День рождения поэта. Лев Николаевич Гумилёв

«До войны сидел за папу, а после войны- за маму»

Лев Гумилёв.



Сегодня, в  первый день октября,  сутра не было никакой возможности сосредоточиться  на главном событии дня- дне рождения Льва Николаевича Гумилёва  (01.10.1912- 15.06.92)- сына двух великих поэтов Серебряного века, всем известных Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Ребёнком родители не занимались. Сына доверили бабушке, Анне Ивановне Гумилёвой, которая увезла  его в имение Слеп­нево Бежец­кого уезда Тверской губернии.

В тридцатые годы Лев Гумилёв неоднократно подвергался аресту и заключению (1935, 1938-43).
 Очень тяжело читать информацию о этом периоде его жизни. Арестован и заключён в лагеря (1949-56). Все самые лучшие годы вынужден был сидеть по тюрьмам и лагерям, а душа, сердце, руки тосковали по занятиям наукой. И ею, к сожалению,он займётся лишь после смерти Сталина.

ИЗ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ:

Копия фотографии из архивно- следственного дела Л.Н. Гумилева, хранящегося в архиве УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Л.Н. Гумилев арестован (в третий раз) 06.11.1949 в Ленинграде, 09.11.1949 доставлен из Ленинграда в Лефортовскую тюрьму 13.09.1950 приговорён Особым совещанием при МГБ СССР по ст.ст. 58-8, 58-10 ч. 1, 58-11 УК РСФСР («принадлежность к антисоветской группе, террористические намерения и антисоветская агитация») к 10 г. ИТЛ («повторник» по делам 1935 и 1938 гг.). Отправлен из Лефортовской тюрьмы 11.10.1950, прибыл в Челябинскую пересыльную тюрьму 14.10.1950. Находился в заключении в Особом Песчаном лагере МВД СССР на территории Карагандинской обл. (23.11.1950 прибыл в 3-е отделение Карлага, 13.12.1950 переведён в 10-е лаготделение). 03.09.1951 переведён в Камышлаг(Особый № 10; Мысковский район Кемеровской обл.), в 1952 - на л/п в пос. Сыркаш (г. Междуреченск Кемеровской обл.). В июне 1953 Камышлаг передислоцирован в Омск. Освобождён в июне 1956.

Кемеровская обл. г Киселёвск- моя малая родина, а г.  Мыски и г. Междуреченск- западно-сибирские города, где прошло  тяжёлое время жизни поэта.

Лев Николаевич окончил исторический факультет ЛГУ (1946).
Кандидатская диссертация: «Политическая история первого тюркского каганата (546-569 гг.)» (ЛГУ, 1948).
Докторская: «Древние тюрки: История Средней Азии на грани древности и средневековья (VI-VII вв.)» (ЛГУ, 1961).
Докторская диссертация: «Этногенез и биосфера Земли» (1974, доктор географических наук).

Научный сотрудник Эрмитажа (1956-62).
Научный сотрудник НИИ географо- экономический институт ЛГУ (с 1962).
Разработал оригинальную концепцию этногенеза, который связывал с биосферой Земли. Ключевым понятием концепции является пассионарность, то есть повышенная активность (в том числе и творческая), уровень которой и определяет фазы этногенеза и место этноса в мире. Внёс заметный вклад в изучение истории кочевников.
Призывал отказаться от европоцентризма и называл себя «последним евразийцем», считая, что Евразия является особым цивилизационным пространством. Через призму этих теорий рассматривал русскую историю. Отрицал, что подчинение русских земель монголо- татарам было игом, доказывая, что это защитило русский этнос от поглощения западной культурой.

Л. Н. Гумилёв- участник Великой Отечественной войны (1944-45гг). 
Сведения о нём, как о солдате, скудны, впрочем, как и  о лагерном периоде его жизни. Сохранились три военных стихотворения,  несколько писем и военный билет, его личное дело в Центральном архиве Министерства обороны РФ.

13 октября 1944 года Туруханский райвоенкомат призвал Гумилёва в ряды Красной армии. Он попал в учебную часть в Красноярске,  оттуда- на войну. В декабре эшелон добрался до Москвы, далее рядового Гумилёва направили в  г. Брест, где обучали на зенитчика и направили на фронт незадолго до начала  Висло- Одерской наступательной операции.
«Во время военной службы с Гумилёвым произошёл казус: в брошенных немцами домах оставались запасы, которыми охотно пользовались наступавшие советские солдаты. Однажды Лев Николаевич увлёкся маринованными вишнями, найденными в каком-то доме, и к своим добрался только через три дня.  Достоверность этой истории подтверждается письмом Э. Герштейн от 12 апреля 1945 года. По косвенным данным можно определить, что он начинал службу в другой части, а к 1386-му зенитно- артиллерийскому полку 31-й зенитно- артиллерийской Варшавской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизии, которая являлась резервной,  был прикомандирован после этого случая».

В начале марта рядовому Гумилёву была объявлена благодарность «за отличные боевые действия при прорыве сильно укреплённой обороны немцев восточнее города Штаргард и овладении важными узлами коммуникаций и сильными опорными пунктами обороны немцев в Померании». Участвовал в боях при  взятии Альтдамма 20 марта 1945 года,  посвятил этому стихи, литературные достоинства которых, по мнению его биографа С. Белякова, невелики.
 В письме к Э. Герштейн раскрыл свой военный быт следующим образом:
«Воюю я пока удачно: наступал, брал города, пил спирт, ел кур и уток, особенно мне нравилось варенье; немцы, пытаясь задержать меня, стреляли в меня из пушек, но не попали. Воевать мне понравилось, в тылу гораздо скучнее».

 В Берлинской операции 31-я дивизия Резерва Главного командования усилила ПВО 3-й общевойсковой армии генерал-полковника Горбатова. 3-я армия, где служил Гумилёв, шла во втором эшелоне советского наступления, должна была обойти Берлин с юга, помогая
замкнуть кольцо окружения.

Ещё строки из письма Льва:
«К сожалению, я попал не в самую лучшую из батарей. Командир этой батареи старший лейтенант Фильштейн невзлюбил меня и поэтому лишал всех наград и поощрений. И даже когда под городом Тойпицем я поднял батарею по тревоге, чтобы отразить немецкую контратаку, был сделан вид, что я тут ни при чём и контратаки никакой не было, и за это я не получил ни малейшей награды».
Очевидно, что Лев  имел серьёзные боевые заслуги, но оказался обойдённым начальством.

За время службы Гумилёв удостоился двух медалей — «За взятие Берлина» и «За победу над Германией», а также грамоты- благодарности за Штаргард и Берлин. Но от этого периода  не осталось фотографий и свидетельств о его боевых товарищах.

ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ  ДОВОЕННЫХ ЛЕТ

Они живут, не возвратясь обратно(1935)

Они живут, не возвратясь обратно
Туда, где смерть нашла их и взяла,
Хоть в книгах полустёрты и невнятны
Их гневные, их страшные дела.
Они живут, туманя древней кровью,
Пролитой и истлевшею давно,
Доверчивых потомков изголовья.
Нас всех прядег судьбы веретено
В один узор, но разговор столетий
Звучит, как сердце в сердце у меня,
Так я двусердый, я не встречу смерти,
Живя в чужих словах чужого дня.

* * *
Из цикла "История"

В чужих словах скрывается пространство:
Чужих грехов и подвигов чреда,
Измены и глухое постоянство
Упрямых предков, нами никогда
Невиданное. Маятник столетий
Как сердце бьется в сердце у меня.
Чужие жизни и чужие смерти
Живут в чужих словах чужого дня.
Они живут, не возвратясь обратно
Туда, где смерть нашла их и взяла,
Хоть в книгах полустерты и невнятны
Их гневные, их страшные дела.
Они живут, туманя древней кровью
Пролитой и истлевшею давно
Доверчивых потомков изголовья.
Но всех прядет судьбы веретено
В один узор; и разговор столетий
Звучит как сердце, в сердце у меня.
Так я двусердый, я не встречу смерти
Живя в чужих словах, чужого дня.
1936

Вот как описал освобождение польской столицы, находясь уже на немецкой земле перед битвой за Берлин, рядовой 1386 полка 31- дивизии Лев Гумилев:

Мы шли дорогой русской славы,
Мы шли грозой чужой земле,
И лик истерзанной Варшавы,
Мелькнув, исчез в январской мгле.
А впереди цвели пожары,
Дрожала чуждая земля,
Узнали тяжесть русской кары
Её леса, её поля.
Но мы навеки будем правы
Пред вами, прежние века.
Опять дорогой русской славы
Прошли славянские войска.
Франкфурт- на- Одере

11 апреля 1945 г.

Из  статьи «Я — русский солдат».  Л. Н. Гумилёв на фронте Великой Отечественной войны.  Центр Льва Гумилёва:

 В квартире великого русского учёного Л. Н. Гумилева, в основном, книги, — а на почётном месте, у иконы Ангела Златые Власы — солдатский котел;к. С ним Лев Гумилев дошёл до Берлина.
«Я — русский солдат. Я всю жизнь, все время на войне. Мы ведь, Гумилевы, каста военных, были священники, но, в основном, военные, морские, сухопутные офицеры и разведчики. Что я могу сказать о вооруженной защите Отечества, когда я его сам защищал в годы Великой Отечественной войны на передовой, а мой отец имел два Георгия, да и деды, и прадеды были военными. Если верить фамильным преданиям, то мой далекий предок командовал одним из полков на Куликовом поле и там же и погиб. Так что я, скорее, не из интеллигентов, а из семьи военных, чем весьма горжусь».

Он спокойно относился к выпавшим ему лично испытаниям. Никогда не жаловался на судьбу. Говорил:
«Надо вынеси все страдания и оправдатся в слезах и покаянии самому. Судьба — это вероятность состояния. То есть существует процесс, который идёт не жёстко запрограммировано, а вариабельно, причём вариабельность эта зависит от такого количества фактов, что мы их даже учесть не можем, не то, что совладать с ними.
Поэтому и я охотно повторю: что доволен своей судьбой. Я был не был одинок, я был со своим народом и переживал то, что переживал мой народ».

Лев Николаевич пережил свою мать на 26 лет, он умер в 1992 г., успев узнать о реабилитации отца, Николая Гумилёва.

1.1 Немного об отце  - Николае Гумилёве.

В 1911 году Гумилев основал «Цех поэтов», в который входили многие представители литературного бомонда России ( Владимир Нарбут, Сергей Городецкий,  Осип Мандельштам).
 В 1912 году Гумилев заявил о появлении нового художественного течения – акмеизма. Поэзия акмеистов преодолела символизм, вернув в моду строгость и стройность поэтической структуры. В том же году акмеисты открыли собственное издательство «Гиперборей» и одноимённый журнал.

Николай Гумилев, чьи стихи были изъяты из литературного обращения во второй половине 1920-х годов, являл собой образ литературного теоретика, который искренне верил в то, что художественное слово способно не только влиять на умы людей, но и преобразовывать окружающую действительность». Гумилев в качестве студента был зачислен в Петербургский университет на историко- филологический факультет, где изучал старофранцузскую поэзию.

Планы поэта рухнули с началом Первой мировой войны.  Гумилев ушёл на фронт. За храбрость в военных действиях возведён в звание офицера и удостоен двух Георгиевских крестов. После Великой Октябрьской революции поэт полностью отдался литературной деятельности.
В январе 1921 года Николай Степанович стал председателем Петроградского отдела Всероссийского союза поэтов, а в августе этого года его задержали и заключили под стражу.

 Согласно воспоминаниям близких и знакомых, поэт очень сильно страдал от дара предвидения. Зная о событиях, которые произойдут, Николай не мог на них повлиять. К тому же известно о его трагической любви к Анне Ахматовой. Возлюбленную поэт считал порождением тёмных сил. Свою жену он называл колдуньей. Из-за этого пытался покончить жизнь самоубийством, чтобы это все прекратилось. Поэт знал, что не сможет жить без любимой женщины, но в то же время он был уверен в том, что если она станет его супругой, то его жизнь будет ужасной.
Гумилев знал и желал своей смерти, так как был уверен, что долго не проживёт. Именно шестое чувство подсказало ему это.
Его расстреляли через год, после написания стихотворения «Шестое чувство» (1920 г.):

Прекрасно в нас влюблённое вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Ещё не появившиеся крылья;
Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.

1.2.

Анна Андреевна Горенко (23 июня 1889 - 5 марта 1966 года ), известна под псевдонимом Анна Ахматова. Она была одним из самых значительных русских поэтов 20 века.
 В 1965 году она вошла в шорт- лист Нобелевской премии, а в следующем году получила три (три) вторых места.
 Творчество Ахматовой варьируется от коротких лирических стихов до замысловатых циклов, таких как «Реквием» (1935–40), её трагический шедевр о сталинском терроре... Стиль написания, характеризующийся экономичностью и эмоциональной сдержанностью, был поразительно оригинален и самобытен для современников. Сильный и чистый ведущий женский голос вызвал новый аккорд в русской поэзии. Она решила не эмигрировать и остаться в СССР, выступая в качестве свидетеля событий вокруг неё. Её вечные темы включают размышления о времени и памяти, а также трудности жизни и письма в тени сталинизма.

Я не знаю, ты жив или умер,—
На земле тебя можно искать
Или только в вечерней думе
По усопшем светло горевать.
Все тебе: и молитва дневная,
И бессонницы млеющий жар,
И стихов моих белая стая,
И очей моих синий пожар.
Мне никто сокровенней не был,
Так меня никто не томил,
Даже тот, кто на муку предал,
Даже тот, кто ласкал и забыл.

С сыном находилась в постоянных конфликтах. Ей не нравилась его научная деятельность. Она хотела видеть в сыне только поэта.

Фото и информация из Интернета.


Рецензии
Много противоречивого во Льве...
Известную фразу за кого сидел, говорил не один раз в разных редакциях.
За себя сидел... его свидетельство, проклинал отчима Пунина, вовлёк его в "германизацию", поклонение немецкой живописи, скульптуре.
В 1954 году должен был реабилитирован, но за себя сидел. Что официально приговор не соответствует, что как в 1935, до 56 года досиживал за "коллекционирование" в особо крупных размерах. Настоятельное ходатайство Шолохова помогло, Ахматова его слёзно просила, а не то, что ХХ съезд, культ, прочее.
Сейчас такие детали из справочников вытравляют...
Лев обвинял мать, есть письма, за нежелание хлопотать... пока не буду писать, у меня несколько тем о них, всё-таки одесситка.
У них были и противоречия... религиозные... притом жёсткие.

Ахматова себя называла пушкинистом... Травила надуманной клеветой Наталью, за сказки гения. В литературе подвергалась обструкции...
"Реквием" писала намеренно на реакцию Запада...
Западница откровенная.

Владимир Конюков   29.04.2021 21:06     Заявить о нарушении
Владимир! Вся жизнь в миру- сплошные противоречия.Попал Николай Гумилёв по полной... Читала о его жизни. Судить не берусь, не имею права.
История и "политика- дело тёмное, Петруха". Но мы истории не пишем.

Хороши, как не крути, слова баснописца:

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят...

Но всё равно прольётся свет, узнаем за что его осудили, не за коллекцию денег- это уж точно!
С уважением,- Лидия.

Лидия Парамонова -Фокина   29.04.2021 21:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.