Трюк пространства нашей Жизни

Спектакль «Трюк».
По роману «Оскар и Розовая Дама» Эрика-Эммануэля Шмидта.
Режиссер - Яна Тумина. 
В спектакле заняты:
Заслуженная артистка России Марина Солопченко и Ренат Шавалиев,
Куклы: Оскар, его больничные друзья, сиделка Розовая Дама, изготовленные художником  Кирой Камалитдиновой.
Театральная лаборатория Яны Туминой на сцене Театра «За Чёрной Речкой».
В спектакле «Трюк» Яна Тумина предлагает нам взглянуть на пространство человеческой жизни, которое мы видим через призму взгляда десятилетнего мальчика по имени Оскар, который в больнице проживает финальный отрезк своей жизни. В этом воплощении сюжета романа Шмидта мы проникаем во внутренний мир мальчика через его письма адресованные богу, в которых он обращается к нему с накопившимися в его душе вопросами, делится своими мыслями и сомнениями. Его обращения к богу мотивированы пониманием того, что традиционные мифические персонажы детства не обладают необходимым потенциалом и не могут дать ответ на его вопросы и воспринять его мысли.
Строчки его посланий позволяют нам создать визуальную проекцию внутреннего мира маленького человека, чьё пространство жизни стремительно поглощается неизлечимой болезнью. Эти лики драмы жизни являются для него объектом философского размышления на тему жизни и смерти, которые он излает в своих письмах к богу. Временной фактор, ограничивающий отрезок его жизни и осознание необратимости приближения смерти оказывают сильное влияние на его видение окружающего мира. Их присутствие в пространстве жизни десятилетнего мальчика приводят к возникновению синдрома раннего взросления, который ястановится фактором влияния на парадигму его жизни.
В мировоззренческой системе мальчика этот эффект выражается в бинарном присутствии, при котором в нём одновременно сосуществуют детское и взрослое видение жизни и окружающего мира. В спектакле его детские глаза видят реалии взрослого мира, которые воспринимаются и оцениваются им с позиции  возможностей человека, чей таймер жизни включен в режим обратного отсчёта. В реалиях этой формы существование его детский взгляд обретает особое критическое видение реалий взрослого мира и здесь он подобен острому скальпелю прорезающемуся сквозь глубины условностей и моральных табу, скрывающих реальную картину вещей.
 Оскар в его ограниченном пространстве жизни осознаёт, что он бессилен изменить свою жизнь и не может найти ответ на свои вопросы у взрослых, но в его силах совершить поступок, который сделает жизнь лучше людям, чьи горизонты жизни гораздо шире, чем его собственные. Это понимание реалий определяет парадигму его существования и трансформирует пространство вокруг него, в котором формируется вектор познания направленный на поиск компонентов необходимых для достижения ощущения счастья. Оскар в своих диалогах с людьми в больничных стенах познаёт визуальную картину дуальности человеческого существования, в которой общественное и личное понимание успешности и счастья жизни не тождественны и людьми достигнувшие благополучия и успеха не чувствуют себя счастливыми. 
В этом поиске главного фактора счастья жизни Оскар сосредотачивает наше внимание на концепции человеческого существования, при котором каждый человек обладает своей уникальной индивидуальностью, скрытой за фасадом внешней оболочки. Познания многомерности и разноликости человеческой личности подводит Оскара к пониманию, что нет универсального рецепта счастливой жизни, и каждый человек сам определяет её компоненты и у каждого своё понимание счастья. Процесс этого поиска в спектакле визуально иллюстрирован ликами индивидуальности, запечатлёнными в галерее персонажей романа Шмидта «Оскар и Розовая Дама».
Образы людей жизненного пространства мальчика, Тумина воплощает с помощью сложного синтеза приемов различных направлений театрального искусства, в котором можно условно выделить яркий творческий тандем театра кукол и драматического театра, который создаёт особое выделение индивидуальности персонажей. Их образы, созданные в этом сложный тандеме, контрастно выделяются на сером фоне унылого существования в больничных реалиях и здесь эта контрастность визуального воплощения подчёркивает и усиливает понимание, что они заточены в больничных стенах. В этом месте их индивидуальности не могут ничего изменить, здесь они живут в парадигме безнадежного существования в ожидании момента, когда болезнь ослабит свои оковы.
 В этой плоскости познания Оскар приходит к пониманию, что он не может ничего изменить в своей собственной а люди вокруг него достойны лучшей доли и он решает посвятить остаток своей жизни и все свои силы на создание чуда. В его понимании разрушить эту унылую безнадёжную среду больничного существование может только некое событие-трюк, с помощью которого можно обмануть или разорвать оковы болезни.
В спектакле «Трюк», история мальчика по имени Оскара показывает нам технологию создания чуда, которое здесь возникает из человеческого желания и воли противостоять болезни и суровым превратностям жизни. В сюжетном пространстве этой истории желание жить вопреки болезни обладает высоким потенциалом, оно инициирует процесс возникновения чуда, которое разрушает серый фон обреченности их жизни и среды существования. В этой истории в образах Оскара и его больничных друзей каждый из нас может заметить эффект зеркального отражения, в котором мы можем увидеть лики своей собственной жизни. Этот эффект приближает эту сказочную историю к реалиям нашей жизни, в которой мы так же как герои истории под названием «Трюк» в глубине душе мечтает о чуде, и пытаемся совершить трюк, который приблизит нас к счастью жизни и поможет противостоять болезням и её превратностям.


Рецензии