Сутра Сердца 5
Дело в том, что это уже другая мысль и другая “пустота”. Если в первом случае мышление освобождается от пустоты сменяющихся образов, то во втором - освобождается от необходимости создания каких-либо образов вообще, включая и образ пустоты. Тем самым мышление полностью переводится в пространство диалектической логики.
Буддисты и буддологи рассуждают о пустоте, как об отсутствии конечной реальности. Они мыслят односторонне, с точки зрения формальной логики. Любое отрицание - это простое проведение границы, обозначение понятия. Отрицание формы - это еще одна форма. И так до бесконечности. Правильное понимание бесконечности является необходимым для понимания своего мышления. Чтобы выйти за пределы этой бесконечности, необходимо признать, что форма и выходит и не выходит за пределы своей границы, что можно условно назвать не-формой. Если нечто выходит за пределы своей границы оно не становится нИчто, оно становится другим нЕчто, то есть продолжается в новых границах. А границы есть только где? Правильно, только в нашем мышлении:))) Это значит, что форма и рождалась и не рождалась одновременно. “Большой взрыв” одновременно и был не был:))) Форма, которая не-форма, или пустота в буддизме - это внутреннее содержание формы/материи, ее суть. При этом, если мы скажем, что содержание важнее самой формы, мы опять попадем во власть иллюзии форм, а точнее формального мышления. Таким образом, видеть материю, одновременно как материю, и как не-материю, или “форма и есть пустота, пустота и есть форма" - есть глубинное свойство нашего мышления, а не разложение материи на невидимые частицы или поиски ощутимого духа. Можно сказать, что это и есть правильный, даже научный взгляд на мир:)
Свидетельство о публикации №220100200608