человека поучающего. В этом случае на первом месте – стилистика проповедей. Даже – грозных, угрожающих проповедей. Но для Марии Шукшиной эта стилистика вряд ли подходит. Роль протопопа Авваума не для неё. Можно посмотреть на переписку Ивана Грозного и Андрея Курбского. Кажется, Курбский пытался не тушеваться перед грозным царём и держать позицию…
Обобщение. Открытое письмо Марии Шукшиной мне понравилось. По моему личному мнению для нее (как автора) наиболее адекватным является стилистика стихотворений в прозе Ивана Тургенева. Впрочем, почему бы не попробовать себя в других литературных форматах?
2 октября 2020 г. 18:00
Свидетельство о публикации №220100201378