“…отчетливо увидел, что все пять скандх пусты, и сбросил ярмо страданий.” Пять скандх в буддизме описывают процесс восприятия феноменального мира. Можно утверждать, что если есть процесс восприятия, то он формирует и феноменальный мир, и “самость” индивидуума, его личность или “эго”. Действительно, постоянный поток сменяющихся впечатлений, их осознавание, выработка привычек мышления и действия на их основе создают уникальный рисунок, который мы называем своей личностью. Проблема в том, что эта личность, которую мы считаем своей, никому не принадлежит:) Она совершенно спонтанно складывается в результате действия постоянно сменяющихся факторов независимого процесса восприятия, и выглядит как картинки в калейдоскопе. Когда мы говорим о своей личности, мы лишь указываем на некий уникальный рисунок, но при этом забываем, что, как процесс восприятия происходит постоянно, так и личность находится в постоянном процессе изменения. И так же, как нельзя остановить поток восприятия, так же нельзя остановить поток личности, который на самом деле просто проявление первого потока. Но мы делаем фотку небольшого участка этого потока и называем ее своей личностью, своим “я”:) Опять же мы это делаем исходя из принципа непротиворечивости мышления: один и тот же предмет не может одновременно быть и не быть. Но если этот принцип хорошо работает когда я пью свою чашку кофе, то в сфере мышления он совершенно бесполезен, как мы видим. Является ли Будда Буддой в детстве? Или он Будда только когда “просветлел”? Правильный ответ - является, потому что Будда это - поток. Но с точки зрения непротиворечивости мышления мы ответим - что за бред, конечно не является, это же два разных субъекта:))) И вот мы видим полный ответ, который нарушает принцип непротиворечивости: один и тот же предмет “и является, и не является” одновременно. Это и называется “все пять скандх пусты”. Любой, кто отождествляет себя с мимолетной фотографией маленького участка своего пути, привязан к ней, вынужден холить ее и лелеять, испытывать по ее поводу постоянные муки и терзания, как бы что с ней не случилось:) Но тот, кто научился видеть себя, как то, что одновременно и является и не является, тот “сбросил ярмо страданий”. Ибо не может он найти по поводу чего ему страдать:))) Конец первого предложения.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.