Космический Джейсон Борн

(всего три фильма, плюс четвертый, что вышел в 2019 и мультфильм, который сделан специально, чтобы закрыть «слепые места» сюжета и который в данной рецензии не рассматривается).

Режиссер: Дэвид Туи, сценаристы Дэвид Туи, Джим Уит и Кен Уит.

В главных ролях: Ван Дизель (Риддик).







За выходные просмотрели с супругой серию фильмов про «Риддика» и были в полном восторге! Раньше сию сагу не видели.

Серия отличная, очень продуманная и очень недооцененная! Потенциал этой серии весьма существенный, а содержание с философской точки зрения вполне серьезное.

Итак, кто такой Риддик? Это преступник, убийца, изгой, человек непрерывно находящийся в бегах по всей Вселенной, укрывающийся от всех и вся, начиная с галактической полиции, заканчивая откровенным отребьем в виде «охотников за головами». Он скрывается на страшных и крайне малопривлекательных планетах, где к двуногому зверью (с которым Риддик обычно общается) добавляется еще и местное: клыкастое, зубастое и ядовитое. И тут надо отдать должное – инопланетная негуманоидная нечисть в сериале представлена на пять с плюсом! Таких страшных бестий я давненько не видел. При этом с мелкими клыкастыми и зубастыми зверушками Риддик обычно дружит, на ходу приручая их, а вот с иными тварями, у которых ноль мозгов, но зато масса ядовитых выступов и конечностей – дружбы не получается. В результате у Риддика в ходе этого непрерывного бега само собой сформировалась «наука выживания». Или по-другому «философия выживающего». Я увидел в ней следующие постулаты:

«Чтобы не случилось, пока ты дышишь – значит, ты живой!» Пока есть хотя бы микроскопическая возможность сопротивляться и бороться за свою жизнь – нужно сопротивляться и бороться. Ни в одной сцене и ни в одном эпизоде Риддик не отказался от сопротивления!
«Изучай мир, в которым ты оказался. Чем больше ты изучаешь мир вокруг себя, тем сильнее становишься». Твои знания о мире есть твое главное оружие в ходе борьбы за выживание. Изучай планету, изучай животных на ней, анализируй угрозы. Создавай благодаря своим знаниям «формулу выживания в данной локации». Принимай все как есть и ничего не осуждай. И наступает момент, когда эта планета становится для тебя «безопасной», независимо от того, какие по ней бегают монстры и какая атмосфера (погода) на дворе.
«Используй все, что окажется под рукой для своего выживания. Все что может помочь тебе выжить – должно быть использовано по назначению». На последнем месте в философии Риддика тут будет Библия. Сакраментальное Риддика в момент, когда во время затмения, на планете М6-117 пошел дождь, который погасил факелы у людей и разбудил еще больше тварей: «Ну, вот Бог и помог нам, правильно?». Риддик без сомнения верит в Бога, но при этом абсолютно антирелигиозный человек. Он не ждет от Бога спасения, он боится и скрывается от Бога. В остальном его оружием за выживание становится то, чем были вооружены убитые им твари или монстры: их метровые когти, кости и яд. Еще момент, когда один из монстров подошел к Риддику вплотную и вместо того чтобы напасть обнюхал его и дал себя погладить. Риддик на это сказал: «все правильно - зверь тянется к зверю».
«Учись искусству выживания у животных». Наблюдай, как местные животные избегают угроз, и всегда смотри на то, какие они видят угрозы. Монстры, бестии и любые твари на этой планете не твои враги, а учителя.
«Всегда знай, что самая мерзкая, злобная и коварная тварь во всей Вселенной это человек». В любой момент тебя может предать, подставить и бросить тот, кому ты только что спас жизнь. Меньше всего Риддик ждет благодарностей от тех, кого спас. А больше всего от людей ждет предательства и удара в спину. Поэтому он никогда не становится ни к кому спиной, а любые переговоры начинает только с позиции силы.


Эти пять аксиом выживания проходят через всю «Вселенную Риддика». И тут хочу обратить внимание, что порядок фильмов в серии, на мой взгляд неверный.

Первым надо смотреть «Риддик» (2013) – но, это если удалить из него эпизоды, касающиеся «лорд-маршальства». Там Риддик представлен нам как человек, выброшенный на какую-то очень опасную планету, населенную множеством оголодавших тварей. Он приживается на этой планете, а потом вызывает с помощью засветки на камеру «подмогу»: охотников за головами и полицию. То есть он использует людей, которые за ним охотятся, чтобы смотаться с этой планеты. Риддик тут выглядит начинающим, стартующим, раскрывающим свою «философию выживания».

Вторым уже стоит глянуть фильм «Черная дыра» (2001). В начале фильма Риддик летит в боксе для преступников на маленьком корабле, который терпит аварию на безлюдной планете М6-117. Затем после аварии Риддик сбегает из бокса, но вскоре обнаруживает, что абсолютно пустынная планета смертельно опасна для людей. Как только начинается затмение на ее поверхность выходят невероятные монстры всех размеров и типов, от которых практически нет возможности спастись. В результате остаются в живых и покидают планету только сам Риддик и еще два человека (имам и маленькая девочка), что он сумел забрать с собой, а все остальные гибнут.

И третий фильм серии это «Хроники Риддика» (2004). Тут наш герой предстает уже не изгоем, преступником-одиночкой, а скорее мятежником и вождем, сопротивляющимся экспансии некромонгеров. Эти последние во главе с Лорд-Маршалом, угрожают всей Вселенной, уничтожая один мир за другим, но Риддику до этого нет никакого дела, пока некромонгеры не начинают охоту уже за ним. Тут он узнает про себя все (появляется «легенда»), и он понимает свою миссию. В финале фильма, потеряв обоих дорогих ему людей, кого спас на планете М6-117 (имама и девочку), Риддик уничтожает в страшной битве Лорда-Маршала и… по законам некромонгеров становится их новым Лордом-Маршалом, тем самым… останавливает эту безумную экспансию и невольно спасает мир от разрушения. 

Круг замыкается:

Выброшенный преступник, отброс, падаль (фильм 2013 года).
Герой-одиночка (2001 год, «Черная дыра»).
Достойный правитель мира (2004 год «Хроники Риддика»).
В сериале, помимо философии Риддика (его аксиом выживания), еще есть и «философия смерти» некромонгеров и «краткая история Вселенной». В последней указана «легенда Риддика» по которой он происходит от расы фурианцев, тех, кого не смогли покорить некромонгеры. Тут сериал перекликается с «Конан-варваром», который происходит от «киммерийцев» (и также по моему последний из этого народа).

Во внешности Риддик содержит в себе два типа «супергероев»:

Конан – человек силы и ума и опыта. Правда Риддик не накачан до предела возможного мускулами, он более гибок и пластичен. Тут он похож больше на гимнаста, а не культуриста или бойца конг фу. Второй составляющей его силы является нечувствительность к боли или отравлению. Не было ни одной сцены, в которой Риддик застонал, независимо, какой удар или рану получил. Он может страдать только от смерти близкого ему человека или прирученного животного. Свои собственные увечья его ни капельки не трогают. Пока жив – не плач. 
Джейсон Борн – человек сверхинтеллекта, чья сила кроме физической подготовки это знания и эрудиция, умение в совершенстве владеть оружием и способность любую вещь вокруг себя превратить в оружие. И тут Риддик снова уступает указанному персонажу, он не настолько умен и не знает так много как Борн, но тем не менее его «код выживания» также основан на знаниях.
То есть Риддик выглядит как комбинация Конана и Борна. От первого он берет силу и достоинство, от второго интеллект и выживаемость. При этом Риддик умеет просчитывать многоходовые комбинации. Например, потрясает комбинация, благодаря которой он вычислил как своих истинных врагов и сумел переиграть некромонгеров:

На Риддика нападают охотники за головами, Риддик убивает всех, кроме командира которого уже допрашивает.
Узнав, что его предал лучший друг (имам из фильма «Черная дыра») Риддик летит на планету Гелион Прайм где живет этот самый «друг», но… «забывает» отключить на захваченном у «охотников» корабле маячок. Риддик еще не знает с кем или с чем он столкнется впереди и надеется, что его прежние враги «охотники» за ним прилетят и вытащат в случае чего его из пекла.
На планете Гелион Прайм он получает информацию про некромонгеров, как заказчиков на его голову, затем вступает с ними в битву.
Как и задумано, прилетевшие за Риддиком «охотники» вытаскивают героя из пекла, чтобы успеть заработать на его голове.
Риддик убеждает «охотников», что от правительства можно получить больше чем от некромонгеров и «охотники» везут его туда, куда нужно Риддику - на планету Крематория, чтобы там продать.
На планете Крематория Риддик использует то обстоятельство, что охрана тюрьмы не доверяет «охотникам». Как только охрана узнает, что вслед за «охотниками» летят еще и некромонгеры, вспыхивает ссора и драка, которая открывает Риддику и девушке Кире, за которой он собственно и прилетел - возможность побега.
Итого шесть ходов в одной комбинации.

Ключевое тут: непрерывное использование своих врагов как помощников. Риддик не ищет друзей, а просто использует глупость своих врагов как механизм достижения цели. Меньший враг («охотники», полиция или монстры) при этом помогают в противостоянии с главным врагом - некромонгерами, естественно против своей воли. Хорошую фразу Риддик произносит (мысленно) на корабле «охотников»: «я могу бы за пару секунд убить этих олухов и снять с себя оковы, но раз они везут меня и бесплатно именно туда куда мне нужно – о чем беспокоится?» Наверное шестым постулатом Риддика стало бы: «каждого идиота нужно использовать с умом».

Единственное тут спорно – спланировал ли Риддик, что Кира станет обращенной в некромонгера или нет? Полагаю, все-таки, что это получилось спонтанно, поскольку первоначальный план у Риддика был именно скрыться вместе с Кирой и организовать сопротивление. Этот план провалился, когда некромонгеры прилетели на планету раньше, чем предполагал наш герой. То есть комбинация все-таки шестиходовая, а все последующее произошло само собой. 

И большинство других персонажей, особенно в «Хрониках Риддика» анализируют многоходовки. Это касается Деймы и лорда Ваако, Аэреон, Чистильщика и самого Лорда-Маршала. У всех у них свои планы внутри планов и свои комбинации в голове. Так Дейма убеждает своего мужа дождаться, когда Лорд-Маршал ослабнет в битве с Риддиком и убить лорда, заняв тем самым трон некромонгеров. При этом находит для Ваако для мотивации на это предательство неопровержимые аргументы:

Лорд-Маршал все равно уничтожит нас, поскольку ты (Ваако) не выполнил его приказ, не уничтожил Риддика. Мы погибнем в любом случае.
Лорд-Маршал не имеет прав по нашей религии занимать трон, так как повел себя на планете Гелион Прайм как трус. А то, что боится кого-то, то можно и нужно уничтожить.
В итоге в финальной сцене в зал заходят четыре врага, у каждого из которых свои планы и своя комбинация в голове: Риддик, Лорд-Маршал, Ваако и Аэреон. Дальше происходит необратимое.

Тут минисериал про «Риддика» пересекается с серией книг «Дюна», где у каждого персонажа также «планы внутри планов» и антиподен сериалу «Игра престолов», где каждый за редким исключением поступает чисто по наитию и первому решению в текущей ситуации.

Общая оценка сериала: твердое «хорошо».

Плюсы:

Очень интересен главный герой, который не игрушечный марвеловский «супергерой», и не ковбой из вестерна с бесконечно-заряженным кольтом, а именно что настоящий боец с собственной философией выживания. Его можно побить, убить и раздавить. Невозможно только сломать (как нельзя сломать Борна или Конана).
Мощный динамичный сюжет, держащий в напряжении все три фильма и смотрящийся на одном дыхании. Предсказать финал конечно можно, но сложно. Ясно, что Риддик победит, но как именно – остается скрытым. По пути в текст фильма вводится множество переменных, которые запутывают зрителя и делают сюжет неопределенным и сложным. Например «постоянная переменная человеческой глупости», которая на ходу меняет ход событий, иногда помогая иногда напротив, задерживая нашего героя. Или переменная «новый монстр». Или переменная «неожиданные знания», когда внезапно вскрывается какая-то история. Этими переменными авторы серии пользуются виртуозно.
Красивые монстры и сочные подонки! В этом плане антигерои к нашему герою подобраны очень хорошо.
Действие идет без поддавков. Нет момента, чтобы режиссер или кто-то еще подыгрывали Риддику, спасали его против смысла сюжета (постоянная проблема Марвела). Тут есть несколько спорных моментов, и о них можно поговорить отдельно, но режиссеры сумели их объяснить. Хотя все-таки эта эпопея уступает «Борну», где безучастность носит почти абсолютный характер.
Глобальное достоинство серии, что кроме «глаз, видящих в темноте» у Риддика нет никаких девайсов. То есть он сражается не благодаря сверхспособностям или сверхоружию, а именно интеллектом и силой, силой обычного смертного человека (пусть и фурианца). Но этот плюс могут оценить только те, кто крепко устал от империи Марвела.
 Минусы мини-серии следующие:

Первый глобальный минус – фильм 2013 года надо переставить местом с фильмом 2001 года. Иначе вся серия выглядит как нечитабельная. Выглядит как «середина-конец-начало». При этом сюжетно фильм 2013 года является продолжением фильма 2004 года, но по духу и содержанию выглядит как приквел.
Философская модель в фильме все-таки примитивная. Он не выходит за пределы таких сериалов как «Звездные войны» или «Пираты Карибского моря». Только наравне с ними, но не глубже. Хотя… вообще идею можно развить невероятно, но создатели серии пока к моему огромному сожалению не спешат.
То, что понравилось мне, может не понравиться «детишкам». В фильме много натурализма и жестокости. Миллиард долларов такое не заработает. Но… выглядит очень вкусно!
В фильме 2004 года все-таки было немного абсурдистики. Ее можно пометить желтым. Такого «желтого» в фильмах 2001 года и 2013 (кроме сцен касающихся Лорд-Маральства Риддика) практически не было. Эти два фильма идеально чистые.
Вся серия страдает единым для всех снятых на сегодняшний день космических сериалов пороком -  полным и абсолютным незнанием «общей теории относительности». Если смотреть этот (да и впрочем, практически любой сериал про космические империи) глазами физика… смех будет непрерывным. Но это проблема и «Вавилона», и «Звездных войн», и «Звездного десанта» и практически всего, что сняли на текущий момент: расстояния между звездами в разных концах галактики меньше чем между планетами в Солнечной системе, все корабли перемещаются на скоростях выше скорости света в тысячи раз, на всех них есть гравитация, а при посадке или взлете - 1G, кроме того все планеты одной системы всегда имеют один тип атмосферы и одну температуру на своей поверхности. Эти хохмы… такое ощущение, что неизлечимы.


В целом очень симпатичный сериал, который понравился и мне и Юле (моей жене). Можно посмотреть 2-3 раза. Оценка «8» по десятибалльной шкале. Правда 4-ый фильм еще не видел.


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.