Ночные забавы - 5

Предыдущая глава:
Ночные забавы - 4 http://proza.ru/2018/05/05/193

Глава 5.

   Оксанка вспомнила о старинном семейном предании. Эта история уходила корнями в далёкое прошлое и передавалась из поколения в поколение. И вот теперь дошла до настоящих дней.
   Их Киммерийск - маленький провинциальный городок, который когда-то, давным-давно, был богатым дворцовым селом. Цари дарили его своим близким и  родственникам, и оно вместе с крепостными переходило из рук в руки, от одного наследника к другому.

   Начало предания, по словам бабушки, относилось к тому времени, когда в Киммерийске жил-был опальный граф, высланный в имение жены, получившей его после смерти своего первого мужа: ссыльный граф был — вторым. Это из-за неё он приехал в Россию и, приняв русское подданство, сделал карьеру при Дворе, но за участие в дворцовом перевороте попал в опалу.
   Граф был потомком какого-то заморского короля, и богатств у него было немеряно, а после его женитьбы на вдове царских кровей — стало только ещё больше.

    Поселившись в Киммерийске, граф построил на высоком берегу Волги каменный дворец, а вокруг него разбил парк. Само же село находилось среди непроходимых лесов и болот. Земли плодородной в округе не было, и графские крепостные, в основном, шили на заказ сапоги.
   А кто не шил, тот занимался промыслом: или охотился в лесу и собирал грибы-ягоды, или бурлачил и ловил рыбу на Волге, или держал скотину, торгуя мясом и молочными продуктами. Женщины же ткали, шили и занимались хозяйством. Пшеницу и рожь не сеяли: зерно было привозным.

   В посёлке часто устраивались ярмарки, поэтому в нём было  много купцов. Они скупали и перепродавали обувь, простые жители тоже приторговывали, кто чем мог.
   Эти ярмарки приносили огромный доход, поэтому граф развивал обувное производство и оказывал помощь своим крепостным в создании сапожных артелей, строительстве фабрик. 

   Избы крепостных были деревянными и очень часто горели. Не раз большие пожары выжигали село почти дотла, и граф помогал погорельцам строиться заново.
    В одну из новых просторных изб, построенных рядом с Графской горой, и заехала семья их далёких предков, оставшаяся без крыши над головой.

   Бабушка говорила, что речь шла о семье сапожника-кустаря, мастере своего дела. У него было четыре сына и одна дочка — красавица Анюта. Так называли её старшие братья и отец, а мама всегда звала её Анночкой. Вот о ней-то и было это предание.
   Она была самой младшей в семье: ей только что исполнилось пятнадцать, и она закончила церковно-приходскую школу, но по воскресеньям всё ещё пела в церкви на клиросе. Бог наградил её не только красотой, но и ангельским голосом.
   
   Анночкины братья летом бурлачили, а зимой  помогали отцу тачать сапоги. Они уже были взрослыми, обзавелись своими семьями, но после пожара не спешили разъезжаться. Они решили жить и работать сообща. Граф, как и обещал, помог им с кредитом для создания семейной артели, закупки оборудования и сырья.
   И тогда у их избы появился второй этаж, потом огромная мастерская, а к ней примкнула пристройка. А во дворе отец и братья поставили баню, хлев, амбар и разбили огород. На берегу Волги, рядом с домом, стали пасти скот и косить траву. 

   Дела сразу пошли в гору: их артель получила через графа большой армейский заказ. Дореволюционная Россия воевала всегда и везде, а у графа всюду были связи, даже за границей. Мужчины взялись за сапоги, а женщины — за хозяйство, в котором были пара лошадей, три коровы с телятами, свиньи, овцы и куры. Анночка помогала матери по дому, присматривала за малолетними племянниками, а по утрам носила на графский двор свежие молоко, творог и сметану.
   Она с нетерпением ждала каждого утра. В графской усадьбе, за решетчатым забором, сразу начинался удивительный мир: там были лебединое озеро, пруды с рыбками, зверинец, беседки и качели. И всюду — душистая сирень, акация и невиданные доселе цветы.

   Там, у летнего театра, по вечерам собиралась вся местная знать: купцы и зажиточные крестьяне. Туда граф привозил из Петербурга дворцовых артистов, устраивая представления и концерты.
   Музыка притягивала девушку, как магнит. Старый сторож беспрепятственно пропускал её в парк, где она, забравшись в кусты цветущей сирени, забыв обо всём, не спускала глаз со сцены.

   Однажды, когда концерт долго не начинался, Анночка, не выдержав, стала сама напевать главную арию: сначала тихо, потом всё громче и громче, совсем не замечая невесть откуда появившегося графа, застывшего в полном изумлении: он был просто очарован и её голосом, и её красотой.
   По просьбе графа она поднялась на сцену, и стала петь в сопровождении музыкантов, да так, как будто, родилась прямо на сцене. Её пение имело ошеломительный успех: ей долго аплодировали и не хотели отпускать — сама того не ведая, девушка оказалась прирождённой актрисой. 

   Прежняя исполнительница, явно, ей проигрывала, и Анночка заняла её место. Так она попала в дворцовую труппу, и в конце осени граф увёз её в Петербург.
   Он всячески покровительствовал Анночке: поселил её при дворце, выписал из Милана, откуда сам был родом, учителя музыки и танцев.

     Анночка часто бывала в графском доме, у неё там была своя комната. Она подружилась и с самой графиней, которая обучала её хорошим манерам, и с графской внучкой. Девочка полюбила её и доверяла ей все свои детские секреты, а её гувернантка-француженка стала для Анночки близкой подружкой. Они все вместе с удовольствием занимались музыкой, танцами и языками.
   В родной Киммерийск Анночка больше не вернулась. Благодаря своему таланту, трудолюбию и целеустремлённости, она уже через три года блистала при Царском Дворе: пела оперные арии, играла на клавесине и прекрасно танцевала. Анночка  стала любимой фрейлиной императрицы. И все звали её теперь - Аннет, на западный манер.

   Граф был в восторге от головокружительного успеха Аннет и сделал её своей фавориткой, но, когда у неё появилась незаконнорожденная дочка, он тут же выдал её замуж за своего очень дальнего родственника из Милана, хотя и не русского, но богатого и  титулованного.
   Аннет вышла замуж и, став графиней, тут же  уехала со своим  мужем в Неаполитанское Королевство. К сожалению, взять с собой полугодовалую дочку, рождённую вне этого брака, она не смогла, так как не знала, что ждёт её на новом месте. Поэтому перед самым отъездом оставила малышку матери. Анночка очень плакала, прощаясь с дочкой и родными, и обещала матери забрать девочку при первой же возможности. Но об её отце не сказала ни слова. 
   Она оставила матери на воспитание дочери шкатулку с драгоценностями. Там был  подарок графа к свадьбе - знаменитые алмаз и диадема из бриллиантов, которые он привёз из Королевства, а также разные украшения из серебра и золота и драгоценные камни, которые он подарил ей за всё это время. А она увезла с собой только те, что были на ней.

    На чужбине судьба перестала быть благосклонной к Аннет: родственники мужа не приняли её, так как не одобряли его брак с простолюдинкой, но граф настоял на своём, и их семье пришлось уйти из огромного родового имения и поселиться на берегу Средиземного моря в небольшом замке. Жили они в любви и согласии. Граф решил удочерить девочку, и уже были готовы документы на удочерение. Дело оставалось только за малым: привезти дочку Анночки из России. Анночка была очень счастлива и считала дни до скорой встречи. Но её счастье было недолгим. В миланском театре, на подмостках которого вот уже скоро, как три года пела Анночка, случился пожар, и она прямо на сцене задохнулась от дыма. Та же участь постигла и её мужа, бросившегося ей на помощь. Их вместе похоронили в семейном склепе на берегу моря.
 
   Неожиданная и нелепая смерть Анночки всё перечеркнула, и её дочка так и осталась в Киммерийске, и шкатулка - тоже...


Ольга Клео.
Продолжение следует: Ночные забавы-6


Рецензии