Путешествие в город Дмитров

     Город Дмитров – один из древнейших городов русских знал в своей истории взлёты и падения.
      История Дмитрова началась в далеком XII веке – в это время Дмитров впервые упоминается в летописи. Согласно историческим документам, князь Юрий Долгорукий повелел заложить крепость на берегу Яхромы, что и было сделано в 1154 году.
     XIII-XIV века – неспокойное время в истории Дмитрова – период противоборства за город между Тверью и Москвой. В середине XIV века Дмитров присоединился к Московскому княжеству.
     Историю Дмитрова вообще нельзя назвать спокойной: на город неоднократно нападали враги – литовцы и другие, нередко его разрушали практически до основания.
      В XV-XVI вв. начался расцвет Дмитрова, рост города, развитие экономики. Именно отсюда начинался так называемый «водяной ход», важнейший торговый путь по рекам Сестре, Яхроме и Дубне из Москвы. Однако впоследствии, после проведения торговой дороги на север через Ярославль и Вологду в XVI веке значение Дмитрова несколько снизилось. Тем не менее, чуть позже Дмитров стал поставлять в Петербург овощи и хлеб и снова стал одним из важнейших торговых пунктов Подмосковья.
      В XVIII веке история Дмитрова – это уже история промышленного города: здесь работали сальные, кожевенные и солодовенные заводы.
     Середина XIX века – новый период упадка в истории Дмитрова, который был обусловлен строительством железной дороги между Москвой и Петербургом. Население Дмитрова в этот период сократилось.
     Во времена СССР в Дмитрове открылись новые заводы – экскаваторный, трикотажная фабрика и др. А строительство канала им. Москвы в 1937 году превратило Дмитров в крупный портовый город.
      Поездки в этот город у меня всегда были деловыми, но если время позволяло, то я обязательно шёл по нему погулять. Так случилось и в этом году. Я выступал с Рождественским спектаклем в Дмитровском детском доме для больных детей. ДЦП (детский церебральный паралич) – требует особого подхода к воспитанию и образованию такого ребёнка, поэтому не все дети здесь сироты, к некоторым из них постоянно приезжают родители. Не обделены они и вниманием церкви. К ним приходят батюшки из рядом стоящего храма Казанской иконы Божией матери, и над ними взял попечение приход храма святого князя Александра Невского при МГИМО.
      Такой тёплый приём я мало где видел. Удивительная взаимопомощь детей инвалидов здесь грамотно приветствуется педагогами. Когда дети расходились после представления, то те кто мог ходить с некоторыми дефектами помогали заехать в лифт детям на колясках. За достаточно короткое время пребывания среди них я увидел не один пример кротости и смирения, а главное терпеливого отношения друг к другу. Многим из ребят  удаётся даже получить высшее образование, благодаря адаптированной системе обучения.
      Я сердечно со всеми попрощался  и выйдя за ворота приюта зашёл в храм Казанской иконы Божией матери поблагодарить Бога за столь тёплый приём от детей и педагогов этого заведения. Выйдя из храма, я заметил маленький двухэтажный дом с вывеской, на которой было написано, что это дом музей  новомученика Серафима (Звездинского)- епископа Дмитровского.  Здесь он жил и молился с1920 по 1922 годы. Сотрудникам музея я рассказал, что пишу для газеты «Глас Солнечногорья» и они рассказали мне об экспозиции.
        Владыка жил  скромно. В музее восстановлена домовая церковь по сохранившемуся рисунку духовных чад епископа Дмитровского и освящена митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием во имя священномученика Серафима. Комната, где жил владыка обставлена старыми вещами примерно повторяющими простой интерьер того времени. Часть экспозиции посвящена гонениям на Церковь и грандиозному подвигу мученичества и стояния за православную веру. Баннер с изображением полуразрушенного Храма Христа Спасителя, заполнивший все пространство стены, дополняет предметный ряд: на земле разбросанные обломки архитектурных фрагментов храмов, разломанные предметы богослужебной утвари, создающие реалистичную картину трагичности происходящих событий.
         В двух  других комнатах музей проводит  развивающие занятия с детьми и взрослыми. 
      Далее мой путь лежит в Борисоглебский монастырь. По преданию, Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове основан Юрием Долгоруким примерно в то же время, что и сам город — в середине XII века. Однако, точная дата основания обители не известна: в 1610 году, в Смутное для России время, пожар, разбушевавшийся в монастырских стенах, уничтожил весь монастырский архив.
      Первое документальное свидетельство, дошедшее до наших дней, вопреки преданию, относит основание обители к гораздо более позднему периоду — к XV веку. Об этом свидетельствует белокаменный крест, поставленный, согласно надписи на нем, «на Благовещенье в 1462 году» и обретенный братией под Алексеевским приделом Борисоглебского собора обители более 400 лет спустя. Ныне эта святыня находится в краеведческом музее г.Дмитрова.
     В начале XVII века на монастырь, как, впрочем, и на всю Русь, обрушиваются испытания Смутного времени: в 1610 году польско-литовские банды совместно с русскими изменниками разорили Дмитров и сожгли Борисоглебский монастырь. Нелегко давалось возрождение из пепла – лишь спустя десять лет обитель была полностью отстроена заново.
      В 1652 году Борисоглебский монастырь по указу царя Алексея Михайловича приписан к Новгородскому Архиерейскому дому и становится подмосковной резиденцией его «собинного» (ближайшего) друга — Новгородского митрополита Никона, впоследствии Патриарха всероссийского.
     Значение монастыря то возрастало, то уменьшалось в зависимости от эпохи. Теперь это единственный уцелевший в городе монастырь. После революции он был закрыт в 1926 году и превращён в музей, но потом отдан НКВД под управление «Дмитлага». В 1932 здесь проходило строительство канала Москва-Волга.
      Рядом с монастырём стоит памятник святым братьям Борису и Глебу. Святым воинам подвиг, которых состоит в том, что они не воевали. Не пожелав в сражениях проливать братскую кровь своих подданных, они приняли мученическую смерть от убийц, за что и сподобились святости.
     От памятника уже видны купола Успенского кафедрального собора. Я иду в его сторону, но с грустью понимаю, что уже темнеет и дорога назад может растянуться очень надолго. Все эти святыни находятся достаточно близко друг от друга, и при желании и хорошей погоде имеет смысл походить пешком, чтобы проникнуться атмосферой этого древнего города. У меня возникает желание приехать сюда специально ещё раз для того, чтобы ещё раз обойти эти места.

      


Рецензии
Спасибо большое, Максим Юрьевич,
за этот такой интересный рассказ - путешествие
по городу, его историю!
Вдохновения и всего самого доброго Вам!
С уважением-

Галина Преториус   10.10.2021 21:14     Заявить о нарушении
Благодарю вас за отзыв, Галина!

Терехов Максим Юрьевич   10.10.2021 21:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.