История одной песни Я буду долго гнать велосипед

Я буду долго гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов и подарю букет
Той девушке, которую люблю.

Я ей скажу: "С другим наедине
О наших встречах позабыла ты,
И потому на память обо мне
Возьми вот эти скромные цветы!"

Она возьмёт, но снова в поздний час,
Когда туман сгущается и грусть,
Она пройдёт, не поднимая глаз,
Не улыбнётся даже..., ну и пусть.

Я буду долго гнать велосипед,
В глухих лугах его остановлю.
Я лишь хочу, чтобы взяла букет
Та девушка, которую люблю...

 За последнее десятилетие интерес к жизни и творчеству Н. М. Рубцова заметный. Значение его поэтического наследия неоспоримо. Ведь его стихи несут в себе исконно русскую идею: любовь к Отечеству, к родному краю, к женщине.

Появилась в печати масса публикаций о жизни Н. Рубцова, издаются ежегодно десятки статей и книг о поэте, его творчестве. Печатаются воспоминания о жизни поэта, приводятся факты его биографии, к сожалению, не всегда достоверные, иногда противоречивые. Особенно это касается юности поэта, тотемского периода его жизни, его сильного и чистого чувства к девушке, которая училась в Тотемском педучилище. Для Коли Рубцова это было поистине счастливое время, которое нашло отражение во многих его стихах, навеянных воспоминаниями о первой любви. Ею была Таня Агафонова (позднее Т. И. Решетова) из деревни Космово Междуреченского района Вологодской области.

Так с чего же начиналась эта повесть о первой любви?

    Из воспоминаний Т. И. Решетовой (Агафоновой): «Осенью 1951 года мы с девочками Тотемского педучилища пришли на танцы в лесотехникум. Ребята то и дело приглашали нас с подругой на танцы. Отбоя от парней не было. На очередной танец нас пригласили двое ребят. Меня вел в вальсе улыбчивый паренек, темноволосый, небольшого роста, одет, как и большинство его ровесников, в комбинированную хлопчатобумажную куртку, черные брюки. Все было отглажено, сидело ладно. Красивое лицо с глубоко посаженными черными глазами - все это привлекало мое внимание. А главное, он все время что-то говорил, улыбался и хорошо танцевал. Позднее я узнала, что это был Коля Рубцов.
    Вечера танцев бывали часто. Коля на каждом из таких вечеров настойчиво добивался моего внимания, но безуспешно. Вскоре по какому-то случаю он послал мне поздравительную открытку, на обратной стороне ее были написаны стихи. Я поняла, что это его стихи, но такие обидные для меня. Мне показалось, что он несправедлив ко мне, называя меня высокомерной. После этого я уже не замечала Колю. Да вскоре и он перестал появляться. Слышала, что он уехал поступать в горный.
Потом были письма, фотографии, признания в любви. Затем, летом 1954 года, встреча на выпускном вечере в педучилище. Он каким-то образом приехал поздравить меня с окончанием учебы. Это и сразило меня. Теперь уже только он провожал меня с выпускного вечера, с ним бродили мы по берегу Сухоны, дожидаясь ночного рейса парохода на Вологду. На пристани в Тотьме я плакала, провожая Колю».

     Эпизод прощания у пристани в Тотьме отражен у Николая Рубцова еще в нескольких стихотворениях. Раннее из них - «Минута прощания». А стихотворение «У церковных берез» - автобиографическое. Это точное воспроизведение минут прощания у реки в Тотьме в ожидании парохода. Изменено только время года. Об этом Н. М. Рубцов скажет Тане (уже Т. И. Решетовой) позднее, в 1969 году, при случайной встрече на улице в Вологде.

     Как вспоминает Татьяна Ивановна, свидания их с Копей Рубцовым были действительно очень короткими. Это вечер в ожидании ночного рейса парохода на берегу Сухоны в Тотьме в 1954 в году и несколько дней в конце июля или начале августа того же 1954 года в деревне Космово Междуреченского района, куда Коля неожиданно приехал к Тане Агафоновой в ее родительский дом. Он был очень счастлив в то лето. Чувство радости и счастья, надежды и любви, веры в лучшие дни - в стихотворении «Тот город зеленый» (написано в 1969 г. о Тотьме, о прощании с любимой девушкой в ожидании ночного рейса парохода в Вологду).
 

     Татьяна Ивановна молчала о знакомстве с Николаем Рубцовым почти 40 лет, считая, что это очень личное и как-то неудобно говорить об этом всенародно. И только в 1992 году по настоятельной просьбе В. С Белкова, вологодского писателя, исследователя творчества Н. Рубцова, Татьяна Ивановна решилась написать воспоминания о знакомстве с Колей Рубцовым, о годах юности. И опять надолго замолчала.

      В 2002 году на празднике рубцовской осени в Вологде Татьяна Ивановна Решетова познакомилась с создателем музея Н. М. Рубцова в Москве Майей Андреевной Полетовой. Она убедила Татьяну Ивановну в том, что Рубцов - это история, и каждая страница жизни поэта должна быть известна почитателям его таланта.
Из воспоминаний Т. И. Решетовой: «В августе 1954 г. неожиданно Николай приехал ко мне на родину в Космово. Попал Коля в атмосферу внимания и ласки моей мамы (она узнала, что Коля сирота), и, истосковавшись по материнской ласке, он признавался мне, что хотел бы называть мою мать мамой. Говорил, что ему не хочется отсюда уезжать. Был август, поспела малина. Мы все ходили по ягоды в лес. Для Коли интереснее была дорога в лес, природа, чем сама малина. «Смотри, какая красота!» - говорил он. Часто сидел на берегу речки Шейбухты или уходил в поле...»

Зато с куста нарву для милых уст
Малины крупной, молодой и сладкой
И обнимая девушку украдкой.
Ей расскажу про добрый этот куст.
 

     Из беседы с Т. И. Решетовой: «Из-за чего-то мы поссорились с Колей, как часто бывает с молодыми людьми в 18-19 лет. Компромиссов молодость не знала. Николай уехал из деревни».
О пребывании Коли Рубцова летом 1954 г. в деревне Космово оставили свои воспоминания мама Тани и сестры Нина и Ольга Агафоновы. Вот отрывок (в сокращении) из письма Нины Агафоновой (Сорокиной) сестре Татьяне (декабрь 2000 г.), который напечатан в 2001 году журнале «Автограф» № 21.
«Рубцов приезжал в дер. Космово летом 1954 года. Наверное, в августе, потому что была малина. Мы пошли с ним на реку около деревни. Потом цветы рвали. Он нарвал букетик, наверное, хотел тебя дождаться и подарить. И еще помню, что я, по глупости, конечно, просила написать стихи, а он сказал, что сразу не получится, для этого надо вдохновенье. Но пообещал, что обязательно напишет».


Первоначальный вариант стихотворения «Букет» под названием «Желание» датируется Рубцовым 1958 годом.

Мне очень больно,
Но обиды нет,
И унывать себе я не велю.
Нарву цветов и подарю букет
Той девушке, которую люблю.
Я ей скажу: «С другим наедине
О наших встречах позабыла ты.
Ну, что ж, на память обо мне
Возьми вот эти красные цветы».
Она возьмет, я буду очень рад...
А после снова сердце ранит грусть!
Она уйдет, так и не вскинув взгляд,
Не улыбнувшись даже... Ну и пусть!
Мне больно, но обиды нет...

     Через несколько лет, встретившись с Сергеем Багровым в Тотьме, Рубцов читает сотрудникам редакции стихотворение «Букет».
Мы уже знаем, что в 1952 году, когда Николай и Татьяна учились в Тотьме, будущий поэт целый год добивался внимания Тани, но безуспешно. И в один из дней в общежитии он вручил ей открытку со стихами, в которых язвительно отзывался о ее гордости, об этой черте характера он вспоминает в стихотворении «Букет».

Очевидно, что знакомство и дружба с Таней Агафоновой были самим ярким периодом в жизни Н. М. Рубцова. К сожалению, но как часто бывает в жизни дороги двух молодых людей разошлись...

      Но судьба подарила поэту последнюю встречу с Таней Агафоновой.
Татьяна Ивановна Решетова летом 1969 года заканчивала заочно Вологодский пединститут. Торопясь на последнюю консультацию перед решающим экзаменом, она встретила на улице города в районе старого рынка Рубцова. Он шел, опустив голову. Татьяна Ивановна машинально, не отдавая себе отчета, окликнула его: «Коля!». Они не общались с августа 1954 года (15 лет!). Он сразу узнал ее. Попросил ненадолго задержаться. Они сели на скамейку в сквере, который был рядом. Николай Михайлович очень волновался. Он успел сказать Татьяне Ивановне, что пишет стихи, а многие стихи о любви, о ней.
Татьяна Ивановна спросила:
- Как мне узнать эти стихи?
- Да, почти все стихи о любви...


Рецензии