Я иду по росе босы ноги мочу

Вчера я шёл по лесам, вырубкам вдоль славной реки Смородинки и пел песни. Странный репертуар: «Он пришёл с лицом убийцы, с видом злого кровопийцы. Он сказал, что он мой критик и доброжелатель мой…» (Тимур Шаов); «Дорогая передача, во субботу, чуть не плача, вся Канатчикова дача к телевизору рвалась…» (Владимир Высоцкий); «Пой, пой, лира о тайнах тройного кефира, о бездуховности клира и первой любови козла…» (Борис Гребенщиков).

Не то, чтобы я певец, хотя по молодости сочинял и исполнял свои песни. Сейчас не пою обычно, но тут надо было. Шёл я по делу… по лесной подстилке, конечно, но по делу. Чтобы проверить остатки лесного хозяйства на Карельском перешейке: вырубки и лесопосадки. А пел я от страха. Леса не боюсь, но кто его знает – что таится за кустами и стволами? К примеру, медведь.

Когда я был двухметроворослым блондином с голубыми пронзающими глазами, я охотился на медведей. С видеокамерой. Жаль, что медведи не знали об этом. Единственный раз, когда медведь решил повидаться со мной, был на Камчатке. По дороге на вулкан Опала мы остановились на просторном ягоднике, и пасшийся там медведь встал на задние лапы, присмотрелся к нам и, увидев, что я без камеры, удручённо сплюнул и ускакал в заросли.

Другой близкий контакт случился в горах Байкальского заповедника, когда я забрался по медвежьей тропе и ощутил мощный, тревожный запах топтыжьей лёжки. Я был с камерой, был молодой, безбашенный, не верящий в плохое. Поэтому медведь решил не портить себе карму. Если бы я неожиданно вышел на него из-за поворота тропы… В общем, он ушёл гулять по берегу Байкала.

С тех пор прошло 20 лет и теперь я уже не хочу встречаться с медведем. И его незримое присутствие сильно нервирует. А как узнать, что он тут есть? Верно – по следам. А если трава? Верно – по «кучкам». Вот такую свеженькую «кучку» я и нашёл. Прямо на огромной вырубке, недалеко от шумного Приозерского шоссе. В «кучке» любопытными бусинками посверкивали семена ягод – мишка подбирал тут остатки мощного в этом году урожая черники. «Кучка» свежая и излучающая страх.

Сразу захотелось говорить громче и топать сапогами сильнее. Всё-таки медведь не дурак, и если услышит тебя издаля, то обойдёт стороной, чтобы не связываться. А вот если неожиданно столкнёшься с ним, то чёрт знает, что может произойти. Побороть его невозможно, убежать тоже.

Вот я и вспомнил молодость – я тогда много пел и даже представлял себя в мечтах Йеном Гилланом из божественных Deep Purple.  Забыл про это и навык пения потерял, и вот пригодился давний опыт. Известно, что поющего мишка обойдёт дальней стороной.

Вы ведь знаете выражение «Медведь на ухо наступил»? Конечно! Родилась эта пословица много сотен лет назад как раз на Карельском перешейке, когда не в меру одарённый пейзанин с прекрасным слухом разливался по опушкам песнью всепобеждающей любви. Звучало это как-то так: «Ашикоса уантакое и шилиши и пурму энтэ! Нифас, куту, пермоки, энтэ, я вам луйлу, я тэ буа!». Медведи тогда были не в пример нынешним – один устал, догнал, повалил и наступил поочерёдно, смачно, мстительно, в придыхом и хаканием, сосредоточенно и дерзко на оба уха певчего пейзанина: «Чтоб понял тот, кто рот свой мучит, какие он рождает тучи и демонический накал в душе животных! Я сказал!»…

Возможно дело было и не так. За давностию времён эти краеведческие легенды стали похожи на волшебные карельские валуны, что вольготно лежат в густой тайге, укрытые вековыми мечтаниями мхов и листьев.

Что-то я заболтался – собственно я про то, что не надо выпендриваться (с детства не люблю воображал!) и тяните за собой песню, просто указывая свой путь, аудиоорально сообщая окружающему лесу, что ты идёшь и ни с кем встречаться не хочешь. Во избежание, как говаривал г-н Привалов г-ну Камноедову. Я млею от этой книги братьев Стругацких: «Вот тут, – сказал я веско, тыча пальцем в список, – наличествуют товарищи в количестве... м-м-м... двадцати двух экземпляров, лично мне неизвестные. Эти фамилии я хотел бы с вами лично провентилировать. – Я посмотрел ему прямо в глаза и добавил твёрдо: – Во избежание».

Опять отвлёкся, прошу прощения, о читатель! А что делать, если вся жизнь, это череда эмоций, цепляющихся друг за друга коготками образов и впечатлений. Убери их и от жизни не останется ничего кроме пустой породы. Породы… это ещё хорошо если она будет благородная! А если так себе? Вся жизнь по трубам и пролетит без толка, но с шумом. А ты такой весь красивый и возвышенный сидишь на краю унитаза.

Так, вернёмся в лес.

Напомню, что шёл я по лесной подстилке по работе. Надо было зафиксировать на фото бардак, который превалирует в лесном хозяйстве. Говорят, недавно Мишустин (глава очередного и временного правительства) отметил, что Ленинградская область самая передовая в стране в плане восстановления леса после варварских рубок.

Вот чёрт, проклятая хорошая память – «так я вам вот что скажу, Саахов и украл..» нет, не украл и не Саахов. Я вам скажу, что жуткие вырубки, которые на бумаге покрыты мощными, тянущимися к небу молодыми лесами, в реальности представляют из себя мордорские пустоши, заполненные трупиками посаженных сосен и ёлок. Редкие из них выжили и выглядывают из канав и травяных джунглей с надеждой на спасение.

Печально это. Удручающе. Хотя воздух довольно чист, даль вполне прозрачна, птицы мелодично свистят, медведи какают от души, упитавшись черникой и малиной. Конечно, это лишь танцы на грани чумы. Был такой сюжет в средние века, когда мир рушился и спасения не было видно.

Лес срублен, продан, предан и ещё раз продан и предан – отчитанные в финансовых квитанциях и публикациях СМИ молодые ёлки и сосны умирали в самый момент своей высадки, ведь даже сажающие их в глубине души знали, что они оставляют деревца на погибель и это подлый, бесполезный труд.

В общем, иду я по этим терниям, иду, размышляя о судьбах незавидных, государство наше поразивших, и выхожу уже к самой Смородинке, где в своё время проходила граница с Великим княжеством Финляндским. Здесь чудом сохранились могучие ельники, которые так хочется вырубить промышленникам. Они с того и с этого боку заходят, неймётся. Заказник сделать не дают. Привлекают нечестных лесопатологов, которые тут же обнаруживают короеда-типографа и пишут скорое заключение: лес надо спасать! А спасать бегут люди с топорами – ну чем ещё ворога русский мужик отбить может!? Просто чудо, что пока ещё не весь этот прекрасный лес убит топорами.

Есть ещё привольные уголки и я дошёл до них. Тут мы в прошлом году со специалистом из Финляндии искали и нашли! Редкие растения, мхи и… Особенно тщательно он осматривал основания мощных осин. Прямо как золотоискатель. И ведь нашёл золотое зерно! Кратко станцевав «биоджигу», он протянул нам ладонь, а в ней сияло на солнце ярко жёлтое, золотое зернышко. Что это? Это помёт летяги. Кал прелестнейшего и редчайшего зверька, о существовании которого знает гораздо меньше людей, чем тех, кто верит в то, что Земля плоская.

Это «золотое зёрнышко» возбудило в нас азарт, и мы забегали по лесу в поисках ещё таких же. Бегали долго. Пока на крутом склоне Смородинки не увидели на корнях огромной осины целую россыпь «золота». Тут летяга живёт. Значит, этот лес должен быть неприкосновенным!

Пока так и есть.

В таких лесах привольно папоротникам. Чудесное растение, распускающее себя павлиновым хвостом, уступая ему в цветистости, но знатно превосходя в очаровательной форме, узорчатости, вырезанности и осеннем многоцветии.

Я шёл, раздвигая перистые листья, и вдруг понял: медведь, он как легендарный папоротников цветок! Ведь что такое цветок папоротника, если не волшебство?

Цветёт папоротник только в ночь на Ивана Купалу, когда орлинокрылыми листьями вздымается почка, растёт до полночи и в самую её пору с треском раскрывается, озаряя лес сиянием огненного цветка. Увидеть его дано не каждому, потому что цветение папоротника, это обряд нечистой силы, и она пуще глаза своего бережёт секрет. Но кто увидит, будет одарён: он овладеет языком цветов и птиц, сможет говорить с деревьями и невидимым носиться по лесу, обретёт дар смотреть сквозь землю и видеть клады. Запомните, братья мои, если вам повезёт и папоротник откроет перед вами цветок, зашейте его в разрез на левой руке. И будет вам счастье и удача! Но берегитесь – нечистая сила попытается отнять своё сокровище.

Я шёл по прекрасному смородинскому лесу и думал, что медведь и его «кучка» стали моим «цветком папоротника». Они раскрыли душу и выбили пыль из головы, протёрли глаза, обострили слух и зрение, заставили петь. Я увидел чудный мир свежим и ясным, как никогда. И вот они, разноцветные папоротники, сбежались ко мне и гладят ноги крыльями-перьями, прощаются до весны, когда солнце исполнит их корни стремлением вверх и полезут побеги, похожие и на молодых дракончиков, и на сомкнутые ладони дриад, из земли, лаковые, сочные, праздничные: взойдут навстречу возрождению мира символом надежды, которой так не хватает сейчас.

А так то, папоротник никогда не цветёт — он размножается спорами.

Я бы тоже с вами поспорил. Если у вас есть желание.


Рецензии