Услар о колхах

Историками  Грузии, Греции, и других кавказцев собран богатейший метериал про древнюю историю, которая позволила приблизится к разгадке эпохе кавказской цивилизации( кавкас/каука/калка/колхи с божественным слогом).
Актуальность проблемы исследования вопроса  о цивилизации колхи/ghagha,  остаётся неизменной  несмотря  на  то, что  ещё  в  1881  году  известный  русский  учёный  - языковед, членкор  Петербургской  АН  П.К.Услар (заложивший  основы  научного изучения  кавказского  языкознания) поэтому  поводу отмечал (цитирую):  «Происхождение  названия  к о л х о в  объяснено  было  с  помощью  почти  всех  древнейших  языков, но н и к о г д а  это  не было сделано  у д о в л е т в о р и т е л ь н о».1 (Разрядка моя – Л.К.)

Автор  не  ставит  перед  собой  задачу  раскрытие  причин  создавшегося  положения, -  их  целый  узел! Что  же  касается  самой  темы   настоящего  исследования,  то  ни  у  одного  исследователя,  видимо, не  может  вызывать  сомнений  генетическая  связь  терминов «колхи,  калка, халха» с ghalgha - ингушским самоназванием,  которых не случайно средневековые историки называли кавкасионе, позволяя рассматривать целостный седой Кавказ.
Древние источники подчеркивают особую связь египетской цивилизации с загадочными колхами, и некоторые исследователи пытались безуспешно обратить внимание на историю ингушей, единственных обладателей реальной Кавказской материальной культуры из тысяч сохранившихся памятников и самое главное название древнего центра с генетической связью «Г1алг1айЧи», известное как «горная Ингушетия».
Ингушская история история этнонима “Г1алг1а/ghagha” в узком и широком смысле позволяет понять историю использования этнонима колхи на Южном Кавказе. Выходит что этононимы галга/колхи в узком смысле это жреческий культурный и религиозный центр, в широком смысле это общее название разных обществ, свободных родов, с разными названиями( в Ингушетии ; таршхой, орцхой и тд) в Колхиде: гениохи, мосиники и тд).
Исключительный, лучший  ингушский пример позволяет обратить внимание на один из самых консервативных общих похоронных обрядах с древними египтянами, что в свою очередь позволяет отнести дольменую культуру к древним колхам(галга). Дольмены Закавказья связаны с дольменами Северного Кавказа, известными как на побережье Черного моря, так и в бассейне р. Кубани,  горная Ингушетия, причем эта связь подкрепляется и обнаруженным в них материалом... Еще в 19 веке, выдавая замуж девушку спрашивали: «Есть ли у жениха Вов (башня), Г1ала (дом), Мялх-Каш (склеп)». Если у жениха не было башни, девушку еще могли отдать, но не имеющему Мялх-Каш категорически отказывали в родстве. Таково было значение склепа.  На фамильные усыпальницы смотрели как на святыни и упоминали их в клятвах. ...........Заботиться  о   могилах   предков  у   египтян  считалось  священным  делом  семьи,  и  нередко   знатный   и   благочестивый   человек   хвалился   в  своих  могильных  надписях, что  он  реставрировал  гробницы  своих  предков, пришедших  в  упадок! На  оставшихся  в  живых  лежало  также  принесение  даров  покойнику  и  молитвы  за  него  по  большим  годовым  праздникам.




П. К. Услар
О колхах
 http://apsnyteka.org/file/uslar_p_o_kolkhakh.pdf


Интересная работа про народ Колха ( калка, галга), в том плане что Услар характеризуют изначальную неизученность мощь этого народа, именем которого назван Кавказ( каука калка).  Когда в многих  работах про колхов, их пытаются размыть..и это делается умышленно.
Услар считает что колхская цивилизация предшествовала греческой и римской цивилизации и даёт интересные рекомендации как найти следы исчезнущивщих просвещённых колхов среди кавказских народов. Впервые греки близкопознакомились с Кавказом в эпоху могущества здесь этого объединения колхских племен.
Очень интересное предположение барона Услар, что колхи принадлежали к народам контролировавших торговые пути как современные евреи.. и действительно древнейшие термины на торговых путях переводятся на ингушский язык. Геродот связывает, колхов с египтянами, и только галга ингуши имеют факты связи с египтянами, подтверждённых археологическими раскопками, общий похоронный обряд и тд Следует уточнить древние египтяне наоборот считали Пунт колхидский( Кавказ ) страной своих богов. В Египте во дворце Хатшепсут в Мемфисе есть панно «Путешествие в Пунт», - 15 век до Р. Хр. Два ряда иероглифов почему-то ( не случайно)стерты рукой каменотеса.
Известно что «Колхи обладали изысканными манерами. Они были всегда вежливы, учтивы.», «После того как гости переступили порог дома, женщины должны были сразу же встать в знак уважения».
сообщается «хатто-хурритское происхождение колхов, ибо вся Малая Азия была в древности населена этими племенам.»
Раскопки показывают, что «население Колхиды  общинно-родового строя и только начинало переходить к племенному делению с выделением вождей и жрецов.»
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ .  В социальных сетях достаточно материала считать   галга и колхов одним народом, но для ингушей это не достаточно, поскольку слишком много оказалось противников которые пытаются использовать историю, 
( следует напомнить что у осетин есть архаичное название ингушей кулхи, что вероятно говорит о том что часть осетин имеет с нами более древнюю неизвестную общую историю



МЕГАС  - великий, так назывались правители Колхиды, Митридаты- верховные жрецы и сам Александр Македонский .. Древнее царство Колхиды: Легендарная страна изобилия, конфликтов и Золотого Руна.


В различных источниках даются различные варианты названия ингушской столицы  города Магас: Ма'ас (Malac), Магас, Ма(ас (Marlac), М.к.с. (Макас), М.н.к.с. (Минкас), Мегет, Ме-цио-сы, Май-гэ-сы.

ингушское слово "могаш" - "могучий, сильный",
Магас этимологизируется с помощью ингушского языка как "место, земля солнца". Лингвист К.З. Чокаев также считает, "...что Маас этимологизируется как "земля солнца, солнечной благодати". Еще в недалеком прошлом ингуши обозначали солнце словом "ма". Ма - имя солнца и у древних урартийцев.
Слово "Магас" т.о. можно этимологизировать как "земля, место солнца", а если это название города - "город солнца".

Согласно старинному ингушскому преданию этнархом некоторых ингушских родов (Сачгхой, Тумхой, Оздой) считается Маго. На самом деле Маго (букв, "солнечный диск" - инг.) почитался у ингушей как бог солнца. В горах Ингушетии до сих пор сохранился храм Маго-Ерд (инг. "Храм Маго"), посвященный Маго. "Именно к солнцу были обращены моления, совершавшиеся много веков у стен Маго-Ерда... Празднества совершались дважды в году - летом и зимой, и оба раза в дни солнцестояния... Тут уместно напомнить, что именно в мировоззрении алан комплекс "небо-солнце-огонь-свет" занимал центральное место и что аланы плоскостной зоны бассейна Терека... особенно стойко держались исконных верований, нашедших отражение в разнообразных памятниках их культуры".

МА» – Великое и Неповторимое Солнце с родительской благосклонностью ко всему в мире.
«МАГО» – могучий эпитет ... вероятно Александра Макеонского\ . Шапка со стилилизованными рогами Величавого Овена – ведь это Великое Начало. Легенда завершается тем, что через много лет … наконец прибыл он на Кавказ, поклонился ему и сказал, что он сын его. И построил для Кавказа дивной красоты город и назвал его Магас-те\сегодня столица Ингушетии\. Куркъо - древний эпитет Прометея.-  Курхарс- древний национальный ингушский женский  головной убор, Курлат/Курхал - древнеингушский мужской  головной убор.  Куракий - корона, головной убор с рогами Овна!( куррат - шлем А Македонского.. Кавсии --???.)
Чулхойском обществе горной Ингушетии есть примечательные места, связанные с мудрецом Маго: башенный комплекс Маготе, храм Маги-ерды, святилище возвышается на высокой горной вершине, сторожевая башня Маго-джел.
Все вместе они назывались «Железное Маго» (Аьшка М1оаг1ле – по-ингушски).

Греческие легенды, связанные с Колхидой
Неудивительно, что Колхида в греческой мифологии - сказочно богатое царство. Здесь также находится священная роща Ареса, греческого бога войны. Другие колхидские явления в греческих мифах включают место, где Прометей был прикован к горе за кражу секрета огня богов (и где орел приходил каждый день, чтобы съесть его печень), место, где жила искусительница Цирцея, и землю амазонок (свирепых женщин-воинов). Сегодня древний этнический состав колхидцев неизвестен, но древнегреческий историк Геродот описал их как  египтян


Несколько факторов оставались неизменными, независимо от того, кто контролировал землю Колхиды. Во-первых, земля давала обильный урожай, а ремесленники выполняли искусные работы. Во-вторых, народ поднимался (обычно безуспешно), чтобы попытаться свергнуть любого не-колхидского правителя (или правителей Колхиды, которых они считали непригодными для управления). И в-третьих, свирепые горные племена нападут на равнины побережья и разграбят их. Это была частая головная боль для римского гарнизона, захватившего Колхиду. ( академик Сатановский пытался сказать об этой неизвестной связи предков вейнахов с римлянами, которых не было в горах Северного Кавказа.)
Считается Колхиду завоевали киммерийцы, скифы, греки-милетяне, мидяне, персы и, наконец, римляне. .. что несколько преувеличенно если не поздний этапа ...На взгляд других ученных неизвестный страшный катаклизм на Кавказе в районе Чёрного моря уничтожил цивилизацию колхов.. Г1алг1айЧи - культурный и религиозный центр вейнахов в горной Ингушетии, народ галгаев, сотни топонимов с этим названием галгайские и колхские перевалы связывающий воедино Кавказ свидетельствуют о более древней истории в том числе и Магаса, осколка народа великих колхов галгаев.



PS

Некоторые соображения относительно существования
и генезиса термина КОЛХИ

Анализ открытых источников1 показывает, что в научной среде, да и на полях социальных сетей, отсутствует информация о генезисе термина «Колхи». Более того, ряд авторов подвергают сомнению сам факт существования такого образования как «Колхида/Колхидское царство» и «Колхов» - как народа. В то же время в наших руках имеется бесценное средство, которое, на наш взгляд, может не только ответить на поставленные выше вопросы, но и, в некоторой степени, позволит заглянуть в этногенез этого загадочного народа и этим средством, безусловно, является «хранитель тайн -  язык».
В данном случае речь пойдет о языке народа, который (наряду с Грузинским) является автохтоном Центрального Кавказа и широкому читателю известен как «Ингуши», получившие этот экзоэтноним от одноименного и крупного, на то время, населенного пункта «Онгушт»2, в период колонизации царской Россией Кавказа. Но наряду с этим термином Ингуши используют эндоэтноним «Г1алг1ай», корни которого, по нашему мнению, и мнению авторитетных специалистов, уходят в глубину тысячелетий.
Следует заметить, что, с античных времен, этот народ скрывался под различными именами, в том числе, и такими как: гаргары, таргомосианы, нарты (фольклор), кавкасионы, глигвы, кисты, гелы3, дзурдзуки, овш(с)ети4, и, наконец, самые поздние (с подачи ангажированных «специалистов»): ингуши, черкесы, ококи5, чеченцы.
Естественно, столь обширная палитра имен не могла способствовать установлению научной истины, при изучении этногенеза этого древнего народа. Более того, это дало повод, нечистоплотным представителям от науки, для бесконечных спекуляций и фальсификаций относительно его этногенеза, языка и культуры.
В последние два десятилетия в руках независимых исследователей оказался уникальный «инструмент», так называемый «электронный ресурс», широкое использование которого, при установлении научной истины по спорным вопросам, положило конец псевдонаучной гегемонии и обнажила гигантские масштабы искажений исторической и научной действительности.

________________________
1 См. ст. Колхи – материал свободной энциклопедии.
2 Сегодня этот населенный пункт называется Тарское и находится в Пригородном районе, СО – Алания.
3 Не путать с тэйпом «Гелатхой», образованный, видимо, как результат контактной ассимиляции двух кратких гласных звуков одним –
долгим, по следующей схеме: «К1и ялат» ; «К1иелат» ; «Гие:лат» ; «Ге:лат» - букв. – урожай пшеницы, где «к1а: - пшеница и «ялат»          – урожай, сбор, т. е. речь идет о роде деятельности этого тэйпа (из инг. дэйба).
4 Ингушское общество, обитавшее западнее Терека (Л. Мровели, в работе «Картлис цховреба» - житие Грузии, Википедия).
5 Ингушское общество, переселившееся на восток (сегодня очеченились).
Безусловно, этот «инструмент» нанес довольно болезненный удар по армии псевдоученых от официальной науки, начиная от кураторов – бенефициаров и заканчивая исполнителей на местах, но, к сожалению, еще, далеко, не фатальный. Фальсификаторы объединились и тратят колоссальные силы и средства, пытаясь продлить свое бездарное существование, забывая, при этом, народную мудрость: «Сколько веревочке не виться, а конец будет».
Теперь обратимся к первому абзацу текста и попытаемся дать ответы на поставленные вопросы, используя для этого эндоэтноним «Г1алг1а:» в значении «Ингуш» («:» здесь и далее будет означать сильную позицию гласного). Именно такая форма словотолка является сегодня официально принятой, однако, мы полагаем, что с точки зрения законов ингушской лексики, да и живой речи – это, мягко говоря, не совсем верно.
Дело в том, что когда первая гласная находится в слабой позиции, то и живая речь, и законы лексики требуют написания этого термина в форме «Г1аллаг1а:», т. е. с двумя согласными «л» и гласной «а», в слабой позиции. Но, в случае, когда первая гласная в сильной позиции как, например, в слове «Г1а:ла»6 – «наблюдательная башня» /одно из значений/ - то возможна форма как с одним согласным «л», так и с двумя.
Вернемся к термину «Г1аллаг1а:», который, как видно, состоит (при простом разложении) из двух, корневых, частей: «г1алла»7 и «г1а:» и рассмотрим другие, возможные по законам ингушской лексики, варианты этих слоготолков по отдельности. 
Итак, варианты слоготолка «г1алла» (г1алла/в, е, б/ - эпитет бога солнца/света, как творца всего сущего; переносно бык/телец /апис) (вариант «Да:лла/Даь:ла/Да:ла/»8 – эпитет бога изобилия/плодородия, как творца всего сущего):
г1елла (Со г1елла венныв – я устал);
г1илла (г1илла/д/ – обеденный стол /одно из значений/);
г1улла (г1улла/д/ - /диал./ - направление, путь; громовой раскат, орудийный выстрел/залп);
г1олла (г1олла/д/ - направление, путь; например, Со Соаг1а:пча г1олла воаг1а – я иду путем через Сагопши).
Варианты слоготолка «г1а:» (г1а:/е/ - уст. - общество; дружина?):
г1е: (г1е:/г1аь: - дружина?; г1аь:ре – дружинник, г1аь:рой – дружинники);
г1и:/г1ий (г1и:ла – худой, тощий; «г1ий» – реликт совр. хий - вода);
г1у:/г1ув (г1у:/г1ув – идущий, двигающийся; г1ув – колодец, шахта);
г1о: (г1о: /в, е/ - идий, сходий; идущий, идущая).

____________________
6 В чеч. яз. «Г1а:ла» - город, станица (в 1–м значении), а башня (в 4–м значении).
7 Эпоха тельца, ; 4430 – 2280 лет д. н. э., что говорит о древности термина «Г1алла». (др. знач. термина: тур, горный козел; лось).
8 Инг. «Ба:ла» - событие, происшествие (обычно, негативного характера), но его этимологический разбор показывает, что это, в частности, эпитет бога изобилия/плодородия, как творца всего сущего /см. Баал – финик., др. –евр. – хозяин, владыка, а в Финикии, Ханаане и Сирии почитался как громовержец, бог плодородия, вод, войны, неба и солнца, т. е. в Инг. варианте осталась только негативная часть его функционала/.
Используя рассмотренные варианты слоготолков и опираясь на законы и правила ингушской лексики можно предложить целый ряд комбинаций словотолков, в частности, и таких как: «г1иллаг1о:»9, «г1оллаг1и:/хий/», «г1уллаг1а:»10 и, даже, «г1а:лаг1о:»11, взяв первую гласную в сильной позиции, как в словотолке «г1а:ла».
Из анализа данных экскурса в удивительный мир ингушской лексики можно сделать несколько выводов:
1. Представляется вполне закономерным трансформация, на почве других языков, эндоэтнонима Ингушей и термина «Колхида», по схеме, соответственно: «г1аллаг1а:» ; «г1оллаг1и:» ; «колхи» и «г1оллаг1и:т1а» ; «колхи:та» ; «колхи:да». Здесь «т1а» - небно-айнированный диграф, имеющий в ингушской лексике множество значений, в том числе – «на», «над», а переходы «г1» в «к», «х» и «г», а также «т1» в «т» и «д» - явления закономерные. То есть, на почве чужой лексики термин «г1аллаг1а:» - ингуш превратился в «колхи», а термин «г1оллаг1и:т1а» - место обитания ингуша – в «колхи:да», из чего следует, что ответ на генезис терминов «колхи»/«колхи:да» кроется, очевидно, в самоназвании Ингушей.
2. Если наши суждения верны, то Ингуши, живущие сегодня на ЦК, с самоназванием «г1аллаг1а:й», дают вполне убедительный, положительный, ответ на вопрос о существовании «колхов» - как народа и «колхидского царства» - как этнографической области.

_______________________________
9    Груз. диал. «Г1илг1о:» - Ингуш.
10 Осет. «Къулгъа:» - Ингуш (др. вар. в том же знач., «Макъкъалон», 3-е гласное ударное). /для сравн. см. Колхида ... аккад. «Kilhi»; лат.
     «Colchis»; урартск. «Culha» …, источ. Википедия/. 
11 Чеч. диал. «Г1а:лаг1о:» - Ингуш /т. е., букв. живущий в городе, башне/.               


Рецензии